Найти тему
Брянский Ворчун

6000 жителей Ивота достали сотни пустых и пахучих вагонов поперек поселка

В редакцию “Брянской области” обратились жители большого поселка Ивот, чей расцвет остался в прошлом. Люди пожаловались на много лет мешающую им нормально жить проблему.

От лица жителей поселка Ивот, в котором проживает 6 тысяч человек, в редакцию “Брянского ворчуна” написал его 63-летний уроженец Николай Ткачев. Публикуем его письмо в рубрике “Мнение”. Свои доводы и опасения читатель постарался подтвердить документами, также он прислал фотографии, которые говорят сами за себя.

Одноколейка

– В 1960-х годах, после реконструкции, было открыто движение по одноколейной железной дороге в Дятьковском районе Брянской области “Дятьково – Ивот – Бытошь”. Основным назначением этого участка железной дороги было обслуживание стекольных заводов в местных посёлках Ивот и Бытошь.

Было и пассажирское движение. Поезд состоял из одного пассажирского вагона: утром тот шел в Дятьково, а вечером – в Бытошь.

Часть железнодорожного пути с тех пор пор проходит через весь поселок Ивот, через жилую зону. Но интенсивность движения, даже в лучшие для заводов времена, была всегда такой низкой, что практически не замечалась жителями поселка.

Бытошские страдания

Не пережив «лихие 90-е», обанкротились и закрылись заводы в Дятьково, Любохне, Стари. Не удержался «на плаву» и Бытошский стекольный завод – закрылся в 2012 году. От Ивотского, ордена Трудового красного знамени Стекольного завода остался практически один цех. Но все идет к тому, что даже памяти скоро от этого предприятия не останется: один за другим уничтожаются заводские корпуса, за которыми стоит многовековая история. Но все по закону.

У Бытошского завода есть собственник. А то, что дорого многим ивотским трудовым династиям как память о легендарном заводе, что имеет историческую ценность только для ивотчан, то для собственника ценности не представляет, видимо… Увы.

После банкротства Бытошского стекольного завода движение по местному железнодорожному пути прекратилось. Часть пути, на участке “Ивот – Бытошь”, была просто разобрана. Остался участок “Дятьково – Ивот – Торфяное” протяженностью 26 километров. Естественно, у “железки” есть владелец: Дятьковский филиал АО «Промжелдортранс». Естественное желание владельца получить от железнодорожного пути пути, хоть какую- то прибыль – при отсутствии грузоперевозок.

Безвыходный выход

Собственник нашел выход, который его устраивает. Но он не устаивает жителей поселка Ивот: транзитный путь, проходящий через жилую зону, превращен в тупик по отстою пустых вагонов. В 2022 году много месяцев стояли полувагоны, а весной 2024-го порадовали жителей составом из вагонов-хопперов. А главное! Все по закону!

Вот выдержки из прокурорских ответов на жалобы местных жителей: «…Проверкой установлено, что отстой порожних вагонов… производится на законных основаниях… вместе с тем… допущены нарушения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта…, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения…». Или вот выдержка из ответа Роспотребнадзора: «…выявлено, что под одним из грузовых вагонов… ж/д полотно имеет следы загрязнения…, что является нарушением п. 2.8. санитарных правил…».

А это уже из ответа на запрос к собственнику ж/д пути: «…Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону…».

То есть все Законы и правила соблюдены! Кроме совсем «незначительной» 42 статьи Конституции: «…Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением…».

Эстетика и вонь

Не будем говорить и об эстетике. Мне кажется, почти все согласятся, что эшелон из разномастных вагонов, стоящих вдоль главной улицы поселка, явно его не украсил. Но есть и другая сторона вопроса. У жителей возникают резонные вопросы, а что возили в этих вагонах? Остатки каких прежних грузов были смывались и смываются снегом и дождем с вагонов?.. Это ведь не транзитный вагон: проехал и все. Нет, эти вагоны стоят в Ивоте месяцами.

В 2022 году, когда посреди жилой зоны стояли полувагоны, то при наступлении жары возле них тяжело было стоять. Из-за, предположительно, стойкого химического запаха, который исходил от них. Какие вещества могли разлагаться там под действием тепла?!..

При этом несколько сотен железнодорожных вагонов стоят на железнодорожном пути, который рассекает жилую зону, без ограждения и без охраны. Добрая половина ивотских учеников по дороге в школу как минимум дважды в день ходит мимо этих вагонов. Кто-то обойдет, а кто-то пролезет под ними или по вагонным лестницам. Это дети: рассказать им, что это опасно можно, и нужно, но вот заставить все делать по правилам – увы, нет.

Чего ждут?..

У меня вопрос: если то, что происходит законно и не вызывает у надзорных организаций и администраций тревоги, то надо ждать, когда последствия станут необратимыми?!..

Покалечится ребенок, не дай бог, упав с вагона, куда его может толкнуть любопытство (благо уже больше двух сотен вагонов стоят без охраны – выбирай любой). Или кто-то, чисто по дури, выбьет башмак из под вагона, и сцепка из вагонов поедет самостоятельно, сметая все со своего пути. Уж тогда точно найдутся и виноватые, и «стрелочник»…

Так не проще ли не дожидаться беды? Не проще ли убрать вагоны из жилой зоны поселка Ивот?!..

Это всего около 4 километров пути. Останется еще 22 километра пути, проходящего там, где люди не живут. Да, заработает собственник немного меньше в этом случае, зато почти 6000 жителей поселка избавятся от промзоны, устроенной без их согласия, в самом центре сельского поселения. А заодно избавятся от связанных с этим опасностей и тревог.

От редакции

В одном из документов (датирован июнем 2022 года), полученных “БВ” от читателя Николая Ткачева, четко говорится, что “Ивотской поселковой администрацией разрешение на отстой порожних вагонов на железнодорожных путях не выдавалось”. Более чем красноречиво, чего уж там. Но это ни на что не повлияло, судя по всему. И опять же, за два минувших года разрешение могло быть уже и выдано…

Заметим также, что редакция готова опубликовать мнения и других участников этой истории. Мы открыты для общественной дискуссии.