Найти в Дзене

После школы: как помочь школьнику адаптироваться ко взрослой жизни

Оглавление

Есть гигантское количество материала, посвящённого школьной психологии, взаимоотношениям учеников и учителей, проблемам в школьном обучении... Я, в свою очередь, тоже посвятила несколько статей темам детской психологии и подготовки к экзаменам.

Работа репетитора позволяет увидеть, что именно волнует подрастающее поколение, какие существуют «болевые точки» в восприятии современных подростков. Наблюдая за учениками, я понимаю: все когда-то учились в школе, все когда-то школу заканчивали и выходили в новый мир, в котором нет ни следа того устойчивого и охраняющего регламента, что окружал школьника на протяжении многих лет.

Да, в нынешнем среднем образовании есть свои проблемы, трудности, как системные, так и исходящие извне, тем не менее, главная проблема школьной инфраструктуры, на мой взгляд, заключается в том, что она как бы замыкается на себе самой, внедряя в сознания учащихся мысль о том, что мир ограничивается одной только школой. Что мир за пределами учебного заведения, в прямом и переносных смыслах, — это какой-то другой, отчуждённый мир. Но — это мир, куда школьник так или иначе попадёт и будет жить своей жизнью.

Взрослая самостоятельная жизнь на протяжении десятка лет является для школьника образом далёким и непостижимым, а поступление в вуз становится сакраментальной целью. Ведь зачастую университет воспринимается лишь как «продолжение» школы, что в корне неверно.

И в этой статье я решила ответить на вопрос: как же смягчить этот «переход» от школьной жизни к другой, полной свободы и личной ответственности?

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Поступление в университет — не финал

Школа по-своему «сакрализует» получение высшего образования. Причём не само образование как таковое, а возможность поступить в вуз. Да, в России поступление в вуз после школы для парней имеет дополнительное значение (при этом едва ли не решающее) — обучение в университете даёт отсрочку от срочной службы. Но если в плане размышлений исключить этот пункт, попробуем представить: одиннадцатый класс закончен, впереди ЕГЭ, а потом — выбор университета. Современная система поступления довольно гибкая и адаптивная, нет надобности бегать по приёмным комиссиям, все документы можно разослать по Интернету. Но для бывшего ученика, привыкшего жить по алгоритму, заведённому школьным порядком, поступление в вуз — не выбор, а необходимость. То, что требуется сделать. Ведь в общественном сознании высшее образование — неотчуждаемая часть жизнь, в ином случае на социальный лифт не попадёшь. Без высшего образования никуда. И, как показывает практика, в большинстве случае «выбор» первого вуза оказывается ошибочным, что студент понимает примерно на втором курсе. Школа не объясняет, насколько сложна жизнь. Она рисует поступление в вуз как яркую финишную черту, однако университет — это не конец, а начало нового этапа, где человеку предстоит поступать, исходя из личных решений, брать ответственность за свои поступки. Я не утверждаю, что школа должна учить людей быть личностями. Этому нигде не учат. Это урок, который преподаёт нам сама жизнь. Но школьник должен быть морально готов к тому, что со школой закрывается хоть и насыщенная, но всё же не самая главная часть его жизни. Дальше — всё сложнее и интереснее.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Когда школьники уже не дети

В старших классах подростков начинают стращать перспективами самого ужасного исхода, если они не возьмутся за голову и не начнут учиться втрое усерднее, потому что экзамены нужно сдать на самый высокий балл. Несомненно, экзамен — это важно. Но такой мотивации недостаточно. ЕГЭ — это необходимость. Прежде всего, это свидетельство того, что человек овладел школьной программой и его можно отпускать в большое плаванье. Обязательство среднего образования у нас никто не отменял. Однако этот тезис регулярно повторяется в качестве главнейшей причины, что серьёзно смещает ориентиры самих учащихся. Единственной целью сдать экзамен становится, как ни странно, сам этот экзамен. А дальше — всё. Привыкший к постоянному надзору со сторону родителей и учителей, выпускник не понимает, что делать дальше. Он не в состоянии принимать решения самостоятельно. По старой памяти ему нужны назидания извне. С более мотивированной личностью дело обстоит иначе: если человек знает, чего он хочет, если его желания — это именно его желания, то ничто сбить с толку его не сможет. И ученик будет знать, ради чего он должен сейчас собрать все свои внутренние ресурсы и направить их на учёбу. И здесь важно понять, что в старших классах подросток — уже не ребёнок. Да, ветер в голове гуляет, но повышенный надзор и контроль только усугубят проблему. Придёт час, когда опеку придётся снять. И лучше сделать это в нужный момент, не растягивая до критической отметки, когда человек, по сути, глубоко в душе останется ребёнком, который не может жить без чужих указаний.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Экзамены важны не сами по себе, а потому, что дают возможность добиться большего

Поступление в вуз — не самоцель. Школьник должен понимать: он делает свой выбор, а не следует директивам. Конечно, не все школьники одинаково развиты в психологическом плане. Как и все люди. Но методами принуждения также далеко не уедешь. Ближе к окончанию школы ученику следует видеть открывающиеся за пределами прежнего уклада перспективы. Да, самостоятельная жизнь пугает. Да, под крылом родительского и учительского надзора находиться комфортнее. Но жизнь есть жизнь. Истина простая до безобразия, но очень важная, и именно её чаще всего упускают из виду, когда рисуют перед старшеклассниками картину университетского образования. В этом-то и проблема: школа поддерживает ученика и параллельно и ненавязчиво говорит о том, что совершенно также его будет поддерживать и университет. Однако это не так. Первая проваленная сессия — и на мороз.

И на самом деле развитие личности начинается именно здесь, когда мир перестаёт быть уютным местом и больше не потакает нашим прихотям.

В общем и целом, проблема школы в том, что она — это замкнутый мир, создающий идеализированный облик мира внешнего с упрощёнными до безобразия формами и стереотипами. Парадигма настолько косная и инертная, что не сразу разбивается по окончанию старших классов. И, на мой взгляд, главная задача как учителей, так и родителей снять эту поволоку, показать подростку, что мир очень сложен, но в нём есть возможности для самореализации, для собственного выбора. Но при этом не забывать, что выбор — это ещё и ответственность.

Спасибо! До новых встреч:)

А что вы думаете по этому поводу? Делитесь Вашими мыслями в комментариях:) И подписывайтесь на канал! Будем развиваться и учиться вместе!

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!