Как работает шлюз, лучше всего видно при движении по каналу снизу вверх, когда корабль поднимается в камере шлюза.
Вот тут наш теплоход стоит в камере шлюза № 3, что около Яхромы. С кормы видны закрытые нижние двустворчатые ворота, вода уже поднялась, камера шлюза почти заполнена.
У башен нижней головы этого шлюза особое архитектурное оформление.
На будках управления нижней головы шлюза установлены большие каравеллы, выполненные по рисункам ленинградского знатока старинного флота и любителя изготовления макетов судов бывшего капитана С. Юрьева. Каравеллы повторяют очертания корабля Колумба «Санта Мария». Макеты изготовлены из листовой меди по стальному каркасу в мастерских строительного района отличными мастерами — цыганами. Вероятно, им впервые вместо медных котлов довелось заняться монументальными художественными произведениями, но они блестяще справились со столь необычным заказом. Во время Великой Отечественной войны, когда фашистские полчища подходили к Яхроме, эти каравеллы были спрятаны в земле, а после войны установлены вновь.
А вот так выглядит этот шлюз на схеме:
Обратили внимание на насосную станцию? Вот она на фотографии:
Подобные насосные станции установлены еще около четырех шлюзов. Они нужны, чтобы доставлять вверх по каналу волжскую воду в Москву. Вот так: шлюзы поднимают корабли, а насосные станции – воду. Этот тот самый случай, когда «заставили реки течь вспять».
14 мая 2022 года за день по пути в Москву мы прошли 4 шлюза, начиная с третьего. Вот эти 4 шлюза на схеме:
Шлюз № 4 много не снимали, ходили на завтрак.
Очень интересная цитата о строительстве этого шлюза:
Шлюз № 4 расположен в крайне неблагоприятных гидрогеологических условиях. Они заставили проектировщиков и изыскателей проявить большое искусство в расположении шлюза, так как в десятках метрах от него по обеим сторонам были плывунные отложения. Из-за этого при выемке котлована под насосную станцию № 184 пришлось отказаться от экскаваторов и прибегнуть к гидромеханизации с отсосом разжиженного грунта пульповыми насосами. Это позволило своевременно закончить котлован и начать бетонные работы.
Думаю, особенно интересно будет прочесть это тем, кто верит модным рассказам о том, что канал строили исключительно лопатой и киркой.
Пятый шлюз мы сняли во всех подробностях. Вот здесь мы уже подходим к нему:
Нижние ворота открыты. Перед нами идет сухогруз «Владимир Кириллов», с которым мы проходили все шлюзы канала по пути в Москву. В камеру шлюза помещается два корабля, вот они и идут парами.
Башни шлюзов похожи не на технические сооружения, а на дворцовые. Но в самом деле за внешней красотой скрываются все необходимые механизмы управления работой шлюза.
Как только наш теплоход зашел в камеру шлюза, нижние ворота медленно закрылись.
В это время сегментные ворота верхней головы шлюза тоже закрыты, или, точнее, подняты.
Вода поступает в камеру шлюза из-под затвора верхних сегментных ворот. Здесь видно, как вода снизу бьет фонтанчиками:
Вот тут на схеме видно, как устроены верхние сегментные ворота:
Тут уже вода поднимается, бурлит и пенится:
После заполнения камеры водой сегментный затвор опускается в нишу, которая служит также и водобойным колодцем, гасящим энергию воды, падающей из-под ворот в камеру шлюза.
Вот здесь видно, что сегментные ворота опустились под воду, их уже совсем не заметно:
Как будто между башнями никаких ворот и не было, их верхний край теперь на уровне дна верхнего бьефа канала:
После шлюза № 5 на берегу стоит фигура девушки с парусником:
Точно такая же стоит у входа в парк московского Северного речного вокзала. Это работа скульптора Юлии Альбертовны Кун. Скульптура называется «Водный путь», и служит эмблемой водного пути, где две водные артерии России (руки) соединены новым водным путем (каналом) с парусником.
А здесь, около шлюза, она стоит на мысу между шлюзом и насосной станцией:
Шлюз № 6 мы подробно снимали по пути из Москвы. А здесь только немного фотографий:
В этом шлюзе корабли поднимают на 8 метров, о чем написано на специальном щите на башне:
Когда вода заполняет камеру, она сильно пенится:
Вот и прошли последний шлюз перед Москвой:
Рассказ о том, как мы проходили шлюзы по пути из Москвы, спускаясь по каналу, здесь.
Рассказ о том, как строили канал, здесь.
Шлюз № 10 изнутри:
А еще можете посмотреть небольшие видео о прохождении шлюза № 5:
Часть 1. Заходим в камеру шлюза
Часть 2. Закрываются ворота шлюза
Часть 3. Камера шлюза начинает заполняться водой
Часть 4. Вода в камере шлюза поднимается, бурлит и пенится
Часть 5. Сухогруз «Владимир Кириллов» выходит из шлюза
Все схемы и цитаты я взяла из книги А.Н. Комаровского «Записки строителя».
Другие рассказы и короткие видео: Канал имени Москвы и Волга
Возможно, вам будет интересно также прочесть мою статью про Коринфский канал
Полный список публикаций о наших путешествиях по стране и по миру здесь.
Все фотографии из семейного архива.