В истории танкостроения только несколько машин способны вызвать такое уважение, как советский тяжёлый танк КВ-1. С его мощным бронированием, внушительным вооружением и впечатляющей маневренностью, он стал символом силы и несгибаемости Советской армии с самого начала Великой Отечественной войны. В этой статье мы поговорим об истории создания и эксплуатации этого великолепного танка, рассмотрим его технические характеристики и вкратце ознакомимся с его боевой славой.
История разработки
Только ко второй половине 30-х годов в СССР наконец-то появилось хоть какое-то понимание самой концепции танка прорыва. Эти машины должны не только мощное вооружение из пушек калибра 76 мм и 45 мм, но и броней не менее 75 мм по бортам, которая должна обеспечить защиту не только от 47-мм пушки на всех дистанциях и от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 метров.
Своим появлением на свет танк, который еще до получения индекса КВ, обязан двум другим советским тяжелым боевым машинам, оставшимся в статусе экспериментальных – СМК (то есть Сергей Миронович Киров) и Т-100. Оба тяжеловеса проектировались по общепринятой в то временя многобашенной схеме. Этого требовала теория применения тяжелых танков: предназначенные для прорыва вражеских укреплений, они должны были иметь орудие для борьбы с ДОТами, орудие для борьбы с вражескими танками и пулеметы для борьбы с живой силой противника. Поэтому и СМК, и Т-100 сначала получили по три башни, которые потом превратились в две. .
Параллельно с разработкой СМК группа дипломников проходивших практику на Кировском заводе вела разработку однобашенного танка КВ (Клим Ворошилов). Фактически КВ стал уменьшенным на 2 опорных катка вариантом СМК. Экспериментальная машину стала более подвижной. Плюсом решили установить другой тип двигателя – дизельный В-2, производство которого только-только начали осваивать в Харькове. Один человек очень сильно верил в концепцию однобашенного танка прорыва. Это был начальник АБТУ РККА комкор Павлов. К августу 1939 года изготовили КВ в металле, а в сентябре уже он участвовал в показе новых образцов бронетехники в Кубинке.
Афанасий Семенович Ермолаев был руководителем дипломного проекта этой группы выпускников. Значительно реже упоминается ещё один из руководителей – Леонид Егорович Сычев.
Первый экспериментальный образец нового тяжелого танка с условным обозначением У-0, получил очень необычный с нынешней точки зрения комплект вооружения. В единственную башню втиснули оба орудия, которые требовались танку прорыва: и 76-миллиметровое основное орудие, и 45-миллиметровое для борьбы с танками. При этом боекомплект "главного" орудия был больше сотни снарядов, а "вспомогательного" – всего 50. Дополняли все это три пулемета – один ДК и два ДТ. Кроме интересного вооружения, машина получила дизельный двигатель, торсионную подвеску и такую броню, которую действительно не пробивали бронебойные снаряды того времени. На полигонных испытаниях быстро стало понятно, что преимущества в бою такой дуплекс танку не дает, зато осложняет жизнь экипажу, вынужденному тесниться в небольшой башне.
Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Леонидович Духов.
В октябре начались заводские испытания. Существует письмо военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливоды на имя наркома Госконтроля Л. Мехлиса, в котором прямо говорится о необходимости срочной доработки этой машины для принятия её хотя бы как учебной. В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. Именно КВ, а не КВ-1, как ошибочно утверждают некоторые.
В конце ноября 1939 года будущий КВ вместе с "прародителем" СМК и тяжелым танком Т-100 отправили воевать на Карельский перешеек – проверить теоретические выкладки конструкторов в реальном бою. Из трех этих танков с Зимней войны только один вернулся не просто со славой, а еще и со статусом принятого на вооружение. И это был У-0, которому 19 декабря, то есть через два дня после его первого боя, присвоили индекс КВ – "Клим Ворошилов" – в честь тогдашнего наркома обороны.
Первый свой бой КВ провел 17 декабря 1939 года при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Машина показала себя вполне достойно. Как, впрочем, и другие. Правда, СМК подорвался на фугасе на третий день испытаний и больше не использовался.
К маю 1940 года годовой план выпуска КВ был увеличен с 50 до почти 200 штук. АБТУ РККА было обеспокоено тем, что танк не прошел полноценных испытаний, а в уже выпущенных машин было обнаружено много дефектов, предложило провести полномасштабные испытания, которые начались в мае 1940 года в Кубинке и под Ленинградом. В результате 2 648 км пробега у танка были обнаружены существенные проблемы с трансмиссией, ходовой частью и двигателем. Инженеры предложили приостановить выпуск танков до устранения дефектов однако, согласно решения СНК и ЦК ВКП(б), выпуск танков КВ должен был постоянно расти.
В результате, качество принесли в жертву количеству. Через год за это пришлось платить очень дорогую цену. В конце 1940 на танк вместо пушки Л-11 стали ставить пушку Ф-32. Эта машина стала первой модификацией КВ, известная как КВ-1 образца 1940 года
Однако военным не понравилась маломощная пушка. Л-11 просто не справлялась с укреплениями финнов. Вот тогда-то и появилась идея установить на шасси КВ 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2. А первый вариант машины стали именовать КВ-1.
Танк имел классическую схему общей компоновки. Корпус был разделен на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Управление располагалось в носовой части в нем располагались механик-водитель(в центре) и стрелок-радист(слева). Боевое отделение находилось в средней части и в башне. Слева от пушки находился наводчик, справа командир, а за ним заряжающий.
Уже в 1941 году пришло понимание того, что машина бронирована излишне. Стремление сделать крепость на гусеницах привело к лишним миллиметрам брони на бортах и корме. А большинство попаданий было в лоб. Решение подсказали сами военные. Из частей и соединений часто поступали жалобы на низкую маневренность и скорость наших тяжелых танков. Командиры связывали большие потери и с этой особенностью "крепостей". Конструкторы получили задание увеличить скорость танка.
Решение проблемы было найдено в КБ Челябинского тракторного завода. Проанализировав потери танков в боях, на ЧТЗ пришли к тому же выводу, который озвучили мы выше. И уже в мае 1942 года предложили новый танк.
Официально же эта машина называлась танк КВ-1 скороходный. Скороходность действительно выросла до 43 км/ч.
К июлю 1942 года под руководством Жозефа Котина появился именно этот модернизированный вариант. Уменьшение брони было небольшим, от нескольких миллиметров до полутора сантиметров, но это кардинально – на пять тонн! – изменило вес танка. Использование броневого литья тоже снизило вес. Была изменена конструкция башни в сторону уменьшения толщины. При этом на ней появилась командирская башенка.
На КВ-1С устанавливалась новая коробка переключения передач, бортовые редукторы, новый главный фрикцион, новая система охлаждения. Для шасси так же использованы другие материалы. Машина получила облегченные катки, облегченные гусеницы, облегченный ленивец.
Танк КВ-1С был принят на вооружение больше чем за неделю до окончания государственных испытаний, 20 августа 1942 года. А испытывали машину до 26 августа 1942 года.
К сожалению, КВ-1С «не зашел». Все было хорошо, но в 1943 году в танковые войска вермахта начали поступать "Тигры" и "Пантеры". Их орудия уже справлялись с броней КВ, а вот ответить наш танк мог с большим трудом. 76-мм орудие явно требовало замены. К тому же усиление бронирования массовых Pz-IV в целом полностью свело на нет все работы по КВ.
Стальной монстр на поле боя.
По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении РККА состояло 639 танков КВ. В 1941 году КВ мог уничтожить любой танк Вермахта, оставаясь при этом практически неуязвимым для противника. Это подтверждается несколькими фактами, когда одиночные КВ в течении суток сдерживали продвижение целых танковых армий. Так единственный КВ-1, заняв позицию на шоссе у города Остров, целые сутки сдерживал продвижение немцев к Ленинграду. За эти сутки КВ уничтожил 7 немецких танков, батарею противотанковых пушек, одну 88-мм пушку с расчетом и несколько грузовиков и бронетранспортеров.
Но в конце концов танк был уничтожен 88-мм зениткой. Статистика говорит о том, что потери КВ были в основном от огня 105-мм гаубиц и 88-мм зениток. Хотя снаряды гаубицы не могли пробить броню танка, они могли повредить гусеницу. Но большая часть потерь, приходилась на поломки матчасти.
Широко известен подвиг Зиновия Колобанова. Экипаж его танка КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск (сейчас Гатчина) подбил из засады 22 танка противника в колонне; всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжелых танков КВ-1, вместе с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в тот день в том районе было подбито 43 немецких танка.
Мнение
Сегодня существует множество материалов о танках семейства КВ. На любой вкус. От разгромной критики до обожествления.
Но все сходятся в одном: в первый период войны это действительно был самый сильный танк. И именно он во многом вынес тяготы самого сложного временного отрезка Великой Отечественной. Попытка глубокой модернизации КВ привела к появлению тяжелого танка ИС-1, на базе которого вскоре был создан легендарный ИС-2. Прародитель некоторое время даже сражался бок о бок с потомком: к концу 1944 года на фронте еще воевали почти две сотни КВ-1 и КВ-1с из 4775 танков всех модификаций, выпущенных всего за четыре с небольшим года.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!