Хорошую собираемость мачты на стапеле я обеспечил, а "вынимаемость" - нет...
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko). Всё, чему научился (и в чём накосячил), сохраняю в Дневнике судостроителя. Начало изготовления мачты здесь.
Купил:
- Хомут нейлоновый, черный, 4.8 * 300 мм, 40 штук, 161 руб. (для временной фиксации деталей мачты вместе, для склеивания не подходят - слабо стягивают)
- Хомут червячный, оцинкованный, Starfix, 60-80 мм, 539 руб. (говорят, что эпоксидка с оцинковкой сцепляется плохо и полиэтиленовую плёнку под такие хомуты можно не подкладывать, проверю)
Сборка стапеля
Две доски 30*100*3000 соединил в длину - это будет продольная балка стапеля. Уложил балку на три бруска-подкладки и скрутил детали вместе. Разметил места установки рёбер с шагом 610 мм. Привинтил крайние рёбра и выставил их в горизонт (один относительно другого) по лазерному уровню.
Выставил по лазеру все остальные ребра сперва по вертикали (в ряд), а потом и по горизонтали, привинтил их. В местах, где стапель провисает, добавил ещё несколько брусков-подкладок.
Алюминиевая балка (см. на фото) улучшает геометрию и жесткость стапеля в месте соединения досок.
Я забыл вовремя оклеить рёбра скотчем и опомнился только в последний момент! Скотч нужен в качестве разделителя, он не позволяет мачте приклеиться к стапелю.
Точность установки ребер стапеля оказалась неожиданно высокой, примерно +/- 0.5 мм в обеих плоскостях.
Закладные детали
К мачте будет крепиться много всякой всячины через закладные детали.
Закладные детали разделят мачту на несколько изолированных полостей и будут поддерживать круглую форму деревянной оболочки под нагрузкой.
Размер (сечение) закладных определял опытным путем: вырезал на ЧПУ из фанеры восьмигранник расчетного размера, попробовал вокруг него собрать рейки мачты (обрезки) - оказался великоват. Уменьшил на 1.5 мм - теперь в самый раз. Закладные не должны препятствовать сжатию реек мачты во время склеивания, пусть лучше между рейками и закладными останутся небольшие зазоры (их заполнит клей).
Изготавливал закладные так: сделал квадратный брус 38*38 мм, затем V-образной фрезой на 90 градусов превратил его в восьмигранник. Распилил брус на требуемое количество частей.
Ещё сделал несколько узких перегородок (к ним ничего не будет крепиться), поставлю их на длинных прогонах.
Нанесение грунта и клея
Разложил рейки V-образными пазами ("клювами") вниз, плоскими сторонами ("затылками") вверх. Прогрунтовал эпоксидной смолой (без загустителя) верхнюю и боковую грани (поверхности, которые будут соприкасаться с "клювом" соседней рейки).
Здесь я совершил ошибку: надо было грунтовать всю поверхность боковых граней, обращенных внутрь мачты. А я покрыл только часть (шириной в сантиметр), где будет клеевой шов. Планировал прогрунтовать мачту изнутри во время сборки, но это (если подумать) не рабочий вариант. В итоге вышло, что древесина изнутри мачты не везде покрыта смолой... Хорошо, что рейки сделаны из доски, пропитанной когда-то антисептиком.
Далее развернул рейки "клювами" вверх и загрунтовал. И наконец нанес на "клювы" слой клея: смесь эпоксидной смолы и аэросила.
Логика грунтования сперва "затылков", а затем "клювов" в том, что процесс склеивания длительный и к его завершению первые слои грунта уже будут очень вязкими. Тонкий слой загустевшего грунта на "затылке" не создаст проблем, в отличие от затекшего в V-образный паз и затвердевшего там.
Затраты времени: грунтование "затылков" - 1 час, грунтование "клювов" - 30 мин, нанесение смолы с аэросилом на "клювы" - 1 час, нанесение смолы на закладные и прочие затраты - 30 мин. То есть к сборке я приступил спустя 3 часа! При грунтовании со мной работал один помощник, на сборке - два. Одному за эту работу браться не стоит, мне попадалось видео, где мачту клеили аж восемь человек! Многое зависит от температуры окружающей среды - чем жарче, тем быстрее придётся работать.
Расход смолы: грунтование - 240 мл; склеивание - 240 мл; аэросил - 360 мл. То есть на один объем смолы приходилось полтора объема аэросила. Вязкость позволяла наносить состав кистью. На "затылки" пришлось около 120 мл смолы, на "клювы" 360 мл. Смола замешивалась по ходу дела порциями по 60-90 мл.
Сборка мачты
Время неумолимо неслось вперед, смола стремительно густела. Работники бегали как заведенные, прилипая к полу испачканными подошвами. Полы в эпоксидке жена вам вовек не простит, если сама не будет участвовать в этом безобразии. Так что мой вам совет - обязательно привлекайте супругу. Ну или не клейте мачты дома :)
Процесс сборки оказался несложным, несмотря на изогнутые кое-где рейки. Рёбра отлично выполняли свою функцию по удержанию реек на местах. На сборке участвовали три человека: двое с краев, один в середине.
Уложив четыре рейки, разместили закладные детали.
Последняя рейка словно замковый камень, с ней пришлось чуть-чуть повозиться.
Затем стянул мачту несколькими нейлоновыми стяжками и взялся за червячные хомуты - вот они напрягли реально. Хомуты очень тугие, их размыкаешь, а потом они обратно не желают закручиваться. Только шуруповерт меня спас... Обычные резиновые или полиэтиленовые перчатки не выдерживают эту работу - их режет. Так что вся левая рука была в смоле. Всего поставил 25 хомутов, но лучше бы их было 35 (с шагом в 15 см).
Сборку закончил через 4.5 часа после первого замеса эпоксидки! Температура в доме +19 С. В летнюю жару такой трюк не пройдёт.
Мытьё пола
Обычно дело, разве что пол пришлось мыть чистым 95% спиртом. Аромат восхитительный! Смола оттерлась везде, где удалось её разглядеть.
Извлекаю мачту из стапеля
Мачта клеилась одни сутки, обычно эпоксидные соединения я выдерживаю двое суток, но в этот раз поторопился из-за семейного праздника.
Хомуты снимались просто изумительно: крутишь винт, диаметр хомута увеличивается и он сам-собою отрывается от поверхности мачты и остается приклеенным только в одной точке. Моя эпоксидка (КДА-М + ЭТАЛ-45М) всё же неплохо сцепляется с оцинковкой, кое-где вместе с хомутами вырвало небольшие кусочки дерева. Это не проблема: как раз в тех местах предстоит снимать рубанком выступающие рёбра восьмиугольника.
А вот из стапеля мачта не вынимается никак: ни вверх, ни вдоль. По направлению вверх её не выпускают рёбра стапеля. А вдоль - застывшие потёки смолы. Пришлось ломать рёбра... Эх, жаль что они оказались одноразовыми. Что-то я не додумал.
Освободил гостинную - подвесил мачту под свесом крыши сарайчика (внутри которого потихоньку растёт лодка).
Дальше планирую: подрезать торцы и сделать фотографии направления древесных волокон; обработать рубанком до круглой формы; измерить изгиб мачты под сосредоточенной нагрузкой; профрезеровать паз для шкива грота-фала; покрасить. Как в мультике: работа только начата :)
Итог за период
- Время: 10 часов
- Деньги: 700 руб (хомуты стальные и нейлоновые)
Всего за проект (лодка, паруса, мачта)
- Время: 581 час
- Деньги: 58681 руб
Следующая статья: Деревянный гик из семи частей