В XIX веке мода на накрахмаленные съемные воротники считалась символом статуса и хорошего вкуса. Однако за этой изысканной деталью скрывалась темная сторона – множество мужчин погибали из-за этого (казалось бы) ничем не примечательного аксессуара для обычной рубашки.
На передовицах самых популярных европейских газет того периода, на передовицах то и дело появлялись истории о том, как накрахмаленные воротнички становились причиной смерти огромного количества уважаемых мужчин. Это явление стало настолько распространённым, что местные жители в Германии даже дали зловещее прозвище этим воротникам "vatermörder" (в переводе на русский "отцеубийца").
Как же так вышло, что обычный предмет гардероба превратился в тихого убийцу, и какие уроки мы можем извлечь из этой истории?
Подробнее об этом сейчас расскажем в нашей новой статье:
Белая рубашка в XIX веке была слишком затратной роскошью
В современное время для мужчины нет никакой проблемы каждый день ходить в белоснежной рубашке, например, в офис. Но в XIX веке накрахмаленная белая рубашка с высоким воротником считалась символом высокого статуса. Более того, подобную рубашку мог позволить себе далеко не каждый работяга.
Всё дело в том, что для поддержания безупречного внешнего вида белоснежной рубашки в условиях активного развития Промышленной революции, когда целые кварталы европейских домов то и дело покрывались сажей, белоснежная рубашка очень быстро пачкалась.
А слишком часто стирать рубашку "влетало в копеечку".
Попробуйте представить сами. Для того чтобы постирать белую рубашку, семье нужно было приобрести: банные принадлежности для стирки, в том числе мыло и крахмал, доступные в XIX веке в основном людям не беднее среднего класса.
И если мужчина каждый день должен был ходить в белой рубашке на работу, её каждый день нужно было стирать, сушить, а затем и крахмалить.
В XIX веке у малообеспеченных людей стирка обычно выполнялась раз в одну или две недели, когда накапливалось достаточное количество грязной одежды. Обычно процесс начинался с замачивания в понедельник, затем стирки во вторник, крахмаливания в среду, глажки в четверг и проветривания в пятницу. Экономия на расходных материалах была важным аспектом этого процесса.
Либо, если мужчина был обеспечен, ему легче было приобрести себе коллекцию из нескольких белых рубашек и менять их каждый день. Но позволить такую роскошь могли лишь аристократы, чиновники или предприниматели.
Происхождения съемного воротника
Именно эти трудности сподвигли простую американскую домохозяйку Ханну Монтегю придумать съемный воротник в 1827 году, которая (по легенде) устала каждый день стирать рубашки мужа. Она заметила, что в корзине для белья лежала большая стопка мужских рубашек, многие из которых даже не были грязными, только воротник был слегка заляпанным и засаленным от того, что весь день терся о шею её мужа.
Поэтому она просто взяла ножницы и отрезала воротник от остальной части рубашки. Постирала этот воротник и пришила его обратно.
Помыть срезанный воротник оказалось быстрее и экономичнее, чем стирать всю рубашку целиком. Раньше лишь манжеты и воротники на мужских рубашках были единственными деталями внешнего вида, которые всегда находились на виду, поэтому их можно было отделить, вымыть, накрахмалить и пришить обратно, даже к грязной рубашке, создавая иллюзию, что вся рубашка свежевыстиранная.
Затем домохозяйка рассказала о своём способе стирки местному бизнесмену, который шил деловую одежду её мужу, и тот удивившись изобретательности женщины, позаимствовал её идею, начав промышленное производство съемных воротников.
Так зародился целый тренд.
Появление съемного воротника также означало, что большая группа холостых мужчин (белых воротничков, работающих в офисах) могла позволить себе рубашку с белым воротником, за которой было гораздо проще ухаживать (просто отстегнул воротник, постирал, накрахмалил и прицепил обратно).
Съемный воротник-убийца
В 1870 году началось производство съемных воротников из целлулоида, из более доступного и прочного материала. Целлулоидные воротнички легко чистились обычным мылом и водой, не требуя сложного процесса накрахмаливания.
Однако целлулоид скорее напоминал пластмассу и не растягивался, как хлопок, что и приводило к несчастным (смepтельным) случаям. Только взгляните на несколько реальных газетных вырезок прошлого:
- В некрологе американской газеты The New York Times от 1888 года было написано следующее: «Господин Джон Круци вечером прошлого дня слишком много выпил, присел отдохнуть на скамейку и уснул. Из-за алкогольного опьянения его голова наклонилась вниз, что вызвало асфиксию (yдyшение) из-за его жесткого целлулоидного съемного воротника».
- В 1912 году некий офисный работник по имени Уильям Диллон погиб от удушья из-за своего воротника, когда уснул в баре.
- В Германии многие мужчины (чаще с лишним весом и вторым подбородком), даже без алкоголя умирали ещё чаще, чем в США или Великобритании, из-за чего немцы прозвали эти воротники словом "vatermörder" (в переводе "отцеубийца").
К 1930-м годам мода на съемные воротники угасла, поскольку молодые мужчины начали отдавать предпочтение более современным рубашкам с уже пришитыми мягкими воротниками и длинным галстукам.
А удешевление бытовых товаров для стирки способствовало тому, что обычную рубашку без ущерба для бюджета мог легко постирать и высушить даже довольно бедный человек. Необходимость в съемном воротнике отпала, а вместе с этим и снизилась смертность от случайного удyшья.