Найти тему
Тимофеева Наталья

Шлюз № 10 на Москве-реке

С территории музея-заповедника Коломенское хорошо виден шлюз на Москве-реке:

Вид на шлюз с территории музея-заповедника Коломенское
Вид на шлюз с территории музея-заповедника Коломенское

Рассказываю, что это за шлюз, когда был построен и для чего нужен.

Это шлюз № 10, есть еще и одиннадцатый, он маленький и его здесь не видно среди деревьев. Все 11 шлюзов относятся к каналу имени Москвы. Строили их в одно и то же время. На реке Москве только три шлюза, относящихся к каналу имени Москвы, два стандартных: девятый и десятый, и еще одиннадцатый маленький. Остальные расположены на самом канале имени Москвы. О канале и других шлюзах я уже рассказывала, ссылки есть в конце этой статьи. (Ниже по течению Москвы-реки есть еще 5 шлюзов, но они относятся к Москворецкой шлюзованной системе. О них будет потом отдельный рассказ.)

Вид на шлюз № 10
Вид на шлюз № 10

Этот шлюз входит в состав Перервинского гидроузла, кроме него гидроузел включает еще плотину с дамбами, гидроэлектростанцию и малый шлюз № 11. Вот схема гидроузла:

Схема Перервинского гидроузла (фрагмент). Источник указан в конце статьи
Схема Перервинского гидроузла (фрагмент). Источник указан в конце статьи

Здесь схема представлена на момент строительства первой очереди гидроузла в 1932—1937 годах. К этому времени там уже были старые плотина и шлюз, на схеме они отмечены как существующие.

Старые плотину и шлюз построили еще в 1870-х годах вместе с другими плотинами и шлюзами Москворецкой шлюзованной системы, которые располагались на определенном расстоянии друг от друга до впадения Москвы-реки в Оку. Необходимы они были для обеспечения судоходства.

В 1922—1932 годах старые плотины и шлюзы на Москве-реке были отремонтированы. Однако их возможностей не хватало для бурно растущей советской экономики. Требовались более мощные сооружения. Во время строительства канала имени Москвы Перервинский гидроузел был полностью перестроен, тогда соорудили новую плотину с высоким подпором, шлюзы и ГЭС. Новый гидроузел позволил поднять уровень воды в Москве-реке на 3 м, что обеспечило сквозное судоходство по Москве-реке в пределах города.

Перервинский шлюз № 10 — однокамерный, он огражден раздельными железобетонными контрфорсными стенами. В остальном он ни по габаритам, ни по конструкциям голов и ворот не отличается от остальных шлюзов канала имени Москвы.

Вид на Перервинский гидроузел с галереи Вознесенской церкви. Справа от шлюза № 10 с красными воротами, на искусственных островах, поросших деревьями, располагаются остальные сооружения гидроузла
Вид на Перервинский гидроузел с галереи Вознесенской церкви. Справа от шлюза № 10 с красными воротами, на искусственных островах, поросших деревьями, располагаются остальные сооружения гидроузла

Читая современные источники о строительстве как этого гидроузла, так и всего канала имени Москвы, складывается впечатление, что строителями были только заключенные и строили они исключительно вручную. Если где и упоминаются инженеры и проектировщики, то в основном в связи с репрессиями. Таким образом преднамеренно вызываются соответствующие негативные эмоции, убивающие интерес к достижениям советского народа. Однако история любой страны и любого периода состоит как из плохого, так и из хорошего. Были тогда и репрессии, но были и достижения. Чтобы восполнить пробел современных источников в области достижений при строительстве канала, рекомендую прочесть книгу А.Н. Комаровского «Записки строителя».

Александр Николаевич Комаровский начинал строительство канала в 1931 году с должности начальника гидротехнического сектора, а закончил в 1937 в должности начальника Управления эксплуатации канала и главного инженера канала имени Москвы. Вот одна из его цитат, касающаяся Перервинского гидроузла и тех людей, которые руководили его строительством:

Ко времени моего назначения в Южный район здесь только начинались бетонные работы по шлюзу и развертывалось строительство плотины. Техническое руководство на этом гидроузле осуществлял мой давний друг по работе над проектированием канала, молодой инженер Иван Александрович Процеров. Вместе с ним работали опытный строитель-гидротехник Александр Иванович Кочегаров, молодой инженер А. И. Бурмистров (с ним мне довелось трудиться и позже на других стройках) и другие товарищи, составлявшие хорошо слаженный коллектив, которому были по плечу самые сложные задачи.

Также интересно, что Комаровский, как специалист по эксплуатации, пишет о процессе шлюзования:

Эксплуатация шлюзов делилась на три службы: движенческую, механическую и электротехническую. В соответствии с этим и был построен вахтенный персонал шлюза. В каждой смене — вахтенный начальник шлюза, дежурный электрик у пульта управления, дежурный механик. Объединяли работу вахт начальник шлюза, старший инженер-электрик и старший инженер-механик. В каждой вахте находилось от 4 до 6 матросов.
Вся операция шлюзования подчинялась старшему диспетчеру по движению, находящемуся в управлении и имеющему селекторную связь со всеми шлюзами. Старший диспетчер регулировал движение судов в соответствии с графиком, давая необходимые распоряжения шлюзам о пропуске судов.

С годами процесс шлюзования совершенствовался, внедрялась автоматизация, что позволило значительно уменьшить эксплуатационный персонал и сократить время шлюзования.

Подробно об устройстве шлюзов, аналогичных шлюзу № 10, я рассказывала здесь:

Уже после публикации этой статьи во время нашего майского круиза по Москве-реке и Оке мы проходили шлюз № 10 в обоих направлениях. Рассказы здесь:

Еще о шлюзах и о канале имени Москвы:

Схему и цитаты я взяла из книги А.Н. Комаровского «Записки строителя».

О Коломенском:

Все фотографии из нашего семейного архива.