Писать о некоторых зданиях мне, если честно, представляется почти моветоном. Ну кто не знает о жилой высотке на Котельнической набережной? Об одной из сталинских «Семи Сестер». О доме, где жило огромное количество знаменитых, а порой и великих людей. О доме, где с недавних пор открыт музей-квартира балерины Галины Улановой. О доме, про который имевшая квартиру на его втором этаже Фаина Раневская говорила, что живет «над хлебом и зрелищами» – имея в виду, что под ее ногами располагались булочная и кинотеатр «Иллюзион».
Более того, у каждого из нас сохранено где-то на дисках и в телефонах по паре сотен фотографий этой башни. Есть они и у меня. Есть у меня даже фотокарточки, сделанные в подъезде этого дома (12 фото).
Кстати, многие ли из вас, любуясь этим величественным зданием, захаживали ему во двор? Я, например, очень люблю в этот двор заглядывать. Дворы – это то, что поистине многое может рассказать о доме. Гораздо больше, чем его нарядные, общедоступные и крикливые фасады (9 фото).
А в магазине «Пятерочка», что расположен на первом этаже этого дома со стороны набережной не Яузы, а Москвы-реки, вы были? (7 фото)
Уверен, что были многие из вас. Ведь не я один любитель крупных планов, необычных ракурсов и блужданий не только по «туристическим» маршрутам!
Да и по правде сказать, кроме этих совершенно банальных поводов выложить фото с непривычных ракурсов, меня побудила упомянуть высотку на Котельнической...
...Одна курьезная история, на которую наткнулся совершенно случайно
Рассказывают, что во всех сталинских высотках из-за наличия в них мусоропроводов – явления в те годы только-только начинавшего зарождаться – всегда было непомерное количество тараканов. Более того, именно эта башня была построена на месте старых мучных складов… Сами понимаете, обстоятельство в данном контексте отягчающее.
Конечно, сами по себе тараканы, даже в прославленных домах, явление хоть и мерзкое, но рядовое… но так случилось, что именно в это доме, помимо всяких генералов, писателей и артистов, дрессировщиц и балерин, жил острый на язык поэт Евгений Евтушенко. Который означенному бедствию посвятил целое стихотворение, ехидное и злое. Да еще и такое, что по тексту его было совершенно ясно: дело происходило не где-нибудь, а именно в этом здании!
Хотел я сначала привести лишь маленький фрагмент произведения, но когда прочел его до конца – понял, что не смогу не поделиться им целиком! Конечно, заключительная часть стиха злободневно-сатирическая, высмеивающая «тараканов-паразитов-вредителей» в символическом смысле, но оставлю все, как есть.
Вот оно.
Тараканы в высотном доме -
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике -
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.
На столе у меня ода -
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
прусаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиш вспрыгнул скользкий
рыжий черт.
Тараканы тихони,
всееды,
археологи грязных посуд.
Тараканы-искусствоведы
по настенным гравюрам ползут.
Тараканы,
на нашу набережную
в дом-гигант на Москве-реке
вы с какою старушкой набожной
тихо въехали в сундучке?
И, воспитанная веками,
применяет угрозы и лесть
психология тараканья
тех,
чья формула это - пролезть.
На словах этот парень как витязь,
он за правду пойдет на таран,
но какая-то в нём
глянцевитость.
Осторожнее -
таракан!
Плагиаторы,
вкусно похрумкивающие,
не посыпаны порошком.
Тараканы,
стишки похрюкивающие,
в шапках пушкинских -
пирожком.
Развлекательство,
развлекателъство,
ресторанное "эге-гей"
угрожающе резво катится
на эстрады из всех щелей.
Вся бездумщина,
вся цыганщина,
весь набор про сердца на снегах -
это липкая тараканщина
с микрофонами в лапках-руках.
Надо нашему дому очиститься.
Дело будет, товарищи, швах,
если взмоют ракеты космические
с тараканами,
скрытыми в швах.
Больше дуста сыпьте, товарищи,
если пакостно пробрались
тараканы и тараканища
в дом высотный -
в социализм.
Стих был написал в 1971 году. И конечно, местному жилищному управлению было не совсем приятно такое читать. В итоге известный поэт был «примерно наказан». Гараж, который полагался Евтушенко, достался Александру Ширвиндту.
Кстати, гаражи для знатных жильцов этого дома – вот они. Вот в этих симпатичных пристройках с изящными башенками (6 фото).
И, простите, но видами дома на набережной на закатном небе я не я буду, если не поделюсь!
А закончу я свой импровизированный рассказ о башне на Котельнической, упомянув...
...Еще один курьез
Поскольку здания тех высоток были поистине монументальны, и их возведение требовало колоссальных трудозатрат, а рабочей силы катастрофически не хватало, все Семь Сестер строили заключенные. И не только строили, но и позировали для скульптур и барельефов, их украшавшие!
Вглядитесь в эти мужественные и женственные фигуры! В эти одухотворенные лица! Каждое из них буквально дышит любовью к Стране Советов и уверенностью в Светлом Будущем! Но для создания каждого из этих образов позировали обычные советские заключенные, осужденные по статьям различной степени тяжести, работавшие на строительстве сталинских «Сестер» (15 фото).
Даже прекрасных дев работы скульптора Бабурина у входа в «Иллюзион». Тех натурщиц поневоле ваятель даже специально размечал химическим карандашом, и пока не довел работу до конца, запрещал мыться (6 фото).
Простых фотографий общего плана высотки на Котельнической набережной очень много у каждого из нас, я их и показывать не буду. А вот вы мне в комментах покажите, какой вы увидели эту высотку!
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!