В каком возрасте и каким образом появляется чувство юмора? Что из того, чем мы занимаемся с нашим двухлеткой Гришкой, может помочь ему развить чувство юмора?
Такими вопросом задалась я как-то в дУше. Всем известно, это лучшее место для философии и психоанализа 😄
Напомню: меня зовут Марина, мне 34 года. У нас с мужем Ваней есть сын Гришка двух лет и двух месяцев от роду. И в конце ноября прошлого года у нас родился второй сын, Николашка. До середины того года мы много путешествовали, в том числе с Гришкой, потому и родился блог с таким названием. В данный момент занимаемся младшеньким, поэтому путешествия на паузе.
Сама я, можно сказать, выросла на Ералаше, Аншлаге и КВНе. А что делать сегодняшним родителям детей, которые ещё малы для Камеди Клаба (или что там сейчас из юмора по телеку крутят)?
В общем, без дальнейших церемоний, начну разбираться в этом вопросе. Сначала приведу немного теоретических рассуждений, а потом опишу, что мы в семье делаем, чтобы развить ЧЮ у Гришки. Оговорюсь, что я не специалист ни в психологии, ни в юморе, а просто мама, которая делится своими мыслями и опытом.
Что такое ЧЮ и зачем оно нам?
Конечно же, надо начать с определения из Википедии:
Это психологическая особенность человека, заключающаяся не только в примечании противоречий в окружающем мире, но и в оценке их с комической точки зрения.
То есть основа основ - это противоречия, неожиданности, открытие новых интерпретаций и связей явлений в мире и обществе. А также умение человека это всё примечать, воспринимать и выражать.
Чувство юмора имеет защитную функцию: снимает нервное напряжение, разряжает агрессию.
Также не забываем и о развлекательном аспекте. (Уважаю стендап!) И о том, что умение уместно и удачно шутить повышает "социальный рейтинг". Легче заводить друзей, искать пару и в целом привлекать к себе внимание в компании. Для интровертов ЧЮ вообще бесценно в этом плане: можно не трещать часами со всеми подряд, добиваясь расположения, а выдать пару-тройку хлёстких шуток - и ты на коне! (Главное никого случайно не обидеть).
Также Википедия проливает свет на опасность слабого ЧЮ или его отсутствия:
Отсутствие предпосылок для его развития приводит к формированию прямолинейного характера, человек с таким крайним типом личности может иметь проблемы в социальной адаптации.
Лично я считаю ЧЮ очень важной составляющей жизни. Сама стараюсь его в себе развивать и очень ценю в других людях. Например, с мужем нам очень приятно и весело вместе во многом благодаря схожему чувству юмора. Неудивительно, что и наши родители хорошо между собой ладят, они же нас такими весельчаками воспитали 😁
Как и когда ЧЮ появляется у ребёнка?
Психологи пишут, что чувство юмора начинает развиваться с года до 3 лет. Под влиянием общения с близкими. Поэтому если в семье ценится ЧЮ и принято шутить, то высока вероятность воспитать ребёнка с хорошим чувством юмора.
Что интересно, смех и первое понимание комического начинается ещё до речи. Дети до 3 лет в состоянии понимать простой юмор, основанный на обмане ожиданий: всегда суп ели ложкой, а потом мама случайно дала вилку, смешно же, правда?
Что важно для развития ЧЮ
- Высокий интеллект я, как и многие, считаю чуть ли не обязательным условием для развития ЧЮ. Порождение шуток требует вывертов логики и нестандартного мышления. Да, умный человек не всегда отличный шутник, но отличный шутник - почти всегда умный человек.
- Широкий кругозор и эрудиция. Полезно разбираться во всём понемножку, как говорится, по верхам. А также нужно быть в курсе трендов, самых обсуждаемых тем.
- Наблюдательность, чтобы примечать готовые "приколы" в окружающем мире.
- Воображение и креативность очень важны. Если "прикол" не лежит на поверхности, надо что-то где-то притянуть за уши, вывернуть и перевернуть, фигурально выражаясь.
- Непосредственность и самоирония. Этот аспект, пожалуй, связан с функцией снятия стресса. Посмеёшься над собой, и уже не так грустно и обидно из-за своих ошибок.
- Языковое чутьё важно для удачных каламбуров, то есть "игры слов" - обожаю такое, я ж лингвистка)))
- Артистичность. Это про подачу шуток. Даже самый смешной анекдот может быть загублен плохой подачей, увы. Надо уметь чётко, с правильными акцентами, без смеха рассказать подводку, сделать паузу в нужном месте и, наконец, выдать панчлайн. У меня, например, очень часто не получается хорошо рассказать готовую шутку. Мне чаще удаются ситуативные шутки.
Как мы в семье развиваем ЧЮ Гришки
Перво-наперво, про интеллект. Мне нравится думать, что путешествия и смена обстановки положительно влияют на Гришкин интеллект и кругозор. В этом мы в прошлом году хорошо преуспели 😉 Побывали в четырёх странах, в разных регионах России, ходили в музеи, зоопарки и этнопарки. Гришка - большой любитель новых мест, он живо интересуется всем, открыт новому опыту.
Далее, что касается эффекта неожиданности, или обманутых ожиданий. Приколы, основанные на этом эффекте - частые гости в нашем общении с Гришкой. Спонтанно начинаем петь, танцевать, прятать вещи и т.д. Внезапные действия всегда вызывают у Гришки смех, часто и он сам может сделать что-то эдакое: спрячется, подкрадётся, сделает что-то неожиданное с предметом. А у самого лицо такое хитренькое))) Всегда ждет реакции взрослого. Мы такое поощряем, смеёмся от души, если никому не вредит.
Нередко такие внезапные приколы переходят в длинные сеансы "дурачества" 😆 (Ещё красивое слово - "баловство"). Прыгаем на кровати, бьёмся на подушках, делаем волны и водовороты из одеял. Просто валяемся и бесимся на кровати или коврике. Обязательно - "щекотилки", которые я "унаследовала" от моего папы. Это незамысловатые щекочущие движения пальцами рук, которые Гришка очень любит и часто просит. Также часто просит катать его на спине, летать вертолётиком, качать за руки как на качелях. Ржём в процессе, конечно, как кони (особенно я в роли его самого)! Правда, весело получается, но физически тяжело, после такого лежим переводим дух.
В эти дурачества вписываем сюжеты, которые Гришке на данный момент интересны. Сейчас это водовороты и вулканы. А про космос я даже целую статью написала (оставлю ссылку в конце). Так развиваем кругозор, воображение и образное мышление.
Конечно, бывают приколы с нецелевым использованием предметов. А какой тоддлер не надевал на голову горшок?
Да и мы, взрослые, сами часто готовы подать пример: в ход идут коробки, кухонная утварь, предметы быта, уже упомянутые одеяла и подушки. Гришка заряжает нас детской непосредственностью, а мы ему подкидываем всё новые сюжеты из мира взрослых.
Ещё смех у Гришки может вызвать практически любое новое слово или звук. Поэтому все оказываются вовлечены в спонтанные "логопедические экзерсисы": делаем всякие разные звуки ртом - трудно объяснить текстом - как пример, клич индейцев. Получается какофония из звуков, перемежающихся заливистым смехом.
А что касается смешных слов, я уже немного описала в статье про речь Гришки (ссылка будет в конце). Любит забавные междометия, особенно рифмующиеся: шурум-бурум, чаби-челяби. Может целый день периодически повторять что-то одно и следом хохотать. В целом, любим побаловаться со словами. Так, например, появились космонавты в песенке про "далеко-далеко".
Может сложиться впечатление, что мы с Гришкой круглыми сутками только и делаем, что смеёмся. Но так оно и есть 🤣 Почти во всех наших делах есть место юмору и смеху. Посмотрим, что из этого выйдет.
Спасибо всем, кто прочитал. Делитесь своими вариантами баловства с детьми в комментариях.
Вот как Гришка на мне катается:
А это компиляция его приколов:
Тут подробнее про речь Гришки:
А тут про космос в его жизни: