А вы что думали? Мачты тоже собирают на стапеле :)
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и старательно заполняю свой Дневник судостроителя.
Склеиваю рейки
В предшествующей статье я описал конструкцию будущей мачты и рассказал про изготовление реек. Теперь 24 короткие рейки предстоит склеить в 8 длинных по 5.6 метра. Это предельная длина, которая умещается в моей гостинной - значит, я правильно выбрал проект лодки :)
На каждой длинной рейке будет по два соединения "на ус", всего 16 склеиваний. Я распределил их на четыре дня - это предел моих возможностей как по свободному пространству, так и по количеству струбцин.
Технология следующая: замешал эпоксидную смолу (на 4 "уса" достаточно 9 мл КДА-М + ЭТАЛ-45М) и нанёс на склеиваемые поверхности - загрунтовал. Выдержал около часа, за это время смола впиталась в дерево и немного загустела. Нанес на соединение ещё смолу, совместил детали и сжал струбцинами.
Обычно, чтобы предотвратить вытекание эпоксидной смолы из соединения (моя смола низковязкая), я использовал загуститель - аэросил. Он придаёт смоле не только большую вязкость, но и большую твердость и хрупкость. Хрупкость мачте не нужна, поэтому и был выбран этот способ: загущать смолу выдержкой во времени.
Важный момент - разметка. Когда смола полезет со всех щелей, будет непросто выставить рейки друг относительно друга с хорошей точностью. Поэтому правильное взаимное положение деталей размечал заранее "на сухую" в двух плоскостях, добиваясь минимального зазора между деталями.
При склеивании реек смола неизбежно попадает в пазы "птичий клюв". Я немного переживал на этот счет, но зря: примерно через 7-8 часов с момента замешивания, смола приобретает консистенцию мягкой резины и без проблем удаляется из паза стамеской, не размазываясь и ничего вокруг не пачкая. Надо только не упустить момент.
Доски, из которых я сделал рейки, были прямые, высохшие и вылежавшиеся, но имеющиеся в них пороки, такие как отклонения направления волокон от продольной оси, приводили к некоторому изгибанию и скручиванию реек. Всё время после распиловки хранил их под грузами, приучая к правильной форме, в том числе и после склеивания. Это расплата за то, что использована древесина не самого высокого качества (только половина реек сделаны из досок радиального распила).
Рёбра стапеля
Самым важным элементом стапеля мачты являются его поперечные элементы - рёбра. Всего их будет 10 штук, шаг установки 610 мм. Ребра будут смонтированы на продольной балке стапеля.
Рёбра стапеля требовалось спроектировать так, чтобы рейки беспрепятственно укладывались одна за другой и надежно удерживались на своих местах. Не уверен, что мой вариант является наилучшим решением, но собираемость обеспечивается.
Рёбра доверил вырезать игрушечному фрезеру ЧПУ 3018. Фрезер возился три часа. Заготовки - прямоугольники из фанеры 98x96x6 мм.
Попробовал стапель в работе и собрал "мачту" из обрезков - всё хорошо.
К каждому ребру приклеил деревянный брусочек (на клей ПВА), через который оно будет соединяться с продольным брусом стапеля.
Через сутки детали склеятся и эта история получит своё продолжение...
Итог за период
- Время: 8 часов
- Деньги: 0 руб (доски для мачты мне достались бесплатно)
Всего за проект
- Время: 571 час
- Деньги: 57981 руб
Следующая статья: Делаю деревянную мачту - склеивание