Кафедра была организована в 1983 г. в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР. Основная её задача – проведение учебных, научно-методических и производственных работ, связанных с подготовкой
художников-реставраторов монументально-декоративной живописи. Первым заведующим кафедрой (1983–1988 гг.) был профессор П.Г. Редечкин, затем с 1989 по 2009 гг. кафедру возглавлял В.П. Бурый – профессор, кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории. В 2009–2018 гг. заведующей кафедрой была Л.А. Ефремова – доцент, кандидат искусствоведения. Более
чем за 40 лет существования кафедра выпустила около трехсот художников-реставраторов. Профессиональная подготовка студентов осуществляется в мастерских кафедры и на базе ведущих реставрационных организаций России, в первую очередь следует упомянуть Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Государственную Третьяковскую галерею. Выпускники кафедры, среди которых уже много художников-реставраторов второй, первой
и высшей квалификационных категорий, работают на уникальных объектах монументально-декоративного искусства в коллективах ведущих реставрационных учреждений страны или самостоятельно. Кроме выполнения чисто реставрационных работ, они также расписывают стены старых и вновь построенных храмов, пишут иконы для иконостасов, декорируют особняки и
усадьбы. Некоторые наши выпускники одновременно преподают на кафедре, закончили аспирантуру, успешно защитили кандидатские и докторские диссертации.
Основные комплексы спецдисциплин, осваиваемые студентами, следующие: материаловедческие, изучение различных техник монументально-декоративной живописи, методы реставрации монументально-декоративной живописи, реставрация станковой темперной и станковой масляной живописи, группа
спецдисциплин историко-культурного и искусствоведческого циклов, дисциплины научно-технического обеспечения реставрационной деятельности.
Характерной особенностью образовательного процесса на нашей кафедре является систематическая и полноценная художественная подготовка на протяжении всего периода обучения. Вначале это основы академического рисунка и живописи, затем задания приобретают характер освоения изобразительного языка и живописных техник различных художественных школ и методов. Производственные практики студенты проходят в составах профессиональных бригад художников-реставраторов, работающих на уникальных памятниках монументально-декоративной живописи, либо в реставрационных отделах музеев и научно-исследовательских институтов.
Дипломные работы, выполняемые студентами кафедры на 6-м курсе, состоят, как правило, из трёх заданий: реставрация отдельного фрагмента (или
участка) стенных росписей, реставрация произведения станковой темперной или масляной живописи, копирование произведения станковой или монументальной живописи.
На кафедре разрабатываются новые методики и методы реставрации монументальной живописи.
#наука
#история
#искусство
#Строгановка