Сегодня я немного отступлю от того маршрута прогулки, которым поделился в маленьком анонсе на прошлой неделе. И этому есть вот какая причина. В прошлой своей заметке я показал здание в Большом Златоустинском переулке, где в начале двадцатого столетия располагалась «Большая Сибирская гостиница» Николая Дмитриевича Стахеева, а после революции одним из учреждений, занявших его, сделался Научно–технический отдел ВСНХ.
И как раз вчера я проезжал мимо одного давно знакомого мне дома на Проспекте Мира и подумал, что неплохо было бы и про него рано или поздно написать. Заглянул в справочники и с удивлением обнаружил, что это – жилой дом сотрудников того самого Высшего Совета народного хозяйства.
Волей-неволей подумаешь, что это не иначе как судьба.
О послевоенной сталинской архитектуре я здесь почти не писал. Рассказал лишь об одной из высоток-Сестер и о доме на Тверской, что был облицован трофейным гранитом.
А еще так получилось, что прошлогодняя статья про жилой дом на Космодамианской набережной вот уже четырнадцатый месяц набирает самое большое число показов и просмотров из всех записей «Тайного фотографа». Что для меня является большим парадоксом и загадкой.
Сегодня же речь пойдет о здании, построенном в пятидесятых годах двадцатого века через дорогу от ВДНХ, прямо напротив знаменитой статуи Веры Игнатьевны Мухиной (6 фото).
Иногда, рассказывая о создателе того или иного дома, я пишу: «его построил русский и советский архитектор». Одним из таких зодчих, объединивших собою две совершенно непохожие друг на друга эпохи, стал...
...Иван Владиславович Жолтовский
И был он человек поистине неординарный. Вспомнить хотя бы тот факт, что однажды его приглашали для перестройки здания Московской Мэрии на Тверской. Но Иван Владиславович категорически отказался от этой работы, заявив, что не хочет остаться в народной памяти как человек, изуродовавший прекрасное творение Матфея Федоровича Казакова.
О нескольких его постройках я уже писал в своем маленьком Дзене. И наиболее яркая из них описана в заметке по ссылке ниже:
Это же здание через дорогу от скульптуры «Рабочий и Колхозница» стало последней работой мастера.
Иван Жолтовский прожил долгую жизнь, скончавшись в 1959 году в возрасте 91 года. Родился в Пинске, в семье бедного польского шляхтича, в одиннадцать лет осиротел. Могло ли из него получиться что-то стоящее? Шансов было мало по человеческому разумению... Но получилось.
В пинской гимназии он получил классическое образование, выучил итальянский язык, польский, немецкий и латынь. В 1898 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств и защитил дипломный проект «Народный дом». Затем отучился еще и в Петербургской Императорской Академии искусств. В 1909-м сделался академиком архитектуры. После революции продолжил любимое дело, параллельно преподавал во ВХУТЕМАСе.
Даже нарком Анатолий Луначарский рекомендовал его Ленину как авторитетнейшего специалиста по архитектуре и градостроительству.
(7 фото)
Среди его работ здание Московского ипподрома, кинотеатры «Победа» на Абельмановской улице и «Слава» на Шоссе Энтузиастов – по образцу которых в столице и многих городах Подмосковья позднее построят кучу кинотеатров и домов культуры; генеральный план ВСХВ-ВДНХ и павильон в Парке Горького; здание Строгановки на Волоколамском шоссе и многое другое в Москве, Калуге, Евпатории, Череповце, Сочи, Ялте и даже Ферганской области.
(12 фото)
- И, кстати, большое спасибо моим дорогим подписчикам, кто обратил мое внимание на то, что Ермолаевский переулок в Москве с 1961 по 1993 год назывался улицей Жолтовского. Да и сегодня в полутора километрах к северу от МКАДа есть улица Архитектора Жолтовского.
Иван Владиславович действительно был уникальным человеком. И дом, который он построил на углу Проспекта Мира и улицы Касаткина, тоже уникален. Я не даром чуть выше упомянул, что скончался архитектор на девяноста втором году жизни. Вот этот дом был выстроен в 1955-1957 годах. Просто представьте: его проект Жолтовский создал, когда ему исполнилось 88 лет. А закончилось строительство, когда автору было около 90!
И этот дом известен как...
...Последняя завершенная работа Ивана Жолтовского
То есть, по-видимому, он начинал трудиться еще над чем-то, но не успел.
Есть два противоположных мнения, для кого строился этот десятиэтажный гигант: для ВСНХ или для сотрудников Министерства сельского хозяйства. Разные москвоведы говорят по-разному, но в документах он все-таки значится как Жилой дом Высшего совета народного хозяйства.
(3 фото)
Но вот ключи от 270 новеньких квартир в нем так или иначе получали и министерские служащие, и простые москвичи.
И квартиры были шикарны. Просторные, с высокими потолками. В одной из этих квартир сегодня живет мой коллега и учитель. Как раз заглянув к нему в гости, воспользовался шансом, чтобы подробно и обстоятельно отснять всё и во всех подробностях (12 фото).
Могу предположить, что живется в таком доме весьма уютно.
Здесь даже старые вещи и детские рисунки не выбрасывают. Находят им достойное место и применение (7 фото).
И вид из окна во двор соответствующий (3 фото).
Но самое интересное, что при всей грандиозности форм и объемов, фасад дома, возможно, из-за своего цвета...
...Смотрится каким-то очень легким
Иногда я употребляю эпитеты «великолепный», «роскошный», «величественный», «богатый». Но тут напрашивается совсем другое слово. Легкое и простое, но отчего-то именно оно у меня всплывает в создании, когда я пытаюсь этот дом охарактеризовать.
Может, у моих дорогих читателей возникнут другие эмоции. Для меня же он... красивый. Вот просто – красивый (7 фото).
Впрочем, и известный критик, деятель архитектурной науки, историк и теоретик зодчества Андрей Владимирович Иконников утверждал, что это здание – самая интимная работа Ивана Владиславовича. И наименее монументальная, вопреки своим размерам.
А еще благодаря своей визуальной ступенчатости фасадов дом словно вырастает из зеленого массива. Мы часто в комментариях с моими дорогими подписчиками обсуждаем преимущества особняков, отделенных от красной линии улиц садиками. Вот этот дом имеет тот же самый эффект.
Даже количество советской символики в его лепном декоре не отталкивает. Она воспринимается как должное, особенно когда вспоминаешь времена, в которые он был построен.
А вот эти цветные панно, пилястры, лепные фризы, а также главная страсть и отличительная черта Жолтовского – карнизы – так и вовсе очаровывают (12 фото).
Знатоки усматривают в его очертаниях и деталях итальянские мотивы. Собственно, ни для кого не было секретом, что кумиром Жолтовского в мире архитектуры являлся гений эпохи Возрождения Андреа Палладио.
Лифтовые шахты зодчий решил здесь устроить внешними. Впрочем, после войны часто так строили (4 фото).
И оформление балконов, что смотрят во двор и на Яузу, мне очень понравилось. При этом интересно то, что на парадном фасаде, выходящем на Проспект Мира, балконов нет (4 фото).
Внутренний двор обрамлен оградой, но попасть в него не проблема.
Впрочем, необходимо упомянуть и двух соавторов Ивана Владиславовича, трудившихся вместе с ним над проектом этого дома. Ими были архитекторы Михаил Николаевич Круглов и Борис Николаевич Лазарев.
Да и жили в этом доме...
...Многие знаменитости и деятели науки и культуры
Средин них первым приходит на память поп-рок-музыкант Александр Александрович Барыкин. А кроме него – архитектор и хороший знакомый самого Жолтовского Всеволод Леонидович Воскресенский (вопреки ожиданиям, не состоявший в родстве с Флегонтом Флегонтовичем и Сергеем Флегонтовичем Воскресенскими), театральный режиссер и актер Матвей Абрамович Ошеровский и поэтесса, автор текстов песен, музыку к большей части которых написал Давид Тухманов, Анна Юдковна Саед-Шах.
Сегодня этот дом – памятник истории и культуры.
И, кстати сказать, существует местная легенда, которую рассказывают его жильцы. Говорят, что из подвала этого дома тайные подземные ходы вели на территорию ВДНХ, И якобы есть даже те, кто был знаком с теми, кто этими туннелями пользовался. Но ныне этого, к сожалению, уже не проверить.
Я же вскоре вернусь к рассказам о Проспекте Мира, окрестностям Всероссийского выставочного центра – сразу, как довершу начатую на прошлой неделе серию.
И здесь есть о чем рассказать и чем поделиться.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.