Найти тему
Тёмный историк

Как белый генерал Деникин относился к Красной Армии и советской власти в период Великой Отечественной войны?

К 1941 году Антон Иванович Деникин оставался, пожалуй, самым высокопоставленным в прошлом белогвардейцем из вообще доживших до такого периода.

Бывший лидер Вооруженных Сил Юга России и заместитель Верховного правителя А. В. Колчака, однако, ещё в 1920 году де-факто «ушел в частную жизнь».

Следовательно, для многих белоэмигрантов А. И. Деникин уже давно не являлся авторитетом.

А. И. Деникин в период Гражданской войны, на фоне — танк, поставленный британцами.
А. И. Деникин в период Гражданской войны, на фоне — танк, поставленный британцами.

Тем не менее, считается, что его сформировавшаяся ещё до лета сорок первого позиция удержала некоторых белоэмигрантов от пособничества нацистам.

Но я хочу заметить, что позиция эта вовсе не являлась «сменовеховской» или «просоветской», она отличалась крайне противоречивостью.

Посудите сами:

«Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется «Красной», а не Российской, и радость — в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне.

Но не изменилась обстановка внутрироссийская.

В дни, когда весь мир перестраивает свою жизнь на новых началах международного сотрудничества, социальной справедливости, освобождения народного труда и самодеятельности от эксплуатации капиталом и государством, не могут народы российские пребывать в крепостном состоянии...» (с) А. И. Деникин. Обращение 1944 года. / Родина. 1991. №6 - 7.

И не спрашивайте, кто что там перестраивал в 1944 году, это к А. И. Деникину вопрос. Фото: колонна 9-й армии вермахта, разгромленная советским ударом с воздуха неподалёку от Бобруйска, 1944 год.
И не спрашивайте, кто что там перестраивал в 1944 году, это к А. И. Деникину вопрос. Фото: колонна 9-й армии вермахта, разгромленная советским ударом с воздуха неподалёку от Бобруйска, 1944 год.

Тут следует сказать пару слово о генерале А. И. Деникине. Как я много раз рассказывал, белое движение было крайне разнородным конгломератом. Там имелось немало протофашистов, откровенно «коричневых» по своим взглядам на мир. Потому они будут в эмиграции писать, что и были они первыми фашистами (как генерал К. В. Сахаров, например).

Деникин таким не был, как не являлся он и «ревнителем старого строя». Антон Иванович фактически являлся «военным-либералом», что может прозвучать несколько странно. Оттого ещё в годы Гражданской некоторые белогвардейцы за глаза называли «царя Антона» «розовым либералом».

Идеалом для А. И. Деникина являлись такие страны как Великобритания, США, отчасти — Франция. Всю жизнь он нахваливал именно эти державы.

Немцы были для А. И. Деникина врагами ещё со времен Первой мировой, он всегда критиковал их при удобном случае.

А. И. Деникин в годы Первой мировой.
А. И. Деникин в годы Первой мировой.

И сразу понял, что из себя представляет гитлеровский режим: белый генерал критиковал Третий Рейх ещё в тридцатые годы, а «белых немцефилов» называл «мракобесами и пораженцами».

Это правда. Но верным будет и другое: А. И. Деникин рассчитывал, что советский строй все-таки рухнет. В общем, умудрялся Антон Иванович одновременно радоваться победам Красной Армии... и желать «падения режима».

Учитывая взгляды А. И. Деникина, он всегда излишне торжественно относился к западным демократиям, не замечая в них недостатков и полагая, что они «построят новый дивный мир».

После 1945 года «клиническая картина» ухудшилась в разы: де-факто А. И. Деникин стал поддерживать западные страны в начинавшейся Холодной войне.

Больше того, будучи противником нацистской оккупации СССР, Деникин куда лучше относился к идее интервенции англо-американо-французских сил.
Больше того, будучи противником нацистской оккупации СССР, Деникин куда лучше относился к идее интервенции англо-американо-французских сил.

Белый генерал стал рассказывать о том, что вот только СССР (внесший столь значимый вклад в победу над нацизмом) якобы не дает человечеству построить «дивный новый мир»:

«Наконец, третий этап: война окончена, идет борьба за мир. Вместо этого Советы ведут вызывающую политику, грозящую восстановить против них внешний мир, грозящую нашей родине новыми неисчислимыми бедствиями третьей мировой войны, с небывалыми еще ужасами...

Во всяком случае, можно сказать с уверенностью, что жизненные интересы России не потерпят ущерба и что ни англосаксы, ни кто-либо другой не выступит против России, если только большевизм тем или иным путем не схватит их за горло.

В предвидении такой возможности необычайно важно, чтобы мир не отождествлял советскую власть с народом российским...» (с) А. И. Деникин. Свободный голос. Париж, 1946.

Что-то вспомнился известный специфический термин «хороший русский». Фото: А. И. Деникин с женой во Франции, 1940-е годы.
Что-то вспомнился известный специфический термин «хороший русский». Фото: А. И. Деникин с женой во Франции, 1940-е годы.

Так и хочется сказать «Антон Иваныч, ну не вертятся мировые проблемы вокруг большевизма». Нет его теперь в России, а отношения с «западными партнерами» хуже, чем при советской власти.

Я уж молчу про крайне избирательное сваливание причин Холодной войны на один только СССР. Что бы сказал А. И. Деникин, узнав о том, что уже в 1945 году Уинстон Черчилль допускал войну против Советского Союза, с использованием вчерашних немецких военнопленных?

Да, тот самый Черчилль, снабжавший деникинские войска в Гражданскую, потом сидевший рядом с И. В. Сталиным на союзнических конференциях... а потом приказавший британски военным разработать план войны против СССР.

Всё-таки крайне слабым политиком был Антон Иванович в Гражданскую, таким он оставался и в 1946 году.

Так что не угадал Антон Иванович.
Так что не угадал Антон Иванович.

Ах да, мир с «освобождением народного труда от капитала» почему-то никто так и не построил. Хотя соцлагерь вот уж больше 30 лет как стал «достоянием истории». Социальной справедливости нынче много, ага.

Деникинские «метания» можно, конечно, понять: такие враги никогда не «откажутся от старого». От своих антибольшевистских убеждений и переживаний периода Гражданской войны. И будет вот такая двойственность: если какой-то успех — так это «народ и Россия», если что-то негативное — так это «власть и большевики»... принцип известный и во многом неискоренимый.

Другой вопрос, чем такие метания оборачивались практически. Да, хорошо что Деникин не побежал служить гитлеровцам... плохо то, что после 1945 года начал «грести» в англо-американской «лодке». Хотя мог бы просто такое не писать, живя во Франции, и, позднее, в Штатах.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!