Эта не очень популярная книга, не особенно популярной австралийской писательницы Эллен Димфны Кьюсак. Хотя в шестидесятые она хорошо издавалась и активно переводилась в СССР. Но написала не так уж много книг и была слишком уж правдива и свободолюбива. А такое порицается в любую эпоху.
Увы, ценности меняются и о некоторых вещах становится не принято говорить много и честно. Димфна Кьюсак призывала к миру, доброте, справедливости и писала проникновенные истории о том, что происходит и с чем нужно бороться.
«Жаркое лето в Берлине» — эта история о мире, который возник после окончания второй мировой войны. Очень грустная и страшная история. Трагическая, но светлыми нотками надежды.
Сюжет такой:
Легкомысленная и наивная австралийская дамочка обожает своего мужа, бежавшего из военной Германии, не думает о его прошлом и желает познакомиться с его родными, которые пишут письма и зовут в гости в ГДР.
В Берлине ей тоже всё очень нравится, родственники живут роскошно и весело и уговаривают вернувшегося наследника остаться. Но австралийская дамочка, наблюдая происходящее, понимает, что она в самом сердце непобежденного фашизма, и большинство побежденных сожалеют не о том, что натворили, а о том, что проиграли войну.
И вроде бы никаких особенных ужасов в книге не описывается, а всё равно очень страшно. Не лагеря смерти и боевые действия самое жуткое, что может быть, а всеобщее равнодушие, мол, я просто не смотрел в ту сторону, где валил дым из печей крематория, а значит, я тут вообще ни при чем.
А ещё страшнее, что читатель вместе с героиней внезапно понимает, что справедливости не существует, а всё решают деньги и связи. Что те, кто может откупиться, никогда не понесёт наказания за свои решения, действия и прочие неблаговидные поступки. Что всё у него будет хорошо, разве что несколько дальних родственников осудят, но разве это важно? А те, кто страдают и сожалеют, просто слабохарактерные и так им и надо.
В общем, положительные герои книги благополучно выживают и способны жить дальше, но ощущение, что "всё плохо" остаётся.
Может быть, так не было, может быть, автор сгущает краски, может быть, мир изменился и человечество стало лучше и благороднее…
А может быть, не стоит читать такие книги, чтобы не расстраиваться и не думать о плохом.