Война многолика. Она объединила события и судьбы. Сегодня мы вспоминаем о малоизвестных страницах истории Великой Отечественной войны, которые внесли свой вклад в победу нашей страны над немецким захватчиком.
Генерал, сорвавший германский блицкриг
Советский военачальник, генерал-лейтенант РККА Михаил Фёдорович Лукин был человеком уникальным. Проявив себя умелым военачальником в первые, самые трудные месяцы войны, в октябре 1941 г. он попал в окружение, был ранен, потерял ногу и оказался в плену. Объединив разрозненные и отступающие советские части, он смог, находясь в окружении, сорвать немецкое наступление и заставить войска противника впервые перейти к обороне на главном – Московском – направлении. Смоленское сражение сыграло важную роль в срыве германского блицкрига.
После войны многие из попавших в плен советских командиров были репрессированы. В судьбе Михаила Фёдоровича важную роль сыграл отзыв Сталина о нём как о верном и преданном человеке. Доверие Сталина к нему, помимо его военных заслуг, было связано с их личным знакомством – в 1935-1937 гг. он являлся военным комендантом Москвы.
На военную службу из-за ранения он не вернулся. Уже много лет спустя немецкие историки, изучавшие события лета – осени 1941 г., прямо назвали его генералом, сорвавшим германский блицкриг. Учитывая его заслуги перед Отечеством, Президент России Б. Н. Ельцин указом от 1 октября 1993 года № 1553 удостоил его высшей награды – звания Героя России (посмертно).
Корабль «Челябинский комсомолец»
Одним из самых известных и любимых зрителями фильмов о войне стала картина «Командир счастливой «Щуки»», посвящённая советским подводникам Северного флота. В 2016 году в Челябинске в «Парке Победы» был открыт крупнейший в нашем городе мемориал воинам-морякам – «Защитникам морских рубежей», – частью которого стал якорь с подлодки К-110, снимавшейся в том фильме.
Как же Южный Урал оказался связан с историей Северного флота в годы Отечественной войны?
Речь идёт о подводной лодке М-105 (класса «Малютка»), получившей уже после ввода в строй название «Челябинский комсомолец», и принявшей участие в боевых действиях на Северном флоте в 1943-1944 гг.
Своё название лодка получила в связи с почином южноуральцев, организовавших сбор средств для советского флота. 21 апреля М-105 вернулась в базу из своего первого боевого похода, где её ждал приказ Наркома ВМФ: учитывая, что значительная часть средств на достройку подводной лодки была собрана комсомольцами и молодёжью Челябинской области, кораблю было присвоено имя «Челябинский комсомолец».
«Дивизия Чёрных ножей»
Урал хорошо известен как одна из «столиц» холодного оружия России. И в годы войны уральские оружейники наряду с другой важной продукцией продолжали выпускать и холодное оружие. Именно оно стало отличительным знаком сформированной на Урале воинской части и даже вошло в её немецкое обозначение. 30-й Уральский добровольческий танковый корпус имел и другое название, которое дали ему немцы: Schwarzmesser PanzerDivision («Дивизия Чёрных ножей»). Немцы выделяли эту часть как особое формирование: «Перед нами опять появились уральские черти. Мы слишком хорошо знаем их по прежним боям, они упорные и сражаются, даже если тяжело ранены».
«Чёрные ножи», которые во время Великой Отечественной войны выпускал Златоустовский инструментальный комбинат – «финка» с прямым однолезвийным клинком, деревянной рукояткой с железной гардой и деревянными ножнами. Рукоять и ножны покрывались чёрным лаком, а железная арматура ножен и гарда воронились, отсюда и пошло название этого ножа.
Во время формирования Уральского добровольческого танкового корпуса в 1943 году каждый боец и командир получил в качестве подарка от златоустовских оружейников собственный «чёрный нож».
История одной части
Много воинских частей, сформированных в годы войны, находились на Урале. Их бойцы храбро сражались на всех фронтах. Среди них танковые и пехотные формирования, знаменитый добровольческий Уральский танковый корпус и лыжные батальоны. Однако судьба одного добровольческого формирования оказалась очень необычной.
Это 1-я Казачья кавалерийская дивизия народного ополчения Челябинской области.
Формирование дивизии, которое началось в марте 1942 года, было воспринято казачьим населением области как своеобразная молчаливая реабилитация оренбургского казачества, как это произошло перед войной с донским и кубанским казачеством.
Даже немолодые уже люди подавали заявления на зачисление в эту часть. В короткие сроки был сформирован командно-политический костяк новой части, собраны значительные денежные средства, обмундирование, амуниция, а в её состав записалось почти 4 тысячи добровольцев в возрасте от 17 до 65 лет. Однако уже в мае 1942 года её формирование было прекращено, а проходивших подготовку воинов призывного возраста зачислили в другие части.
Создание дивизии было свёрнуто формально в связи с решением о прекращении создания новых кавалерийских частей по причине их более низкой эффективности в сравнении с механизированными и пехотными частями, а также прекращением создания частей народного ополчения как чрезвычайных формирований.
Юнги Северного флота
Школа юнг (юнгов) Северного флота, созданная в годы войны, разместилась в одном из самых известных исторических мест Российского государства, на территории Соловецкого монастыря. Уникальное учебное заведение, подтверждением популярности которого и сегодня служат его изображения на российских марках и банкнотах.
Из почти четырёх тысяч выпускников каждый четвёртый погиб в сражениях Великой Отечественной и Второй мировой войны, семеро получили звание Героев Советского Союза.
«Школьники» этого учебного заведения оставили свой след в самых разных сферах жизни СССР, от Вооружённых сил до науки и литературы, и даже в истории Челябинского государственного университета – многие выпускники и сотрудники помнят знаменитого начальника отдела кадров вуза, подполковника в отставке Аркадия Ивановича Каргаполова.
Среди её выпускников наибольшую известность получили писатель Валентин Пикуль и певец Борис Штоколов. История школы получила отражение в фильме «Юнга Северного флота» (1973).
Советский полк с французским сердцем
Эта уникальная, хотя и небольшая воинская часть, сражавшаяся на советско-германском фронте, включила в свой состав добровольцев, для многих из которых война началась ещё в 1939-1940 гг. далеко от территории СССР. Речь идёт об эскадрилье, затем – истребительном авиационном полку «Нормандия-Неман», сформированном из французских лётчиков-добровольцев и считавшемся частью войск «Сражающейся Франции». Из 15 лётчиков эскадрильи, первыми приехавшими в СССР, в живых осталось трое, а всего полк потерял в ожесточённых боях 42 лётчика – почти половину прошедших через него людей.
Боевой путь части начался в Иваново, а завершился в Кёнигсберге-Калининграде. Впрочем, завершился – не совсем точно, так как само воинское подразделение существует до сегодняшнего дня, а его знаковую символику можно было также увидеть до 2009 года на машинах российской воинской части.
Полк продолжает своё существование в составе ВС Франции. Символику и имя легендарного полка носил также в 1995-2009 гг. 18-й штурмовой авиационный полк, в составе которого первоначально сражалась французская эскадрилья. 1 декабря 2013 года полк заново сформирован на аэродроме Черниговка.
За помощь в подготовке материала благодарим доцента историко-филологического факультета ЧелГУ Павла Назырова.
Автор материала Нина БАСОВА