Если говорить о втором [Кох пытается разделить реформаторскую и консервативно-имперскую ипостаси императора - «ИстЛяп»] Александре II, то я вам могу привести и другие примеры подавление Польского восстания, русификация западного края, покорение Средней Азии вплоть до знаменитой бойни под Кушкой, которая до сих пор считается Днем национального траура в Туркмении. Наконец, «освобождение» славянских народов, которое тоже превратилось в колоссальную резню на Балканах.
«Эхо Москвы», 13 апреля 2002 года
Россия действительно освободила Болгарию от власти турок и способствовала освобождению от неё Сербии. Поэтому кавычки Коха, не более, чем злобствование будущего эмигранта, не скрывающего своего отношения к стране в которой он родился. Недаром он ещё в 1998 году в интервью американской радиостанции WMNB, рассуждая о будущем России с радостным хихиканьем предрекал ей через 15 лет «развал, превращение в десяток маленьких государств». То, что болгары и сербы почти сразу сцепились между собой – факта освобождения не отменяет. Не говоря о том, что они и до турецкого завоевания это делали.
Российский император Александр II не захватывал Кушку (в настоящее время туркменский город Серхетабад). Мервский и Панджехский оазисы присоединил к России его сын Александр III в 1884-1885 гг. По его приказу на территории последнего в 1890 году и была построена крепость Кушка. Большинство обитателей обоих оазисов присоединились к России добровольно, в нескольких стычках погибли пара десятков туркмен и 1 русский солдат. Присоединению Панджеха по наводке британцев пытался воспрепятствовать Афганистан, но безуспешно. В первом же столкновении 18(30) марта 1885 года на реке Кушка его отряд разбили, перебив несколько сотен и отняв 8 пушек – русские потеряли всего 9 убитыми. Туркмены этот день никак не отмечают, как впрочем и афганцы.
День памяти, который может считаться траурным, отмечается в Туркмении 12 января. Он посвящён обороне Ахал-Текинского оазиса, который Александр II действительно захватил с большими потерями для обеих сторон в 1879-1881 гг. Первая, неудачная, и вторая успешная осада туркменской крепости Геок-Тепе стоили жизни почти тысяче российских военных и более чем 10 тысячам туркмен.