Найти в Дзене

Как научиться учиться, изучая языки.

Оглавление

До предисловия.

Люди естественно ленивы. Это механизм экономии энергии. Консерватизм системы образования опаснее, потому что не воспринимает, что объём знаний человечества растёт по экспоненте. Поэтому нужны новые способы обучения.

Искусственный интеллект заменил человека, оставив ему копать лопатой. Хотя он задумывался человеком наоборот, как заменитель для простой работы.
Изобретать может только человек, потому что он способен выходить за границы системы, думать "неправильно". Но чтобы выйти за горизонт человеку надо знать всё, что уже известно.
Надо выходить за границы системы. Альтернативы нет!

Вместо предисловия. Общие принципы.

Всё, чем мы с вами пользуемся, кто-то когда-то открыл или изобрёл. Нам положено идти дальше, вперёд. Если вам что-то объясняют сложно, это ложь. Законы природы просты, потому что это гармония. Но длинен и труден путь к этой простоте.

Чтобы получить новое качество, нам надо выйти за границы системы, это постулат прогресса науки. Человеческий мозг - это универсальная информационная машина, язык это вид информации. Обучение это создание в нашей памяти нейронной биологической структурированной подсети с нужной нам информацией. Поэтому для нового понимания, как учиться языкам, нам надо к филологии добавить законы психологии, математики, био и не био физики и химии, принципа работы человеческого мозга с информацией. Тогда многое становится понятнее. Язык как система работает на основе человеческого мозга, то есть имеет возможности, свойства и ограничения этой системы.

Понимание, как учиться языкам, позволит Вам понять законы обучения. Потому что язык это простая линейная открытая система. Сложные системы нелинейные, они используют больший объём информации, но сам процесс обучения остаётся неизменным.

Процесс обучения языкам, который есть сегодня.

Классическая ситуация. Вы прослушали курс языка у преподавателя языка, урок кончился. Но что будет потом с этой информацией? А может быть только одно. Эта информация загружена в вашу оперативную памяти, хранится там 25-60 минут, далее она исчезнет. К сожалению, даже Филфаки не учат запоминать, сохранять информацию в памяти. Там только демонстрируют информацию "язык". На ваш вопрос, как запоминать слова языков, они вам ответят, что слова надо запомнить. Но в этом нет полезной информации. Некоторые обладатели таких дипломов от себя лично добавят вам про зубрёжку. Это я узнал общаясь с разными поколениями таких обладателей.

Другой важный недостаток это плохая формализация структуры языка, как системы кодирования информации, отсутствие связи с науками, соседними к филологии.

Какие уровни знаний нам нужны.

1. Универсальный уровень знаний.

Сначала мы должны научиться управлять информацией вне и внутри памяти. Для этого есть два инструмента, которые формализуют информационные процессы в памяти любого человека, работают в памяти у любого человека, и просто объясняются современной психологией.

  1. Мнемотехника загружает информацию в память. Впервые она описана Пифагором, расширена Цицероном. Как давно это было!
  2. Карты разума структурируют информацию на принципе работы нейронной сети человеческого мозга. Структура в таком виде это ключ к алгоритму обучения. Эту карту сравнительно недавно придумал Тони Бьюзен.

Почему это так важно? Потому что только сам человек создаёт его новые нейронные связи, для новой информации. То есть учиться человек может тоже только сам.

2. Специальный уровень знаний.

Структура языка как системы кодирования информации. Информационные каналы и области памяти, которые нужны для использования языка. Управление этими каналами памяти. Оперативная и долговременная память человека. Алгоритмы и приёмы преобразования информации из кратковременной памяти в долговременную память. Использование мнемотехники, карт разума и производных от них инструментов для обучения языкам.

3. Создание языковой личности.

Образ языка как способ интуитивного понимания, как на языке думают его носители. Запоминание образа языка в виде театральной роли по методу Константина Станиславского для входа в думание на языке, быстрого переключения между языками.

Модели структуры языка как системы кодирования информации.

У любой системы есть структура, понимая которую, вы получаете контролируемый вами способ обучения. Вы поймёте, где находится начало и конец у этого процесса.

Крона дерева.

Элементы языка не равновероятны в использовании, поэтому иерархия принятия решений при кодировании информации похожа на крону дерева. В начале кроны ветки толстые, они не точны в кодировании информации, но путь к ним короткий. На краю кроны ветки тонкие, они точно кодируют информацию, но путь к ним длинный, поэтому они редко используются. Во время обучения эта крона растёт последовательно со скоростью образования новых долговременных нейронных связей. Эта скорость - некоторая константа, поэтому понятие быстро учиться выглядит ложью. Это биологический процесс, похожий на выращивание кроны настоящего дерева.

Чем больше крона этого дерева, тем лучше мы знаем язык, то есть лучше кодируем и декодируем информацию.

Старинный город.

Язык очень похож по структуре на город с многовековой историей. Центр города маленький, в нём много Кривоколенных переулков и Шведских тупиков, есть такие в Москве. Это продукты развития и наследования языка. Это главный источник исключений из правил.

Края города большие, но простые по конструкции, поэтому их легко понять и запомнить. Город непрерывно растёт, изменяется, язык обслуживает новые потребности людей. Поэтому язык выучить до конца невозможно. Но можно им пользоваться, кодируя информацию на этом языке с определённой точностью.

Очень часто встаёт вопрос о реформе языка, его упрощении. Но центром города-языка постоянно пользуется много людей, поэтому им сложно договориться о радикальном изменении, чтобы удалить кривизну структуры языка. Тогда многим людям придётся переучиваться, а это болезненный процесс, не все умеют и хотят учиться. Последней глобальной реформой была реформа немецкого языка в 1999 году. Германоязычный мир известен любовью к порядку, это способствовало ускорению реформы немецкого языка.

Многоэтажный дом.

Язык прост по конструкции так, чтобы им мог пользоваться человек с любым уровнем знаний. Простота языка заключается в его многоэтажности, тогда разные виды информации можно кодировать относительно небольшим количеством стандартных элементов, которые нужно запоминать. В этой системе следующий этаж строится на основе и из элементов предыдущего этажа. В структуре языка можно выделить как минимум три этажа.

  1. Звуки, точнее фонемы, и буквы, иероглифы для фиксации языка на носителе.
  2. Слова.
  3. Грамматические конструкции.

Этажей в языке может быть больше, но принцип, что из маленьких частей создаются большие, остаётся неизменным. Очень важно отметить, что элементы языка имеют вероятностное использование на всех этажах. Поэтому язык надо запоминать параллельно на всех этажах, начиная с самых частотных элементов каждого этажа, и учитывать построение языковой конструкции снизу вверх.

Это простой ответ на классический вопрос учеников, что надо сначала запоминать, грамматику или слова? Всё, но по вероятностному этажному алгоритму.

Язык это детский конструктор из кубиков, простая линейная система. В этом состоит его демократичность. Поэтому от дошкольника до академика все люди очень хорошо понимают друг друга.

Где находится начало языка.

Это невозможно понять из языковых учебников вообще. Но оно есть! Преподаватели так сосредоточены на обучении их языку, что забывают сказать об этом главном.

В структуре самого маленького стандартного полного предложения любого языка всегда есть три главных элемента.

  1. Субъект (подлежащее) генерирует действие.
  2. Предикат (сказуемое) описывает действие.
  3. Объект (дополнение) получает действие.

Всё остальное в языке это приставные стулья в зрительном зале. Это расширяет, уточняет информацию. Вот эти три элемента вы и должны искать в первую очередь в языке при его изучении.

Для индоевропейских языков последовательность такая: субъект, предикат, объект. У азиатских языков был свой прото-азиатский язык, там последовательность другая: субъект, объект, предикат. Вы очень удивитесь, но это общее в самой глубине между турецким и японским языкам, которые внешне совершенно не похожи.

Узнав базовую последовательность языка, вам следует узнать как реализуется общение на языке, то есть как делается утверждение, вопрос и отрицание. Время это самая главная категория жизни, поэтому далее вам надо узнать, как утверждение, вопрос и отрицание образуются для настоящего, прошедшего и будущего времени. Других значений времени в природе нет.

В итоге мы получаем теоретическую стартовую матрицу любого языка состоящую из 9 строк. Утверждение, вопрос и отрицание в форме 3 трёх времён.

Структура предложения языка ветвящаяся. Полезный инструмент для анализа такой структуры это генеративная грамматика. В этом инструменте европейские языки выглядят с вершиной слева, а азиатские языки - с вершиной справа. Уже что-то будет понятно. Как ветвится структура языка. Что-то можно предсказывать. Этот инструмент хорош анализа аналитической структуры. Карта разума, конечно, универсальна для любой информации.

Пример генеративной модели структуры языков.

Английский язык слева, его генеративная вершина слева. Японский язык справа, его генеративная вершина тоже справа.

-2

Универсалии Гринберга позволят вам предсказывать структуру языка в более полном объёме и быстрее. Это избавит вас от чтения книг на большой объём, в результате чего вы подсознательно запомните правильные структуры языка. Нет смысла догадываться о том, что уже известно до вас. Безусловно, что чтение книг полезно.

Язык как учить и запоминать язык до автоматизма.

Ограничивающие свойства информационной машины человеческого мозга.

  1. Количество регистров оперативной памяти мозга человека, число Миллера, это 7 +– 2 = 5…9 регистров оперативной памяти.
  2. Количество альтернатив при быстром выборе решения это не более 3.
  3. Время существования кратковременных электрических нейронных связей это 25 – 60 минут.
  4. Максимальная длительность речи, которую мозг хранит в оперативной памяти это 5 секунд.
  5. Скорость загрузки слов в память человека при использовании мнемотехники это 100 (80 – 150) слов в час.

Краткие объяснения работы инструментов для работы с памятью и информацией.

  1. Мнемотехника создаёт и присоединяет образ новой внешней информации к уже существующей в памяти человека нейронной сети. Первая, появившаяся в памяти человека ассоциация будет правильной, потому что это самая сильная нейронная связь у конкретного человека. У каждого человека в памяти содержится своя информация, поэтому и ассоциации тоже будут своими. Человеческий мозг запоминает только образы объектов, поэтому ассоциации должны быть только к образам объектов. Абстракции запоминаются как характеристики объекта.
  2. Принцип работы карты разума основан на двуполушарном мышлении человека. Карта это система узлов и связей между узлами, которая делит информацию на части.
  • Узел это блок информации, который анализируется как целое. Это работа правого образного полушария.
  • Связи между узлами показывают, как блок информации разделён на части, то есть подузлы. Хранение и анализ связей это работа левого логического полушария мозга.

Алгоритмы преобразования кратковременных нейронных связей в долговременные связи.

Таких алгоритмов придумано достаточно много и разных. Я привожу наиболее простые из них.

Быстрый алгоритм.

Законы психологии.

  1. Удержание на высоком электрическом потенциале кратковременной нейронной связи в течение 96 часов превращает эту связь в долговременную связь.
  2. Чтобы создать высокий электрический потенциал нейронной связи, эту связь надо использовать три раза подряд.
  3. Электрическая нейронная связь держится в течение 25-60 минут, потом она распадается, то есть теряется информация недавно загруженная в память.

Краткое описание алгоритма

Тройное повторение-доставание информации из памяти в течение 4 дней (96 часов).

Описание алгоритма. При выполнении алгоритма вам не надо доставать информацию каждые 25-60 минут, когда теоретически уменьшается напряжение электрической нейронной связи до критического уровня. Это надо тогда, когда вы понимаете, что скоро забудете эту информацию. Потому что в процессе запоминания нейронные связи упрочняются, время ослабления электрической связи до критического уровня увеличивается. Ваша задача в этот критический момент сделать повторение-доставание нужной для запоминания информации для её дальнейшего закрепления.

Из повторения длительностью 4 дня подряд можно сделать конвейер для 4 разных блоков запоминаемой информации.

Запоминаемая информация уже достаточно устойчива после 2 дней повторений-доставаний, это минимальное время. Для высокой надёжности запоминания, например для экзамена, время повторения-доставания должно быть 7 дней подряд.

Медленный алгоритм.

Это метод удвоения интервалов. Это 6-кратное доставание из памяти информации после первичной загрузки через 12 часов, 24 часа, 2-3 дня, 1 неделю, 2 недели, 1 месяца. Такой алгоритм спрятан в длительных, многомесячных языковых курсах. И обеспечивает "чудодейственную" эффективность обучения.

Как запоминать элементы языка.

Запоминание слов.

Слов надо запоминать много, а оперативная память человека маленькая, 7+-2 объекта. То есть десятое слово человек в блоке слов запомнить не может.

Слово языка это относительно маленький объект. Оно состоит из образа объекта, которое оно обозначает, образа произношения слова и графического обозначения в виде комбинации букв или иероглифического рисунка. В случае, если элемент для запоминания сложен по структуре, то его можно разбить на части и представить в виде цепочки объектов. Это необходимо делать для любого типа объекта, образа звука, многокоренного слова, сложного иероглифа. Основная работа по запоминанию слова производится при правополушарном объектом мышлении. Наборы частей слова, наборы звуков, частей иероглифа это конечные системы, их можно закодировать в виде таблиц с фиксированными ассоциациями, чтобы каждый раз не придумывать новые ассоциации.

Запоминание грамматических конструкций.

Грамматическая конструкция априори представляет собой длинную цепочку элементов, поэтому основная работа по запоминанию грамматической конструкции это запоминание связей, то есть это левополушарное мышление.

Наш мозг запоминает только образы объектов, поэтому первичная загрузка длинных цепочек, то есть языковых шаблонов, в память производится через правое объектное полушарие. После загрузки в память уже на уровне невысокой надёжности по мере проведения тренировок можно постепенно отключать правое полушарие, которое требует большой информационной работы, тем самым замедляя работу мозга, и оставить только работу левого полушария связей.

Запоминание сложных абстракций.

Когда абстракции представляют собой сложную комбинацию, то в любом случае запоминание опирается только на образы реальных объектов. И тогда эту сложную комбинацию вам надо представить в виде модели «Место, герой, ситуация».

Почему надо разделять на части сложные элементы?

Разделение сложного элемента на части упрощает запоминание, потому что ограничивает число связей. Человеческая оперативная память мозга маленькая, число регистров этой памяти 7+-2, это число Миллера. Переполнение этой памяти блокирует мышление. При анализе сложной структуры человек всегда видит в быстрой доступности только малую часто информационной структуры, но он может быстро перемещаться по этой структуре.

Тренировка языка.

Почему нужны шаблоны?

Это следствие принципа работы человеческой памяти. Долговременная память человека быстро работает. Но долго образуется с помощью тренировок. Шаблон это элемент информации, который обеспечивает воспроизводимость связей, многократность тренировок.

Нейронный путь при работе с информацией.

Цепочка решения задачи: условие задачи, решение задачи, ответ.

Нейронный путь для решения задачи: стимул (место, где создаётся задача); путь нейронного сигнала для решения задачи; реакция (место, где возникает ответ для решения задачи).

Как запоминается информация?

Если мы точно знаем весь путь решения задачи и используем его много раз, то мы запомним эту информацию. Потому что при многократном использовании одной и той же нейронной цепи, электрические нейронные связи
преобразуются в долговременные нейронные связи.

Почему нужно много похожих шаблонов и их надо последовательно перебирать револьверным способом?

Потому что этот процесс возбуждает узкий пучок нейронных связей и концертирует энергию для образования новых нейронных связей во времени и пространстве нейронной сети мозга. Перебирание револьверным способом помогает запомнить наборы стандартных флектирующих элементов языка, например окончаний слов.

Движение по курсу обучению языка в виде тренировок производится заменой или грамматического шаблона или его наполнения словами. Что-то одно из этого уже автоматизировано на уровне подсознания. В этом случае не требуется много энергии для образования большого количества новых этих нейронных связей. Также это необходимо делать для защиты оперативной памяти человека от переполнения.

Важные уровни знания языка и время для их получения.

Уровень А2.

Это 300-500 слов, 5-15 грамматических конструкций, 25-100 выражений. Чем важен этот уровень? Это ядро языка, его самая частотная часть. Потому что это 10% языка, которые передают 90% информации. Это уровень начала думания на языке, Это запуск системы языка в памяти человека, тогда вы начнёте думать на этом языке. Это уровень туриста.

Время обучения языку это 20 часов. Это константа психологии для входа человека в любой новый сложный навык. Обычно это 2 недели обучения. Если вы умеете запоминать информацию, то это 20 часов с перерывом на еду и сон. Например, это может быть длительный полёт на самолёте пассажиром. По прибытии в страну вы можете общаться с хозяевами на их родном языке. Такое общение это ключ к сердцу человека.

Опытные работники рецепции гостиниц, торговцы на рынках знают много ядер языков.

Уровень В2.

Это 2500 слов. Это уровень устойчивости и самоорганизации системы языка в памяти человека. Это целевой уровень вашего обучения. Потому что человеческий мозг это не пассивная система. Тогда вы этот язык не забудете, теперь вы пользуетесь этим языком, это ваш новый язык, и вы расширяете его по мере необходимости. Или вы можете начать изучение следующего языка без опасений забыть предыдущий язык.

Время обучения 300 часов, 6 месяцев. Правильно будет изучать только единственный язык до уровня устойчивости. Потому что создание и закрепление новых нейронных связей требует концентрации энергии во времени и пространстве мозга. А энергетика мозга ограничена. И поскольку это биологический процесс, то учиться вам надо каждый день, иначе новые нейронные связи без подачи энергии быстро разрушаются.

*** **** ***

Продолжение следует, думаю... :-)