Сюжет романа "Герой нашего времени" не совпадает с фабулой произведения. Михаил Юрьевич Лермонтов располагает главы не в хронологической последовательности с целью показать главного героя с разных сторон, постепенно раскрыть его образ. Авторское решение также влияет и на композицию романа.
Сложный и противоречивый образ Печорина раскрывается при помощи нескольких рассказчиков. В первой главе произведения он предстает через призму сразу двух субъективных взглядов. Путешествующий офицер, который встречает штабс-генерала и слушает его историю про некого Григория Александровича Печорина, является рассказчиком так же, как и Максим Максимыч. Главный герой предстает человеком с "большими странностями", бесчувственным и бессердечным. Персонаж привык добиваться своих целей, он не боится преград и смело их преодолевает. Печорин думает только о себе, он ломает судьбы других людей, но в итоге не добивается успеха. Произведение начинается с главы "Бэла", потому что именно в этом фрагменте образ героя наименее раскрывается.
В главе "Максим Максимыч" путешествующий офицер встречает Печорина и рассказывает о нем уже совсем с другой стороны. Человек, в первый раз увидевший Григория Александровича, описывает его, как "порядочного" и "скрытного", с "карие глазами", которые "не смеялись, когда он смеялся". По мнению персонажа это признак "злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Встреча Максима Максимыча с Григорием Печориным также описана субъективно. Рассказчик говорит о холодности главного героя и о его пренебрежении к старым знакомым.
"Герой нашего времени" - первый русский психологический роман. Это проявляется в главах "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист", которые написаны от лица Печорина. В них глубоко раскрываются чувства, мысли и переживания героя. Главы написаны в виде личного дневника, что помогает понять Печорина и причины его поступков. Также проявляется черта, характерная для реализма, а именно социальная детерминация личности. Сам Печорин говорит: "Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть", - характер и действия героя - это последствия влияния общества.
Композиция романа - моноцентрическая. Она позволяет увидеть образ героя с разных сторон. Печорин раскрывается постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, которые вместе составляют его сложный и противоречивый характер. Это достигается нарушением фабулы произведения. Образ героя, который описывают и видят его по-разному два рассказчика, а также трагическая исповедь персонажа помогают понять душу, весь внутренний мир и мотивы Григория Александровича Печорина.
Таким образом, нарушение фабулы произведения помогает автору достичь раскрытия характера главного персонажа. Моноцентрическая композиция позволяет постепенно показать Печорина с разных сторон и выявить причины, породившие его особенности.