Найти тему
Лахта Центр

С ПЕСНЕЙ К ПОБЕДЕ

9 мая 1945 года на Дворцовой площади. Фото: https://vk.cc/cwy1uP
9 мая 1945 года на Дворцовой площади. Фото: https://vk.cc/cwy1uP

Великая Отечественная война оставила богатейшее песенное наследие. Десятки выдающихся сочинений написаны непосредственно во время войны, десятки созданы после нее.
Могучие, героические и трагические звуки «Священной войны» («Вставай страна огромная…») Александрова и Лебедева-Кумача; камерная «Давай закурим» Табачникова и Френкеля; легкая, радостная, задористая «Казаки в Берлине» Солодаря и братьев Покрасс... Многие из военных песен были написаны буквально за один-два дня, прямо на фронте, по горячим следам увиденного, пережитого.
Среди послевоенных песен также немало шедевров. «На безымянной высоте» Баснера и Матусовского, «Если б не было войны» Минкова и Шаферана, ставший буквально народным гимном «День Победы» Тухманова и Харитонова... А как не вспомнить песенную лирику Окуджавы (чего стоят, например, «По смоленской дороге» или «До свидания, мальчики»), ну и, конечно, бьющие на разрыв в самое сердце военные песни Высоцкого («Он не вернулся из боя», «На братских могилах», «Песня самолета-истребителя» и еще, и еще, и еще).
По масштабам этого песенного наследия мы можем судить и о масштабах испытания, которое выпало на долю народа нашей страны, о масштабах мужества, проявленного в те страшные и полные беспрецедентного героизма годы. Однако что поражает, когда мы обращаемся к песням, написанным в годы Великой Отечественной: значительная часть среди них лирические, о любви. Сжимающие сердце и способные вызвать слезы, эти песни в том числе даны нам как живое свидетельство неистребимости добра, нежности, и человечности даже в нечеловеческих условиях войны.

«Синий платочек»
Музыка Ежи Петерсбурского, слова многочисленных авторов, 1940–1942 годы

Лидия Русланова, первая исполнительница песни «Синий платочек». Берлин, 1945 год. Фото: https://vk.cc/cwy0KA
Лидия Русланова, первая исполнительница песни «Синий платочек». Берлин, 1945 год. Фото: https://vk.cc/cwy0KA

«Синий платочек» — песня непростой, запутанной судьбы. Она была написана еще в 1940 году композитором Ежи Петерсбурским и стала хитом предвоенных месяцев. С началом Великой Отечественной войны песню ждала настоящая слава. На мелодию «Синего платочка» появился не один десяток различных вариантов текста. Всем знакомые строки «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…» или «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…» принадлежат, можно сказать, одной песне, а можно сказать, разным. Так или иначе, в годы войны одним из самых любимых и популярных стало исполнение песни выдающейся Лидией Руслановой. Эта женщина удивительной судьбы и харизмы пела «Синий платочек» на фронтах и сотни тысяч ее слушателей вспоминали свои родные платочки, оставленные в далеком довоенном прошлом.
«Синий платочек» исключительно точно отвечал потребности бойцов в том, чтобы наряду с песнями выраженного гражданского содержания звучали песни содержания личного и даже мирного. По воспоминанию многих, «Синий платочек» дарил солдату надежду на возвращение той жизни, что оказалась прервана войной.

Лидия Русланова выступает у стен рейхстага в Берлине в мае 1945 года. Фото: https://vk.cc/cwy0RT
Лидия Русланова выступает у стен рейхстага в Берлине в мае 1945 года. Фото: https://vk.cc/cwy0RT

«В землянке»
Музыка Константина Листова, слова Алексея Суркова, 1942 год

Алексей Сурков, автор слов песни «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь») на музыку Константина Листова. Кадр кинохроники «Слово поэта»
Алексей Сурков, автор слов песни «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь») на музыку Константина Листова. Кадр кинохроники «Слово поэта»

Песня «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь…») — бесспорный шедевр. Созданная на стихи военного корреспондента Алексея Суркова, написанные им после тяжелейшего обстрела и боя, она стала народной. Существует немало различных «неканонических» версий. Текст расширялся, сжимался. Но суть от этого не менялась.
Когда я думаю об этой песне, всегда вспоминаю сцену из великого фильма Алексея Германа (старшего) по сценарию Константина Симонова «Двадцать дней без войны». Оказавшийся ненадолго в тылу фронтовик в исполнении ушедшего в 18 лет на фронт Юрия Никулина на вопрос, какие слова о войне действительно «те» (настоящие) отвечает: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага». Именно из-за этих строк — «до смерти — четыре шага» — уже записанная на пластинки песня на какое-то время попала под запрет. Но для миллионов бойцов, сражавшихся вдалеке от своих домов и своих любимых это были действительно «те самые», по-настоящему подлинные слова.

Фронтовое выступление Леонида Утёсова. 1942 год. Фото: https://vk.cc/cwy1i6
Фронтовое выступление Леонида Утёсова. 1942 год. Фото: https://vk.cc/cwy1i6

«В лесу прифронтовом»
Музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского, 1942–1943

Ефрем Флакс, первый исполнитель песни «В лесу прифронтовом». (Музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского). Фото: https://vk.cc/cwy110
Ефрем Флакс, первый исполнитель песни «В лесу прифронтовом». (Музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского). Фото: https://vk.cc/cwy110

«В лесу прифронтовом» — один из нескольких великих вальсов времен Великой Отечественной войны. Удивительное сочетание лирического начала («С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист…») и начала героического («Так что ж, друзья, коль наш черед, да будет сталь крепка!..»). Нежная, немного старомодная и нехитрая мелодия вальса (автор музыки откровенно обращается вслед за текстом к вальсу «Осенний сон» Арчибальда Джойса, написанному еще в 1908 году) нарастает, рождая ощущение решимости и принятия своей судьбы. Великолепны и поистине величественны в своем лирическом стоицизме строки «И каждый думал о своей, припомнив ту весну. И каждый знал — дорога к ней ведет через войну». Впервые песню исполнил Ефрем Флакс, выпускник Ленинградской консерватории, записавшийся добровольцем в народное ополчение, как это сделали десятки тысяч ленинградцев.

«Темная ночь»
Музыка Никиты Богословского, слова Владимира Агатова, 1943 год

Марк Бернес в фильме «Два бойца» исполняет песню «Темная ночь». (Слова Владимира Агатова, музыка Никиты Богословского). Фото: https://vk.cc/cwy1cT
Марк Бернес в фильме «Два бойца» исполняет песню «Темная ночь». (Слова Владимира Агатова, музыка Никиты Богословского). Фото: https://vk.cc/cwy1cT

«Темная ночь» написана для фильма «Два бойца» и спета в нем блистательным Марком Бернесом. Спета исключительно искренне, как-то совершенно негромко, просто, но будто бы с предвидением, что звучать она будет десятки лет и в миллионах сердец. Взгляд Бернеса, направленный прямо в кинокамеру, сегодня буквально смотрит на нас из тех дней.
Для меня эта песня особенная. Слушая ее, я всякий раз вспоминаю ушедшего добровольцем на фронт и погибшего, защищая Ленинград, своего деда Илью. «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь…» Его жена, моя бабушка, оставшаяся в блокадном Ленинграде, как раз сидела у кроватки, где спала моя мама. Для моего деда слова «И поэтому знаю: со мной ничего не случится» не стали пророческими. Но память о тех, кто не вернулся с войны, продолжает жить. Как продолжает жить и великая песня «Темная ночь».

«Случайный вальс»
Музыка Марка Фрадкина, слова Евгения Долматовского, 1943 год

Автор песни «Случайный вальс» военный корреспондент Евгений Долматовский. Берлин, май 1945 года. Фото: https://vk.cc/cwy17D
Автор песни «Случайный вальс» военный корреспондент Евгений Долматовский. Берлин, май 1945 года. Фото: https://vk.cc/cwy17D

Автор «Случайного вальса» Евгений Долматовский, в пору написания песни военный корреспондент, писал: «Я заметил, что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить и отринуть все то, что принадлежит, казалось бы, лишь мирным временам и именуется лирикой». Популярность «Случайного вальса» служит тому подтверждением.
Слушая «Случайный вальс», написанный в 1943-м, также понимаешь смену настроения на фронте. Впереди еще годы войны, опасность и смерть еще долго будут рядом, но в звуках этого вальса уже чувствуется некоторое облегчение. В первоначальной версии текста вместо «и лежит у меня на ладони» звучало «и лежит у меня на погоне» (второе название — «Офицерский вальс»). В Красной армии ввели новую форму. Вернулось понятие «офицер». На офицерский мундир вернулись погоны. На фронте появились пусть редкие, пусть очень хрупкие минуты отдыха. Не только оставленная в довоенном прошлом любовь, но и любовь, вспыхнувшая в военном настоящем, становятся темой чудесной песни. Предчувствие грядущей победы буквально разлито в строках и звуках вальса, в котором на первый взгляд может показаться, о войне сказано не так много.

Клавдия Шульженко выступает перед бойцами на Ленинградском фронте. Фото: https://vk.cc/cwy1mE
Клавдия Шульженко выступает перед бойцами на Ленинградском фронте. Фото: https://vk.cc/cwy1mE

Текст: музыкальный эксперт и продюсер Дмитрий Мильков

#этонадослышать