Наверное, в каждой российской семье есть свои, тщательно оберегаемые воспоминания о войне. Может, кому-то посчастливилось сохранить и фотографии и письма тех лет – как бесконечно драгоценные свидетельства минувших событий.
Сказанное справедливо и для моей семьи. Первый муж моей бабушки был летчиком, погибшим при выполнении боевой задачи в феврале 1942 года. Мой папа, родившийся во втором бабушкином браке в начале 1945 года, как-то нашел его письма и украдкой прочитал.
Конечно, из писем ему хотелось узнать о героических сражениях и подвигах. Но к разочарованию, в них говорилось об очень прозаических, если не сказать – бытовых вещах. Например, советы как заготовить дрова и продукты на зиму. Уже гораздо позже папа понял, что смыслом жизни каждого солдата на фронте была гражданская жизнь, такая далекая и недосягаемая. А война была тяжелой, грязной работой, рассказами о которой тревожить родных не хотелось.
Так о чем же шла речь во фронтовой переписке? Почему такие, как нам кажется, обыденные житейских вещи и сегодня очень много значат для бойцов? Что же нужно написать в письме неизвестному солдату, чтобы придать ему сил и уверенности в его очень важном для всех нас деле?
На самом деле фронтовая переписка насчитывает уже не одну сотню лет. Впервые словосочетание «полевая почта» в нашей стране появилось еще в мае 1712 г.
В ходе Северной войны из обеих столиц к фронту и местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии так называемой «спешной связи», носившие название «почта в полки».
С началом XIX века подготовка к развертыванию военно-полевой почты стала осуществляться заблаговременно, в мирное время. В предвидении войны с армией Наполеона поддержание связи в стране обеспечивалось средствами и силами Почтового департамента.
Так, например, большую роль во время Отечественной войны 1812 года в обеспечении бесперебойной связи фронта с Петербургом сыграл почтовый тракт, соединявший Калугу и Тулу. Через него обеспечивалась переправа раненых, которые направлялись в Тульский военный госпиталь; беженцев из районов, где велись боевые действия. Шли многочисленные войска, направлявшиеся в Тарутинский лагерь, доставлялись боеприпасы, фураж, медикаменты, продовольствие.
Во время первой мировой войны для доставки корреспонденции из тыла в армию и обратно были открыты полевые почтовые учреждения различного типа, например, главные и запасные полевые почтовые конторы, этапные полевые почтово-телеграфные отделения и почтовые подставы.
В этот период бесплатно пересылались из действующей армии закрытые письма весом до 30 грамм и почтовые карточки при наличии на них оттиска печати соответствующей воинской части или учреждения.
Ну а во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную армию доставлялось 70 миллионов писем. Основная переписка шла между родными на фронте и в тылу.
Пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) производилась бесплатно. Однако с первых дней после начала войны стало понятно, что почтовая служба не справляется с поставленной задачей. В дефиците были обычные почтовые конверты. Тогда и родились знаменитые письма-треугольники, ставшие символом военной почты, для которых конверты были просто не нужны.
Конверт-треугольник – обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось – его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
Да, и о цензуре.
Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить стратегические сведения, например, о дислокации частей и их вооружении. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».
Письма стали главной связующей нитью между тылом и фронтом. Получить весточку из дома было настоящим праздником для бойцов, а возможность отправить ответное сообщение – настоящим смыслом жизни.
На фронте широкую популярность приобрели так называемые «письмовики». Лишь немногие солдаты могли грамотно и красиво написать письмо домой, и они обращались к мастерам такого жанра, которые находились почти в каждой части и выручали своих боевых товарищей.
Самым сложным испытанием для советской почты стали, как ни странно, не боевые, а мирные дни. С 9 мая 1945 года, когда объявили о том, что подписан акт о капитуляции Германии, сотни тысяч поздравительных писем, открыток заполнили все почтовые отделения. Справиться с таким потоком посланий было практически невозможно. Горы писем скопились в отделениях почты, и, понятно, приходили они адресатам с большим опозданием.
По группам, отражающим ту или иную информацию, фронтовые письма можно разделить на несколько групп.
Это: семейные письма; письма о любви; письма учителю; письма, отражающие фронтовую повседневность; письма, содержащие информацию о ценах на продукты питания в военное время; письма, отражающие психологическое состояние солдат; письма и дневники и открытки, содержащие солдатский фольклор или письма, повествующие о неординарных людских судьбах.
Современные исследователи, анализируя письменные источники, относящиеся к группе «семейные письма», отмечают интересную тенденцию. Как меняется отношение солдата к дорогим ему людям, оставшимся далеко в тылу. Степан Андреевич Агеев пишет своей жене в июле 1941 года: «<...> Здравствуй, дорогая Дуся <...>». В январе 1942 года тон его писем меняется: «<...>Моя дорогая Евдокия Гавриловна<...>».
Он обращается к своей жене с большим почтением и уважением, как к женщине, которая осталась дома охранять семейный очаг. Он понимает, что на её плечи легли все заботы по дому и семье.
В письмах солдаты беспокоятся, как семья подготовилась к зиме, сколько заготовили дров, сколько смогли припасти овощей и хлеба. Как правило, фронтовики часто дают родным наставления, как распорядиться вещами, если не хватает продуктов, дают совет - бережно относится к семенному материалу, что бы весной можно было засадить огород и тогда еда будет.
Часто в письмах встречается информация о получении денежных аттестатов и отправка их родителям. Например, некий Постников Геннадий Фёдорович пишет в родительский дом, что за хорошую учёбу брату надо бы сшить или купить новый костюм и рубашку.
Обратная связь от родных и близких часто была предметом особой гордости для фронтовиков. Вот цитата из еще одного письма:
«Добрый день, Мама! Письмо твое получил давно, но не имел возможности ответить. Сейчас смогу. Очень рад твоему письму. Мама, это письмо я всем показывал, потому что оно было первым твоим письмом».
Конечно, самой трогательной категорией писем на фронт всегда были детские письма. Каждый ребенок старался порадовать отца успехами в учебе или каким-то очень простыми будничными радостями, которые легко могли вышибить слезу из самого сурового бойца.
«5» получил по чтению и арифметике, поведение — «4». Сегодня мамин день рождения, у нас праздник, бабушка напекла белых булочек, едим и тебя вспоминаем. Дорогой папочка, как бы мне хотелось к тебе, с фрицами подраться. И очень хочется в Ленинград. Папочка, пиши скорее ответ. Целую крепко. Твой Слава».
«Здравствуй, наш дорогой папочка! Поздравляем тебя с праздником, Днём Красной Армии! Как ты, наш дорогой папочка, живешь? Мы по тебе скучаем и ждём тебя скорее домой. Мы приготовили тебе очень красивый подарок к празднику, но послать его не пришлось. Я в День Красной армии выступал в детском садике, был санитаром, мама делала мне костюм. Вот, если бы ты был дома, то снял бы меня в костюме. Мы с Герочкой пошаливаем. Целуем тебя, твои сыночки, Герочка и Владик.»
«Любимый Папочка! Я читаю рассказы о животных. Из прочитанных больше всего мне нравится „Егорка“. Теперь дают электричество с 6 до 10, день стал длиннее. Учусь хорошо. Я ежедневно колю дрова на таганку, которую бабушка топит 3 раза в день. Целую, Саша».
В годы войны из тыла на фронт направлялись сотни тысяч посылок с одеждой и продуктами. Из колхозов, от предприятий, от учебных заведений. Чаще всего - коллективные. Для холостых бойцов самыми желанными были, конечно, послания от девушек. В них среди подарков обязательно вкладывалось письмецо личного характера. Конечно, не всегда оно носило романтический характер. Так, ученица третьего класса Тамара из шадринской начальной школы № 3 вложила в посылку письмо: "Дорогой товарищ боец! С Новым годом! С новыми победами! Кушайте на здоровье все, что я вам посылаю. Мой папа тоже на фронте. Разгромляйте скорее врага и возвращайтесь с победой".
Но когда писали девушки постарше, содержание приобретало иной характер.
Обозначение адресата неизвестным бойцам от девушек осуществлялось по-разному. Нередко в качестве отличительного признака указывалось некое конкретное имя.
Так, очень типичный пример мы можем проследить в стихотворении Сергея Смирнова, опубликованного в 1942г.
Как такое вышло - сам не знаю.
К нам на фронт пришло письмо одно,
На конверте надпись: "Николаю".
"Ой, не мне ли, - думаю, - оно?"
Рву конверт, и что же я читаю
Под горячий орудийный лай:
"Я вас не видала и не знаю,
Дорогой товарищ Николай.
Но желаю вам везде и всюду
Бить врага... И я убеждена,
Что встречать вас как родного буду
В день, когда закончится война.
Шлю привет..."
А дальше подпись: "Маня"
Ну и вот, товарищи мои.
Я письмо ее ношу в кармане
Через все атаки и бои.
И врагу пощады не давая,
Повторяю, будто невзначай:
"Я вас не видала и не знаю,
Дорогой товарищ Николай..."
Я от старых писем независим.
Но письма такого не сомну.
Девушки, пишите больше писем
Всем бойцам, ушедшим на войну.
Во другом случае в качестве отличительного признака указывалось личное качество бойца. Работникам полевой почты много раз приходилось обнаруживать письма с короткими любопытными адресами: "На фронт. Самому храброму бойцу". Или: "На фронт. Вручить самому отважному воину".
Подобная история стала сюжетом рассказа Валентина Катаева "Фотографическая карточка", опубликованному в 1942 г.
"Некая девушка с условным именем Клава работала в госпитале, регистратором в канцелярии. Однажды она послала на фронт посылочку. Это был обычный пакетик: с варежками, куском туалетного мыла, с пачкой папирос, с платочком и множеством других трогательных, но весьма полезных мелочишек. Клава, к сожалению, не была мастерица писать письма. Она начинала писать несколько раз, но ни одно письмо не ее не устроило. В конце концов она разорвала все варианты. Затем взяла свою фотографию, на ее обороте написала всего два слова и вложила карточку в свой пакетик. Эти два слова были: "Самому храброму". И больше ничего. Ни подписи, ни адреса.
Посылка была получена в одном из отрядов морской пехоты... Командир показал карточку красивой девушки своим морячкам.
- Вот что, товарищи, - сказал он, - получена посылка. В письме карточка девушки. На карточке написано два слова: "Самому храброму". Больше ничего... Самый храбрый, два шага вперед!
Но никто из ребят не двинулся с места. Они все были храбрые, но никто не был хвастлив.
- Я так и думал, - сказал командир и спрятал карточку в боковой карман. - Сегодня мы идем в атаку. Самый храбрый получит карточку и посылочку".
Герой рассказа Сергей во время атаки "подполз к румынской батарее и забросал ее гранатами", "был представлен к боевому ордену и получил из рук командира посылку", с тех пор он "не расставался с заветной карточкой". И вот однажды "регистрируя личные вещи и документы, только что принятые у раненых, Клава увидела свою карточку. Фотография была пробита пулей и окровавлена". Девушка кинулась к начальнику госпиталя и упросила разрешить ей "перейти сиделкой в палату, где лежал ее герой, ее "самый храбрый"...".
Так для чего и что именно нужно писать в письмах на фронт? По-моему, главное, чтобы слова шли от всей души, от самого сердца. Чтобы бойцы, выполняющие самую трудную работу, знали, что им верят, их ждут и ценят.
В моем тг-канале еще больше интересного https://t.me/alvoskresenskaya
Познакомиться с моим творчеством можно на Литрес https://www.litres.ru/author/alena-voskresenskaya