Найти тему

Каким был римский календарь, от Ромула до Цезаря

Оглавление
Календарная табличка Гнея Флавия
Календарная табличка Гнея Флавия

Римский календарь имеет особое значение как для нашей страны, так и для всего остального мира. Потому как, большинство стран на Земле ныне пользуются Григорианским календарём, который является уточнённой копией Юлианского календаря. На протяжении всей своей истории Российская империя пользовалась исключительно Юлианским календарём, а Русская православная церковь использует его и по сей день.

Римский календарь примечателен тем, что имел четыре этапа усовершенствования, при которых его улучшение происходило последовательно, но не совсем логично. Римляне были привержены системности и всегда старались любую хаотичность привести к порядку. Так было и с их календарём, доставшимся им в наследство якобы от греков, мягко говоря, не в самом лучшем виде.

«Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно было сказать лишь «хуже было некуда». А все, вероятно, потому, что, как заметил римский поэт Овидий (43 г. до н. э. — 17 г. н. э.), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды…»

© Климишин. Календарь и Хронология.

Первоначальный римский календарь был лунным, похожим своей бестолковостью на греческий. В римском календаре год имел продолжительность 304 дня и содержал в себе 10 месяцев. Начинался римский календарный год в марте и заканчивался в декабре (по современным меркам). Далее шло время «безвременья», после которого наступала весна и новый римский год (annus).

Отсчёт нового римского года начинался с весенним новолунием. О времени начала этого отсчёта (мартовской календы) римлян извещал главный жрец (pontifex maximus), который решал все календарные проблемы. В его власти было удлинить или укоротить год, а также вставлять в календарь дополнительные дни или месяцы тогда, когда ему это было выгодно.

Уточнённый римский календарь состоял из 12-ти месяцев, а также имел добавочный 13-й месяц «мерцедоний». Что интересно, первоначально, все римские месяцы были безымянными и имели лишь порядковые номера: «первый», «второй», «третий» и так далее, вплоть до «десятого». Затем некоторым месяцам были присвоены имена римских богов и правителей: консула Юлия Цезаря и императора Октавиана Августа. Часть месяцев так и остались «номерными».

Из этого правила выбивается месяц «второй» или «апрель», который назван, почему-то «по селянски», от латинского слова «aperire», то есть «открытие». Многие считают, что это относится к почкам на деревьях, которые в апреле начинают открываться. Но, если учесть географическое положение Рима, находящегося в субтропиках, да ещё в средиземноморском климате, то это утверждение становится спорным.

По всей видимости, «второй» месяц апрель получил своё название после того, как «первый» месяц назвали в честь бога Марса, и до того, как «третий» месяц был назван в честь богини Майи, а «четвертый» — в честь богини Юноны, если судить по стройной логике, принятой у римлян. Здесь наблюдается явная нестыковка, что было не характерно для римлян. Потому как, из четырёх первых месяцев, три названы именами богов, а один — «явлением из жизни растений».

Скорее всего, второй месяц также получил «божественное» имя, но, что-то поменялось и имя этого бога попало под запрет. Вряд ли это был римский бог, скорее всего, этруский, латинский или италийский. Когда римляне захватили всю Италию, то названия, связанные с прежними хозяевами земли, предали забвению или уничижению.

Примером такого обращения с «неугодными» богами является «двенадцатый месяц», добавленный в календарь во времена римского царя Нумы Помпилия. Этот месяц называется февраль — «Februarius», названый так от латинского слова «februare», которое якобы означает «очищать, приносить искупительную жертву в конце года».

Не станем придираться к тому, что слово «очищать» по-латински звучит иначе — «mundare», а обратим внимание на другое слово, более созвучное с февралём. Это слово «Фебруус» — этрусский бог подземного царства, где обитают души умерших, а также податель богатства, смерти, очищения. В древнеримской религии, этрусский бог Фебруус стал второстепенным богом очищения, а вся власть над подземным миром досталась «чистому римлянину» — богу Плутону.

Со временем, когда этруски перестали играть значимую роль в жизни римлян, о них постарались забыть, исключая из календаря всё, что было связано с этрусками. Этрусский бог Фебруус превратился в «februa, februare, februum» — римский обряд очищения, проводимый в конце года, во время февральского полнолуния. То же самое могло произойти с другим этрусским богом, именем которого мог быть назван апрель.

Этрусский «Апулу» — бог Солнца и света, грома и молнии, исцеления и чумы, также известный как покровитель гаданий. По всей видимости, «второй» месяц был назван «Apulus», в честь этрусского бога Солнца. Но, со временем, это этрусское название перестало устраивать римлян, по нескольким причинам. Во-первых, римский «Праздник Солнца» отмечался не в апреле, а в декабре, 25 числа, который позже стал символом «Непобедимого Солнца».

А во-вторых, родоначальником и хранителем Рима являлся бог Марс, отец Ромула — основателя Рима, потому его именем и был назван «первый» римский месяц. Рим был основан 21 апреля 753 года до нашей эры, и потому этот месяц не мог носить имя «чужого» бога. Как бы насмехаясь на этрусками, которые были, в конце концов, покорены римлянами, «второму» месяцу, вместо имени этрусского бога дали название, связанное с весенним пробуждением природы и началом земледельческих работ, более характерных для рабов.

В книге советского учёного-астронома Ивана Антоновича Климишина (род. в 1933 году), «Календарь и Хронология», говорится о возможной связи названия месяца «апреля» с Солнцем:

«Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire — «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus — «согреваемый Солнцем». Он был посвящен богине красоты Венере.»

Так как римский календарь, в настоящее время, составляет основу современного календаря, то следует подробнее узнать об этапах его развития.

Сельскохозяйственный календарь римлян

На заре своей истории, римляне пользовались календарём, заимствованным от греков, который был привязан к сезонам проведения земледельческо-полевых работ. В книге И. А. Климишина «Календарь и Хронология» этот календарь назван «сельскохозяйственным».

Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т. е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным «ориентиром» при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовались Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием — теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3 — 4 февраля по современному календарю). По свидетельству Плиния, в Риме «с него начинается весна».

Вот несколько примеров проведенной древними римлянами «привязки» полевых работ к изменению вида звездного неба:

«Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы… Между весенним равноденствием и восходом Вергилий (утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы…, рубят иву, огораживают луга…, следует сажать маслины».

«Между (утренним) восходом Вергилий и летним солнцестоянием вскапывать или пахать молодые виноградники, пасынковать лозы, косить корма. Между летним солнцестоянием и восходом Пса (от 22 июня по 19 июля) большинство занято жатвой. Между восходом Пса и осенним равноденствием следует косить солому (римляне сначала высоко срезали колоски, а солому косили спустя месяц)».

«Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить… От фавония до восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках».

Следует, однако, иметь ввиду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден («тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц»), а на поле не будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны.

Согласно Плинию, «всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе». Поэтому тот, кто решит стричься, когда «Луна прибывает», рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль…

© Климишин. Календарь и Хронология.

Римский календарь того времени ориентировался на звёзды и «солнечные точки» равноденствий и солнцестояний. Определять даты «солнечных точек» значительно сложнее, чем наблюдать фазы Луны, потому как нужно отслеживать направление восхода — захода Солнца во время равноденствий (строго на восходе — западе), а также высоту Солнца во время солнцестояний. Римляне это делать умели. Однако, при своих знаниях, они выбрали запутанный греческий лунно-солнечный календарь, состоящий из лунных месяцев.

Римский календарь Ромула

Первый римский царь Ромул, основавший город Рим 21 апреля 753 года до н. э., через 15 лет (в 738 году до н. э.) создал собственный римский календарь. Этот календарь состоял из десяти месяцев и имел продолжительность года — 304 дня. Разница с тропическим годом тогда составляла 61 — 62 дня. Это нисколько не смущало первых римлян, потому как время, проходившее после окончания 10-го месяца, до начала нового года просто не учитывалось.

Первый римский календарь был лунным, поэтому начало года всегда совпадало с первым весенним новолунием. Классический «Лунный год», состоящий из 12 лунных месяцев, также короче тропического года на 10 — 11 дней, потому в нём существует определённая система вставных месяцев и дней. Первые римляне этим не заморачивались, поэтому в их календаре шесть десятков зимних дней просто не считались.

«От Макробия [древнеримский писатель 5-го века н. э.] мы имеем свидетельство, что промежуток времени, остающийся после 10-месячного года в 304 дня, римляне на месяцы не разделяли, а просто ждали прихода весны, чтобы опять начать счет по месяцам.»

© Климишин. Календарь и Хронология.

С наступлением весны, в дату, оглашенную пантификом (римским жрецом), начинался «первый» месяц римского Нового года, в первое весеннее новолуние или неомению (появление лунного серпа). Такой календарь позволял римлянам соблюдать религиозные праздники в соответствии с сезонами года. Что нам досталось от этого календаря? Прежде всего, названия месяцев и их продолжительность (частично).

Изначально, названия римских месяцев были следующими:

1. (март) — «primus» — «первый», имевший продолжительность 31 день;

2. (апрель) — «secundus» — «второй» — 30 дней;

3. (май) — «tertius» — «третий» — 31 день;

4. (июнь) — «quartus» — «четвёртый» — 30 дней;

5. (июль) — «quintilis» — «пятый» — 31 день;

6. (август) — «sextilis» — «шестой» — 30 дней;

7. (сентябрь) — «september» — «седьмой» — 30 дней;

8. (октябрь) — «october» — «восьмой» — 31 день;

9. (ноябрь) — «november» — «девятый» — 30 дней;

10. (декабрь) — «december» — «десятый» — 30 дней.

К концу 8-го века до н. э. некоторые месяцы получили имена римских богов. «Первый» месяц получил имя древнего итальянского бога плодородия — Марса — «Martius», ставшего в последствии римским богом войны. «Второй» месяц был сначала назван в честь этрусского бога Солнца — Апулу — «Apulus», который, впоследствии, был «снят с пьедестала» и заменен ничего не значащим словом «aprilis». «Третий» месяц получил имя италийской богини Майи — «Maius», олицетворяющей плодородие, здоровье и невинность женщины. «Четвёртый» месяц был назван в честь жены верховного римского бога Юпитера и покровительницы Рима — Юноны — «Iunius».

Римский календарь Нумы Помпилия

Вторым римским царём, после легендарного Ромула, в 716 году до нашей эры, стал Нума Помпилий. При этом царе была произведена календарная реформа, в ходе которой Римский календарь был приближен к лунному календарю этрусков, имеющему 12 месяцев. Нума Помпилий добавил к десяти месяцам ещё два: «одинадцатый» месяц был назван в честь римского бога всех начинаний, бога — создателя вещей, предшественника верховного бога Юпитера — Януса — «Januarius»; «двенадцатый» месяц получил имя этрусского бога подземного царства — Фебрууса — «Februarius».

При этом, Нума Помпилий привёл продолжительность Римского календарного года с 304 дней до 355-ти. Тем самым, он уравнял его с продолжительностью Лунного года, состоящего из 12 месяцев. Правда, для этого, римскому царю потребовалось подкорректировать продолжительность первых десяти месяцев. Тем самым «убивалось два зайца».

Во-первых, римский календарный год стал почти непрерывным, а во-вторых, Нума Помпилий отнял у месяцев, имеющих продолжительность 30 дней, по одному дню, сделав их 29-дневными. В итоге, полученные 57 дней (355 — 304 + 6 = 57) дали возможность создать два месяца: январь — 29 дней и февраль — 28 дней. Римляне были очень суеверны. По этой причине в Риме считались несчастливыми месяцы, имевшие чётное количество дней, и, наоборот, приносили удачу те месяцы, в которых было нечётное число дней.

В календаре Ромула было 10 месяцев, шесть из которых были «несчастливыми». Реформа Нумы Помпилия увеличила число месяцев в году до двенадцати, при этом несчастливым месяцем получился только февраль. Такие месяцы как: март, май, квинтилис и октябрь имели продолжительность 31 день; а месяцы: апрель, июнь, секстилис, сентябрь, ноябрь, декабрь и январь получили продолжительность 29 дней. Февраль был дважды несчастливым, потому что был самым коротким, да ещё и содержал чётное число дней — 28.

Правка календаря Гнеем Флавием

Римский календарь Нумы Помпилия, по своей продолжительности, сравнялся с Лунным годом, состоящим из 12 месяцев, когда каждый месяц начинался в новолуние. Но, при этом, разница с тропическим солнечным годом составляла 10 — 11 дней. Первые римские календари были лунными, потому требовалось, чтобы начало нового года совпадало с новолунием. Для этой цели, примерно раз в три года необходимо было в календарь добавлять 13-й лунный месяц. Делалось это или нет при Нуме Помпилии — не известно. Скорее всего, «лишний» лунный месяц римляне просто пропускали, начиная очередной год с весеннего новолуния, как это было при царе Ромуле.

Всё изменилось в 509 году до н. э., когда седьмой римский царь Луций Тарквиний Гордый был изгнан из Рима из-за тирании и крайне жёсткого правления. С этого времени Рим стал Республикой, и для управления ею стали избирать консулов, по два на один год правления. Римские консулы того времени вступали в должность во время первого весеннего полнолуния — 15 марта — в римский Новый год или Праздник Анны Перенны — богини наступающего нового года.

Время правления консулов Римской республики укладывалось в один римский год. Продолжительность этого года определял понтифик (верховный жрец Рима), который объявлял время, когда наступит начало нового римского года, спустя две недели от которого, на Анну Перенну, к власти в Риме приходили новые избранные консулы. В этой ситуации не обошлось без злоупотреблений, в ходе которых верховный жрец, по своему усмотрению, мог удлинять или сокращать продолжительность правления консулов.

Такое положение вещей, когда властью в Римской республике заправляли коррумпированные пантифики и консулы, перестало устраивать простых горожан Рима. Через своих избранников, народных трибунов, римляне инициировали приведение римского календаря хоть к какому-нибудь правилу. Правило оказалось простым — один раз, в каждые два года, вставлялся дополнительный месяц — мерцедоний, посвящённый римской богине торговли Мерцедоне.

«Список дней fasti [календаря] на каждый месяц долгое время провозглашался лишь в его 1-е число — вот свидетельство того, как в древние времена патриции и жрецы удерживали в своих руках все важнейшие средства регулирования общественной жизни. И лишь в 305 г. до н. э. выдающийся политический деятель Гней Флавий обнародовал на белой доске на римском форуме список dies fasti [календарных дней] на целый год, сделав общеизвестным распределение дней в году.

© Климишин. Календарь и Хронология.

Исправление римского календаря было произведено в 305 году до н. э., римским трибуном Гнеем Флавием. Который предложил посреди последнего месяца февраля, после 23 числа, вставлять дополнительный месяц «мерцедоний», продолжительностью 22 или 23 дня. Таким образом, раз в два года, после января наступал месяц февраль, длившийся 23 дня, потом наступал месяц мерцедоний (22 или 23 дня). Оставшиеся 5 дней февраля (28 — 23 = 5) считались уже не февральскими, а добавлялись к мерцедонию и учитывались как бы в нём. Такая была запутанная система учёта дней.

«Если вставка [мерцедония] была произведена, то 23 февраля отмечались терминалии — праздник в честь Термина — бога межей и пограничных столбов, считавшихся священными. На следующий день начинался как бы новый месяц, в который и включался остаток февраля.»

© Климишин. Календарь и Хронология.

Гней Флавий ввёл четырехлетний период, в ходе которого: первый год был простым (355 дней), второй год с мерцедонием (355 + 22 = 377 дней), третий год был простым (355 дней), четвертый год был с мерцедонием (355 + 23 = 378 дней). В результате таких действий, в каждой четырехлетке, средняя продолжительность года составила 366,25 дней, что было на сутки больше тропического года. За 24 года такого календаря набегали лишние 24 дня. Чтобы их компенсировать, римляне раз в 24 года не вставляли месяц мерцедоний после терминалий.

Это уточнение календаря, всё равно, дало повод для разного рода злоупотреблений со стороны пантификов. Введение месяца мерцедония добавило в календарь ещё больше путаницы и неразберихи. Так как продолжительность месяца мерцедония (22 или 23 дня) была меньше длины лунного месяца (29,5 дней), то с привязкой римского календаря к фазам Луны было покончено раз и навсегда.

Новой путаницы римскому календарю добавило то обстоятельство, что после 153 года до н. э. римские консулы стали вступать в должность не 15 марта, а 1 января, за два-три месяца (с учётом мерцедония) до окончания календарного года. Чьё это было решение, не известно. По всей видимости, римские жрецы, желая добиться покладистости консулов, перенесли срок их вступления в должность на 1 января, за два месяца до того времени, когда принималось решение о вставке или не вставке мерцедония. Это решение могло быть объяснено тем, что консулов сравнили с богом-прародителем римлян Янусом, потому и перенесли начало их правления на первое число (календу) января.

Русский богослов и церковный деятель Дмитрий Александрович Лебедев (1871 — 1937) в своей работе «К истории времясчисления у евреев, греков и римлян» о римском календаре сказал следующее:

«Отмененный Юлием Цезарем в 45 г. до Р. Х. календарь римской республики представлял собою… настоящее хронологическое monstrum. Это был календарь не лунный и не солнечный, а псевдолунный и псевдосолнечный. Обладая всеми недостатками лунного года, он не имел ни одного из его достоинств, и точно в таком же отношении стоял он и к солнечному году».

(Продолжение следует)

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы