В честь очередной красивой даты у Гришки напишу про его успехи в развитии.
С предыдущей статьей - про 2 года и 3 месяца - можно ознакомиться тут:
Напомню: меня зовут Марина, мне 34 года. У нас с мужем Ваней есть сын Гришка двух лет и пяти месяцев от роду. И в ноябре прошлого года у нас родился второй сын, Колянчик. Зимой 2023 года мы много путешествовали с Гришкой, потом были заняты дома малышом. Теперь же первый раз выбрались на отдых с двумя малышами и их бабушкой.
Основное
Рост точный неизвестен, думаю, что около 92 см. Вес примерно 14 кг. Недавно окончательно вырос из 92 размера и перешёл на 98.
В садик Гришка не ходит. Зимой и весной почти четыре месяца Ваня его возил на развивашку по 2 часа 2 раза в неделю. И там Гришка даже оставался без папы, только с группой.
Любит маленького братика: обнимает, целует по своей инициативе. Подробнее - дальше по тексту.
Плохо ест, точнее с аппетитом всё в порядке, но появился ужасный консерватизм в еде: от нового отказывается, а любимые блюда таковыми быть перестают. Про проблемы с питанием я уже писала:
И последние новости: мы снова поехали в путешествие на несколько недель. Пока посетили Францию (Париж и Тулуза), и приехали на Канары (Тенерифе). В поездке стал более капризным, но вероятно это вызвано наложением возрастного кризиса (дальше по тексту будет о нём подробнее) на отказ от дневного сна из-за обилия впечатлений.
А ещё мы замечаем у него очередной скачок в развитии речи и интеллекта.
Моторика
Крупная моторика, как всегда, отличная. По словам невролога, уже на возраст 3+. Даже не знаю, чего он не умеет. Двигается абсолютно произвольно, без каких-либо ограничений, почти как взрослый. Только бегает смешно: попой немножко виляет))) Обучается новым движениям довольно быстро. Например, недавно за один день научился запускать пенопластовый планёр.
Мелкая моторика развита чуть хуже. Хорошо ест сам ложкой, пытается ножом мазать масло на хлеб, вилку почти не использует. Рисует каракули, лепит "рельсы" из пластилина: в его интерпретации это какое-то вытянутое месиво.
Навыки самообслуживания
Частично сам одевается и раздевается, а также надевает и снимает простую обувь типа сандалий.
Сам моет руки, вытирает лицо, чистит зубы (с дочисткой, разумеется).
Наконец-то, на постоянной основе сам ест ложкой и не просит больше, чтобы его кормили.
На горшок не ходит. Но сам сообщает, когда пора ему мыть попу.
Разлюбил мыть голову. То есть раньше он спокойно терпел эту процедуру, а последние пару месяцев сильно возмущается. Сейчас, когда ему делают неприятно, выкрикивает: "Перестань это делать!"
Речь и интеллект
Говорит очень хорошо, предложениями, причём даже сложносочинёнными. Недавно добавилось союзное слово "который". Например, "Это окно, в которое можно смотреть". "Хочу палочки, которые ел раньше".
В принципе, с ним уже можно полноценно общаться, вести беседы. Он сам на многие вопросы адекватно отвечает. Это очень радует!
Теперь его интересует назначение вещей, поэтому в речь вошли также конструкции со словами "для того, чтобы..." Недавно начал цитировать: "Мама сказала, что пора собираться".
Уже почти ушли ошибки в лице местоимений и глаголов. Начал верно употреблять местоимение "я".
Появились вводные слова и конструкции: "Я думаю", "наверное", "кажется". Он такой забавный, когда с серьёзным видом выдаёт что-то наподобие: "Что это за звук? Наверное, это снаружи у соседей".
Быстро запоминает стихи и с удовольствием их рассказывает. Теперь с ним стихи разучивает в основном бабушка.
Продолжает петь песни, теперь уже вспоминает те, что мы ему когда-то давно пели. Внезапно начал петь: "Вместе весело шагать по просторам..." Целый припев выдал, вообще без каких-либо напоминаний до этого. Просто вытащил откуда-то из памяти.
Иностранные слова Гришка тоже запоминает с лёту. Во Франции он выучил "бонжур" и "сильвупле". И название города Тулуза))))
Гришка теперь явно кайфует от того, что он понимает, что происходит вокруг него, и может это объяснить. Поэтому он так любит всё комментировать и получать положительную реакцию. Например, "Мы приехали, ищем место для парковки. Папа будет парковать машину" и всё в таком духе.
Стала очевидна его наблюдательность. У парижской квартиры было фойе, в котором в первые пару дней стояла скамейка. А потом она куда-то пропала. Гришка тут же при выходе из квартиры спросил: "А где скамейка?"
Кроме того, он задаёт много вопросов, к примеру, "Куда мы едем?" "Где бабушка?" "Эти люди не пойдут на площадку?"
Ещё у Гришки в речи за последние полгода набралось несколько забавных "мемов":
- Шебушек саслом (хлебушек с маслом)
- Дакова (готово)
- Пименьки (подмышки)
- Батареньки-еньки-еньки (батарейки)
- Кувентус (мы не знаем, что это)
- Катанавы (космонавты)
- Вазгал (вокзал)
- Щикатиньки (Щекатилки - так я называю игру, когда я щекочу его обеими рукаими)
- Бувка (буква)
- Что-то началось/начнётся (Произносится загадочным голосом)
- Мама сломала (Началось с самолётика, у которого я случайно отломила одно шасси)
- Что-то нашёл...
- Что-то не то...
- Было дело...
- Гамуч ("ветер, ветер, ты гамуч")
- Деталинка (деталь пазла)
- Полосатая моя! (не знаем, о чём это он)
- Трусыыыыыыы (при этом смешно щурит нос)
- Stopp, zurück ("Штопп, цурюк", да, по-немецки "стой, назад". Мы это подхватили, а следом и Гришка, от немецких отдыхающих в том же отеле в Турции. Так мама отгоняла своего ребёнка от местной кошки))))
Гришка сам начал проявлять интерес с буквам и даже запомнил несколько: О, Е, Г. И английскую H (эйч), потому что ей обозначается вертолетная площадка - запомнил по какому-то мультику))) Даже слово helicopter (вертолёт) выучил.
Знает и цифры в написании, почти все. Посчитать предметы до 5-6 тоже может. Обожает нажимать на кнопки в лифте или код на домофоне.
Научился играть в игры: "Колечко, колечко, выйди на крылечко" и "камень-ножницы-бумага". Хотя, кажется, не до конца понимает соревновательный аспект этих игр.
Любит играть в прятки, особенно прятаться. Из чего угодно может пострелять или построить поезд.
Обожает пазлы и умеет собирать уже довольно большие: до 30 деталей. Я как-то раз в апреле засекла, за сколько он сам собрал новый пазл из 16 деталей: 5 минут! Воспитатели на развивашке говорят, что он уже собирает пазлы для возраста 4+.
Про пазлы я написала отдельную статью:
Психика и социальное развитие
Похоже, что начали выделяться индивидуальные черты характера: осторожность, граничащая с боязливостью; застенчивость, любопытство, артистизм.
Раньше Гришка боялся очевидных вещей типа пылесоса или роботов. То теперь к этому вполне логичному списку в любой момент могут добавиться необъяснимые вещи или ситуации. Например, торшер с включателем-верёвочкой или кондиционер. Боялся поначалу входить в детский бассейн, где ему воды по пояс, хотя раньше купался нормально. Да и в море купаться отвык, говорит: "боюсь, что мы утонем". Хорошо, что он научился говорить о страхе, мы стали его лучше понимать)))
Имеет представление о том, что хорошо и что плохо. Это мы узнали с помощью дорожной игры, где надо было дать оценку ситуации. Гришка всё (кроме мальчика, отказывающегося от обеда) определил правильно.
Также Гришке свойственно чувство прекрасного. Недавно первый раз в жизни зашёл в церковь (как в музей), тут же сказал: "Как красиво!" Там и правда очень красивые витражи были. А о запахе жареной картошки говорит: "Как вкусно пахнет!"
Новых людей, как и раньше, остерегается, но не шугается. За несколько часов может привыкнуть и осмелеть. Например, к нашим друзьям в Тулузе привык довольно быстро, но есть вероятность, что вспомнил год спустя. Если в каком-то месте много людей, может отказаться идти.
Научился всех "пугать": рычит как лев и ждёт реакцию. Если не "испугаться", обидится. Сейчас это у него топовая забава.
Что значительно хуже - повадился драться, а именно шлепать взрослого руками по лицу в состоянии фрустрации или сильной усталости. К сожалению, нам не всегда удаётся сдержаться от "ответочки", и Гришке пару шлепков от родителей уже перепало((( Ваня придумал тактику: обнимать и целовать его, но на это требуется наш психологический ресурс, надо как-то держать про запас...
Но чаще Гришка довольно ласков, любит обниматься, лежать рядом, может и на ручки попроситься.
Кризис третьего года
На этой ноте переходим к возрастным трудностям, а именно к кризису третьего года. За последние три месяца его проявления заметно усилились и участились. Грубо говоря, теперь Гришка нам "делает мозги" каждый день 😆
Пройдусь вкратце по семи признакам этого кризиса:
- Негативизм предполагает непослушание в адрес одного члена семьи. У Гришки я такого ещё не замечала. Хотя он порой может сказать: "Мама, уходи!" Чтобы, например, играть только с папой или бабушкой. Это может быть против любого, в случайном порядке.
- Упрямство означает, что ребёнок стоит на своём желании и выборе, несмотря ни на что, даже если уже перехотел. У нас такого я пока не замечала. Гришку всё ещё несложно отвлечь или переубедить, когда хватает терпения. Но если на чём-то настаивать, то он начнёт упрямиться и не делать. Даже кататься на аттракционы недавно не пошёл, потому что его сильно уговаривали 😆
- Строптивость, а именно, подрыв норм и правил. Это у нас присутствует: поразбрасывать вещи, противиться укладыванию, залезть маме в подмышки и другое по мелочи. В принципе, особых проблем не доставляет.
- Своеволие, то есть "я сам!" Буйно расцвело)))) Гришка хочет во всем принимать участие, всё делать сам и помогать. Нажимать все кнопки (лифт, домофон) - непременно! Если его кто-то вдруг опередит, тут же вопит как резаный. Самостоятельно обуваться, одеваться, чистить зубы и даже мыть голову. Во всех таких моментах стараемся дать ему желаемое, чтобы и волки сыты и овцы целы.
- Протест-бунт. Даже не знаю, можно ли текущие почти ежедневные истерики по любому поводу отнести к этому пункту. Заводится Гришка с полоборота, и уже явно на публику. Но быстро успокаивается, даже говорит: "Я успокоился". Действуем по обкатанной схеме, но всё равно это не фунт изюма. Я про это уже писала:
- Обесценивания не замечала. Если Гришка вдруг разлюбит поезда, вот тогда это будет оно)))
- Деспотизм. Вот это прям про Гришку! У него замашки генеральские: любит всех "построить" и в прямом и в переносном смысле. "Папа, иди сюда, мама уходи, бабушка, стой!" У него про всё есть свое представление, как должно быть. В игровой ситуации мы ему, конечно, потакаем. В серьёзных вопросах - нет.
Отношения с маленьким братиком
Очень хорошие. Гришка к Колянчику часто ластится, и в последние месяцы особенно. Обнимает, целует, гладит, делает ему "сороку-ворону". Может даже немного поиграть с ним: подать игрушку, вставить соску, показать, как он сам играет в свои игрушки.
Колянчик обожает смотреть на Гришку, и когда тот его трогает: улыбается, радостно гулит ему. Теперь почти каждый день наблюдаем идиллические картинки. Гришка даже говорит, что любит Колю, но как-то причудливо путается в лицах: "Ты любишь Колю" или как-то иначе, не помню точно.
Однако присутствует и ревность. Гришка может начать что-то делать как Коля: лечь на коврик, поиграть его игрушками, просит иногда подержать его на руках как Колю. Конечно же, очень интересуется кормлением. Подходит, смотрит, пытается потрогать грудь, комментирует: "Это т*тьки, Коля кушает т*тю" и т.п. Но сам приложиться уже не пытается, отвык и разучился 😆
С Гришкой становится всё интереснее и интереснее. В чём-то проще - потому что можно общаться языком - а в чем-то сложнее - потому что у него начала проявляться своя воля и индивидуальность.
Другие статьи на похожие темы: