На днях опять гуляли в Коломенском, в этот раз зашли в церковь Вознесения. Решила с вами поделиться фотографиями и впечатлениями.
Какая же она красавица! Стоит целехонька со времен Ивана Грозного. С тех пор не так много зданий в Москве сохранилось. Хорошо, что стоит она на открытом месте, со всех сторон видна.
Строить церковь начали в 1528 году, а уже в 1532 году на крутом берегу Москвы-реки собор невиданной красоты достроили и освятили. Пишут, что Василий III повелел возвести храм ради рождения сына, и чудо свершилось, в 1530 году долгожданный наследник, будущий царь Иван Грозный, родился. Причем родился он неподалеку от этой церкви, здесь, в Коломенском.
Рождение царевича сопровождалось знамениями, сильно испугавшими москвичей – грозой с молниями и даже землетрясением.
Страшная гроза с молниями как-то раз застала и нас в Коломенском. Было это 16 июля 2008 года.
Как же спокойно и надежно было прятаться от стихии под крышами нижней галереи. Церковь, как большая белая птица, прятала и укрывала людей от сверкающих молний, дождя и града.
Нижняя галерея спасает не только от дождя, но и от жары и зноя.
Архитектура церкви необычная. Об имени зодчего до сих пор ведутся споры. Вот что пишут про архитектора Вознесенской церкви на православном портале:
Одни называют его «неизвестным», но, несомненно, русским мастером. Другие – и их большинство – считают, что это итальянский зодчий Петрок Малой, что построил в те же 1530-е годы крепостную стену Китай-города в Москве и дворец Василия III в Коломенском. А раньше коломенский храм Вознесения ошибочно приписывали Алевизу Новому, построившему Архангельский собор в Кремле. Архитектурные элементы и техника Вознесенского храма указывают на знакомство его автора с итальянской архитектурой. Ведь в то время еще продолжались «великие стройки» итальянцев в Москве, где их прозвали «Фрязиными»: не привыкнув к русским морозам, они жаловались на своем языке: «Фре! фре!» – «холодно».
В истории русского зодчества храм так и остался единственным и неповторимым. Это была одна из первых шатровых каменных церквей. Позже подобные строили на Руси, но повторить эту церковь невиданной красы не удалось. В Европе же не появлялось ничего подобного ни до, ни после.
Шатер церкви возносится на высоту 62 метра. Храм кажется большим, но при этом легким, летящим. А внутренние помещения совсем небольшие. Сейчас там музей, пускают внутрь по билетам. Причем, продают отдельные билеты в нижнее помещение и в верхнее.
Внизу, в церковном подклете, выставлены фотографии, подлинные фрагменты первоначального белокаменного декора церкви, а также предметы, найденные при раскопках.
В подклете также хорошо сохранились подлинные кирпичные стены и белокаменные архитектурные детали. Это помещение связано с разными тайнами, считается, что здесь хранилась исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, доставшаяся ему от бабки, Софьи Палеолог.
По другому билету можно попасть на второй ярус галереи и, собственно, в саму церковь. Наверх ведут три крыльца (открыто только одно).
Жаль, что на второй ярус вход только по билетам.
Здесь же располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви. Говорят, что Иван Грозный любил сидеть на нем, глядя на Москву и бескрайние дали.
Отсюда, и правда, хорошо видно далеко вокруг:
Как на ладони и другие строения Коломенского:
Помещение самой церкви невелико, всего 8,5 м х 8,5 м. Древний иконостас и роспись стен не сохранились. Нынешний иконостас был воссоздан в ходе реставрации в 2007 году по аналогу подлинных царских врат 1570-80 годов.
Церковь Вознесения удивительно хороша в любую погоду и в любое время года.
Этот шедевр мирового значения – один из трех архитектурных памятников Москвы, включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЭСКО (наряду с Кремлем и Новодевичьим монастырем).
Про деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском я рассказывала здесь.
Возможно, вас заинтересуют мои статьи:
Не все стены Московского Кремля древние,
Как выглядит прототип Московского Кремля.
Список моих рассказов про Москву здесь.
Все фотографии на канале из семейного архива.