Тайна, конечно, полишинеля... Но как-то нужно озаглавить предполагаемый цикл коротких статей об истории всем известных московских зданий, про которые не пишут в путеводителях.
Дом под номером девять на Тверской улице еще называют Домом знаменитостей. Пожалуй, он – один из претендентов на звание чемпиона Москвы по количеству живших в нем известных людей и посвященных им мемориальных досок. Превосходят его, пожалуй, лишь Дом-Левиафан на Берсеневке и сталинская жилая высотка на Котельнической набережной. Собственно, его и строили в сороковых годах двадцатого века для представителей советской номенклатуры. Имеются сведения, что начать строительство планировалось еще в 1941 году, но наступление войны сорвало планы.
В итоге, работы по его созданию завершились лишь в 1949 году.
Дом сразу же бросается в глаза благодаря своей монументальности и уже успел стать почти что визитной карточкой Тверской улицы. Хотя, казалось бы, с виду ничего экстраординарного в нем нет. Классический сталинский ампир, созданный архитектором Александром Жуковым при кураторстве первого секретаря Фрунзенского райкома ВКП(б) Москвы и будущего министра культуры СССР Екатерины Алексеевны Фурцевой. Она же, кстати, в этом доме и поселилась сразу, как только тот был сдан, и прожила в нем одиннадцать лет, о чем повествует одна из мемориальных досок на его фасаде.
А знаменитостей здесь действительно жило большое количество! Среди них Сергей Бондарчук, Олег Ефремов, академик Николай Зелинский... Вот только несколько из множества памятников, расположенных на стенах дома (6 фото).
Строили дом №9 по тогда еще улице Горького пленные немцы, соединив монументальное здание аркой, ведущей в Брюсов переулок, с соседним домом номер одиннадцать (5 фото).
Но это не единственная нить, связывающая объект моего рассказа с Победой. Более важной деталью, которая, собственно, и побудила меня написать эту коротенькую заметку, стал…
…Гранит, который Гитлер привез в Москву
Фашистская армия намеревалась быстро и победоносно пройтись по Москве. Гитлер даже планировал в честь своей неминуемой победы, в которой никто из врагов Советской России не сомневался, выстроить в центре столицы триумфальную арку.
Ситуация на подступах к Москве осенью первого года войны и правда была страшная. И фюрер, уже потиравший в предвкушении руки, заказал из Финляндии – страны, которая выступала его союзницей в походе против СССР – несколько вагонов темно-красного гранита для будущего монумента. Наступая, нацисты так и везли этот гранит с собой в обозе.
Но он поторопился и очень сильно просчитался. Ни быстрой победы, ни победы вообще, ни даже просто войти в столицу ему не дали!
А уже заготовленный гранит – не пропадать же добру – спустя несколько лет использовали для декоративной облицовки цокольного этажа новостройки (6 фото).
Говорили еще, что если сопоставить все расходы, то эта облицовка составляла почти треть цены всех материалов.
Удивительно и грустно то, что автора проекта здания, Анатолия Федоровича Жукова мало кто помнит. Более того, очень мало кто знает, что именно он руководил созданием архитектурного ансамбля Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, она же Выставка достижений народного хозяйства.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!