На тему мошенничества с кредитами написаны сотни текстов, как предупреждающих, так и откровенно обучающих «новых исполнителей». Но, время идет, все меняется, и вроде бы методы преступников тоже давно должны были шагнуть в цифровой мир. Впрочем, часть из них, действительно туда шагнула. Но в основе остается старая добрая подделка документов…
Согласно официальным данным за 2022 год в стране около 5 тысяч человек отправились за решетку по ст. 327 УК РФ – подделка документов. В 55% случаев мошенники «работали» с паспортами, а все остальное – это бумажки для получения различных грантов, субсидий и прочие «доверенности». Однако, эта не особо впечатляющая статистика с кредитной отраслью ничего общего не имеет.
Ну, во-первых, потому, что даже если преступник попадется и на него таки заведут уголовное дело, то инкриминироваться ему будет скорее всего мошенничество, а 327 ст. УК пойдет только в довесок. А во-вторых – как бы не хотелось справедливости, но мошенничество с кредитами практически не наказуемо. Нет, в законе все нормально. А вот его реализации – нет. Но мы сегодня даже не об этом…
Пресс-службы банков твердят о том, что мошенники часто используют поддельные документы для того, чтобы взять кредит или открыть счет через дистанционные каналы «для последующего использования в преступных целях». Причем сложнее всего с теми, кто пытается взять заем по иностранному паспорту. Если наш можно еще как-то попытаться проверить, спойлер: бесполезно, то заграничные документы – просто рулетка.
И в целом, тут вопросов никаких нет. Подделка документов – дело не новое, тем более, когда паспорт даже в руки сотруднику не дается, если все оформляется дистанционно. Но если задуматься об объемах фальсификации, то на ум сразу же приходит простой вопрос: а точно ли столько мошенников развелось, или все-таки играет тут пресловутый человеческий фактор. Например, «свои люди» в банке. Причем не на месте рядовых операторов, хотя и там можно натворить дел, а где-нибудь повыше, в СБ или на уровне руководителей отделов.
Банки, как правило, не особо любят признаваться в своих ошибках. Достаточно вспомнить все отрицания Сбера после того, как его сотрудники несколько раз сливали базы данных и попадались на этом. Пока не доказали, Сбер стоял на своем: «у нас все чисто!». Тем не менее, в итоге пришлось признать, что совсем нет. И это совсем не тайна.
Вот только разбираются такие дела, как правило, внутри финансовых организаций, оставаясь не особо освещенными. Да и в полицию часто эти истории просто не попадают. Ну не любят финансисты выносить сор из избы. Тем самым, волей или не волей, покровительствуя все тем же мошенникам, которые точно знают, что полиция преступлениями в сфере потребительского кредитования практически не занимается.
Вопросы, если они возникнут, придется скорее всего решать с СБ банка. А так как на дворе давно не 90-е, то в худшем случае тебя просто попросят сменить регион деятельности. Ну еще пару раз по лицу стукнут, так это не особо страшно. И как картинка меняется, если даже с СБ сталкиваться не придется, ибо там есть «своя крыша»? Просто прекрасно, прям ставь на поток рисование паспортов и кредитуйся в одном и том же банке до посинения.