Развитие и речь Гришки в 2 с половиной года

753 прочитали

В честь очередной красивой даты у Гришки напишу про его успехи в развитии.

С предыдущей статьей - про 2 года и 3 месяца - можно ознакомиться тут:

Напомню: меня зовут Марина, мне 34 года. У нас с мужем Ваней есть сын Гришка двух лет и пяти месяцев от роду. И в ноябре прошлого года у нас родился второй сын, Колянчик. Зимой 2023 года мы много путешествовали с Гришкой, потом были заняты дома малышом. Теперь же первый раз выбрались на отдых с двумя малышами и их бабушкой.

Основное

Рост точный неизвестен, думаю, что около 92 см. Вес примерно 14 кг. Недавно окончательно вырос из 92 размера и перешёл на 98.

Едем в туристическом поезде в Каркасоне
Едем в туристическом поезде в Каркасоне

В садик Гришка не ходит. Зимой и весной почти четыре месяца Ваня его возил на развивашку по 2 часа 2 раза в неделю. И там Гришка даже оставался без папы, только с группой.

Любит маленького братика: обнимает, целует по своей инициативе. Подробнее - дальше по тексту.

Плохо ест, точнее с аппетитом всё в порядке, но появился ужасный консерватизм в еде: от нового отказывается, а любимые блюда таковыми быть перестают. Про проблемы с питанием я уже писала:

И последние новости: мы снова поехали в путешествие на несколько недель. Пока посетили Францию (Париж и Тулуза), и приехали на Канары (Тенерифе). В поездке стал более капризным, но вероятно это вызвано наложением возрастного кризиса (дальше по тексту будет о нём подробнее) на отказ от дневного сна из-за обилия впечатлений.

А ещё мы замечаем у него очередной скачок в развитии речи и интеллекта.

Бежит вокруг замка Каркасон
Бежит вокруг замка Каркасон

Моторика

Крупная моторика, как всегда, отличная. По словам невролога, уже на возраст 3+. Даже не знаю, чего он не умеет. Двигается абсолютно произвольно, без каких-либо ограничений, почти как взрослый. Только бегает смешно: попой немножко виляет))) Обучается новым движениям довольно быстро. Например, недавно за один день научился запускать пенопластовый планёр.

Разбирается с планёром
Разбирается с планёром

Мелкая моторика развита чуть хуже. Хорошо ест сам ложкой, пытается ножом мазать масло на хлеб, вилку почти не использует. Рисует каракули, лепит "рельсы" из пластилина: в его интерпретации это какое-то вытянутое месиво.

Частично сам одевается и раздевается, а также надевает и снимает простую обувь типа сандалий.

Сам моет руки, вытирает лицо, чистит зубы (с дочисткой, разумеется).

Наконец-то, на постоянной основе сам ест ложкой и не просит больше, чтобы его кормили.

Ест крем-брюле
Ест крем-брюле

На горшок не ходит. Но сам сообщает, когда пора ему мыть попу.

Разлюбил мыть голову. То есть раньше он спокойно терпел эту процедуру, а последние пару месяцев сильно возмущается. Сейчас, когда ему делают неприятно, выкрикивает: "Перестань это делать!"

Речь и интеллект

Говорит очень хорошо, предложениями, причём даже сложносочинёнными. Недавно добавилось союзное слово "который". Например, "Это окно, в которое можно смотреть". "Хочу палочки, которые ел раньше".

В принципе, с ним уже можно полноценно общаться, вести беседы. Он сам на многие вопросы адекватно отвечает. Это очень радует!

Теперь его интересует назначение вещей, поэтому в речь вошли также конструкции со словами "для того, чтобы..." Недавно начал цитировать: "Мама сказала, что пора собираться".

Уже почти ушли ошибки в лице местоимений и глаголов. Начал верно употреблять местоимение "я".

Появились вводные слова и конструкции: "Я думаю", "наверное", "кажется". Он такой забавный, когда с серьёзным видом выдаёт что-то наподобие: "Что это за звук? Наверное, это снаружи у соседей".

Быстро запоминает стихи и с удовольствием их рассказывает. Теперь с ним стихи разучивает в основном бабушка.

Продолжает петь песни, теперь уже вспоминает те, что мы ему когда-то давно пели. Внезапно начал петь: "Вместе весело шагать по просторам..." Целый припев выдал, вообще без каких-либо напоминаний до этого. Просто вытащил откуда-то из памяти.

Иностранные слова Гришка тоже запоминает с лёту. Во Франции он выучил "бонжур" и "сильвупле". И название города Тулуза))))

Гришка теперь явно кайфует от того, что он понимает, что происходит вокруг него, и может это объяснить. Поэтому он так любит всё комментировать и получать положительную реакцию. Например, "Мы приехали, ищем место для парковки. Папа будет парковать машину" и всё в таком духе.

Стала очевидна его наблюдательность. У парижской квартиры было фойе, в котором в первые пару дней стояла скамейка. А потом она куда-то пропала. Гришка тут же при выходе из квартиры спросил: "А где скамейка?"

Кроме того, он задаёт много вопросов, к примеру, "Куда мы едем?" "Где бабушка?" "Эти люди не пойдут на площадку?"

Уплетает мороженое, первый раз распробовал, но съел всего чуток
Уплетает мороженое, первый раз распробовал, но съел всего чуток

Ещё у Гришки в речи за последние полгода набралось несколько забавных "мемов":

  • Шебушек саслом (хлебушек с маслом)
  • Дакова (готово)
  • Пименьки (подмышки)
  • Батареньки-еньки-еньки (батарейки)
  • Кувентус (мы не знаем, что это)
  • Катанавы (космонавты)
  • Вазгал (вокзал)
  • Щикатиньки (Щекатилки - так я называю игру, когда я щекочу его обеими рукаими)
  • Бувка (буква)
  • Что-то началось/начнётся (Произносится загадочным голосом)
  • Мама сломала (Началось с самолётика, у которого я случайно отломила одно шасси)
  • Что-то нашёл...
  • Что-то не то...
  • Было дело...
  • Гамуч ("ветер, ветер, ты гамуч")
  • Деталинка (деталь пазла)
  • Полосатая моя! (не знаем, о чём это он)
  • Трусыыыыыыы (при этом смешно щурит нос)
  • Stopp, zurück ("Штопп, цурюк", да, по-немецки "стой, назад". Мы это подхватили, а следом и Гришка, от немецких отдыхающих в том же отеле в Турции. Так мама отгоняла своего ребёнка от местной кошки))))

Гришка сам начал проявлять интерес с буквам и даже запомнил несколько: О, Е, Г. И английскую H (эйч), потому что ей обозначается вертолетная площадка - запомнил по какому-то мультику))) Даже слово helicopter (вертолёт) выучил.

Знает и цифры в написании, почти все. Посчитать предметы до 5-6 тоже может. Обожает нажимать на кнопки в лифте или код на домофоне.

Научился играть в игры: "Колечко, колечко, выйди на крылечко" и "камень-ножницы-бумага". Хотя, кажется, не до конца понимает соревновательный аспект этих игр.

Любит играть в прятки, особенно прятаться. Из чего угодно может пострелять или построить поезд.

Обожает пазлы и умеет собирать уже довольно большие: до 30 деталей. Я как-то раз в апреле засекла, за сколько он сам собрал новый пазл из 16 деталей: 5 минут! Воспитатели на развивашке говорят, что он уже собирает пазлы для возраста 4+.

Про пазлы я написала отдельную статью:

Психика и социальное развитие

Похоже, что начали выделяться индивидуальные черты характера: осторожность, граничащая с боязливостью; застенчивость, любопытство, артистизм.

Гришка в музее авиации, прикид а-ля Стив Джобс)))
Гришка в музее авиации, прикид а-ля Стив Джобс)))

Раньше Гришка боялся очевидных вещей типа пылесоса или роботов. То теперь к этому вполне логичному списку в любой момент могут добавиться необъяснимые вещи или ситуации. Например, торшер с включателем-верёвочкой или кондиционер. Боялся поначалу входить в детский бассейн, где ему воды по пояс, хотя раньше купался нормально. Да и в море купаться отвык, говорит: "боюсь, что мы утонем". Хорошо, что он научился говорить о страхе, мы стали его лучше понимать)))

Имеет представление о том, что хорошо и что плохо. Это мы узнали с помощью дорожной игры, где надо было дать оценку ситуации. Гришка всё (кроме мальчика, отказывающегося от обеда) определил правильно.

Также Гришке свойственно чувство прекрасного. Недавно первый раз в жизни зашёл в церковь (как в музей), тут же сказал: "Как красиво!" Там и правда очень красивые витражи были. А о запахе жареной картошки говорит: "Как вкусно пахнет!"

Гришка в церкви в Каркасоне
Гришка в церкви в Каркасоне

Новых людей, как и раньше, остерегается, но не шугается. За несколько часов может привыкнуть и осмелеть. Например, к нашим друзьям в Тулузе привык довольно быстро, но есть вероятность, что вспомнил год спустя. Если в каком-то месте много людей, может отказаться идти.

Научился всех "пугать": рычит как лев и ждёт реакцию. Если не "испугаться", обидится. Сейчас это у него топовая забава.

Что значительно хуже - повадился драться, а именно шлепать взрослого руками по лицу в состоянии фрустрации или сильной усталости. К сожалению, нам не всегда удаётся сдержаться от "ответочки", и Гришке пару шлепков от родителей уже перепало((( Ваня придумал тактику: обнимать и целовать его, но на это требуется наш психологический ресурс, надо как-то держать про запас...

Вместе на туристическом поезде в Каркасоне
Вместе на туристическом поезде в Каркасоне

Но чаще Гришка довольно ласков, любит обниматься, лежать рядом, может и на ручки попроситься.

Кризис третьего года

На этой ноте переходим к возрастным трудностям, а именно к кризису третьего года. За последние три месяца его проявления заметно усилились и участились. Грубо говоря, теперь Гришка нам "делает мозги" каждый день 😆

Бежит впереди всех, недавно на Тенерифе
Бежит впереди всех, недавно на Тенерифе

Пройдусь вкратце по семи признакам этого кризиса:

  • Негативизм предполагает непослушание в адрес одного члена семьи. У Гришки я такого ещё не замечала. Хотя он порой может сказать: "Мама, уходи!" Чтобы, например, играть только с папой или бабушкой. Это может быть против любого, в случайном порядке.
  • Упрямство означает, что ребёнок стоит на своём желании и выборе, несмотря ни на что, даже если уже перехотел. У нас такого я пока не замечала. Гришку всё ещё несложно отвлечь или переубедить, когда хватает терпения. Но если на чём-то настаивать, то он начнёт упрямиться и не делать. Даже кататься на аттракционы недавно не пошёл, потому что его сильно уговаривали 😆
  • Строптивость, а именно, подрыв норм и правил. Это у нас присутствует: поразбрасывать вещи, противиться укладыванию, залезть маме в подмышки и другое по мелочи. В принципе, особых проблем не доставляет.
  • Своеволие, то есть "я сам!" Буйно расцвело)))) Гришка хочет во всем принимать участие, всё делать сам и помогать. Нажимать все кнопки (лифт, домофон) - непременно! Если его кто-то вдруг опередит, тут же вопит как резаный. Самостоятельно обуваться, одеваться, чистить зубы и даже мыть голову. Во всех таких моментах стараемся дать ему желаемое, чтобы и волки сыты и овцы целы.
  • Протест-бунт. Даже не знаю, можно ли текущие почти ежедневные истерики по любому поводу отнести к этому пункту. Заводится Гришка с полоборота, и уже явно на публику. Но быстро успокаивается, даже говорит: "Я успокоился". Действуем по обкатанной схеме, но всё равно это не фунт изюма. Я про это уже писала:
  • Обесценивания не замечала. Если Гришка вдруг разлюбит поезда, вот тогда это будет оно)))
  • Деспотизм. Вот это прям про Гришку! У него замашки генеральские: любит всех "построить" и в прямом и в переносном смысле. "Папа, иди сюда, мама уходи, бабушка, стой!" У него про всё есть свое представление, как должно быть. В игровой ситуации мы ему, конечно, потакаем. В серьёзных вопросах - нет.

Отношения с маленьким братиком

Очень хорошие. Гришка к Колянчику часто ластится, и в последние месяцы особенно. Обнимает, целует, гладит, делает ему "сороку-ворону". Может даже немного поиграть с ним: подать игрушку, вставить соску, показать, как он сам играет в свои игрушки.

Колянчик обожает смотреть на Гришку, и когда тот его трогает: улыбается, радостно гулит ему. Теперь почти каждый день наблюдаем идиллические картинки. Гришка даже говорит, что любит Колю, но как-то причудливо путается в лицах: "Ты любишь Колю" или как-то иначе, не помню точно.

Гришка целует Колянчика
Гришка целует Колянчика

Однако присутствует и ревность. Гришка может начать что-то делать как Коля: лечь на коврик, поиграть его игрушками, просит иногда подержать его на руках как Колю. Конечно же, очень интересуется кормлением. Подходит, смотрит, пытается потрогать грудь, комментирует: "Это т*тьки, Коля кушает т*тю" и т.п. Но сам приложиться уже не пытается, отвык и разучился 😆

Устроил представление для Коли, с зубной щёткой и самолётом
Устроил представление для Коли, с зубной щёткой и самолётом

С Гришкой становится всё интереснее и интереснее. В чём-то проще - потому что можно общаться языком - а в чем-то сложнее - потому что у него начала проявляться своя воля и индивидуальность.

Летит в самолёте, первый раз на отдельном месте, как взрослый
Летит в самолёте, первый раз на отдельном месте, как взрослый

Другие статьи на похожие темы: