Найти в Дзене
Круто об искусстве

"Сорок градусов выше Дада"

▪️Жан Тэнгли. Мета-механика. Музей Тэнгли, Базель.
▪️Жан Тэнгли. Мета-механика. Музей Тэнгли, Базель.

Так обозвал манифест "Новых реалистов" создатель движения Пьер Рестани, а Жан Тэнгли успешно завоевал этому неодадасюру мировую известность - 17 марта 1960 года в саду Музея современного искусства представил machine autodestructrice (самовоспламеняющуюся кинетическую скульптуру - этакую пиротехническую инсталляцию) "Оммаж Нью-Йорку", благолепно окрещенную самим автором как "симулякр катастрофы" (потому что машина эта, свинченная из предметов, найденных на помойке и складах металлолома, к которой были приделаны два мета-матика, весьма зрелищно совершила самоубийство, т.е сама собой с шумом и фейерверком развалилась на части).

▪️Жан Тэнгли. "Оммаж Нью-Йорку", 1960. Музей Тэнгли, Базель.
▪️Жан Тэнгли. "Оммаж Нью-Йорку", 1960. Музей Тэнгли, Базель.

▪️Жан Тэнгли. "Оммаж Нью-Йорку", 1960. Музей Тэнгли, Базель.
▪️Жан Тэнгли. "Оммаж Нью-Йорку", 1960. Музей Тэнгли, Базель.

▪️Жан Тэнгли. "Оммаж Нью-Йорку", эскиз. 1960. Музей Тэнгли, Базель.
▪️Жан Тэнгли. "Оммаж Нью-Йорку", эскиз. 1960. Музей Тэнгли, Базель.

А за год до этого, 14 марта 1959 года, Тэнгли совершил недоперформанс в Дюссельдорфе: сел в самолет "Сессна" и с него разбросал по миру 150 000 листовок с краткой версией своего манифеста "За статику".

▪️Жан Тэнгли в самолете с манифестом "За статику", 1959. Музей Тэнгли, Базель.
▪️Жан Тэнгли в самолете с манифестом "За статику", 1959. Музей Тэнгли, Базель.

"Все движется, покоя не существует. Не дайте завладеть вами отжившим понятиям времени. Долой часы, секунды и минуты. Не сопротивляйтесь изменчивости. БУДЬТЕ ВО ВРЕМЕНИ - БУДЬТЕ СТАТИЧНЫМИ, БУДЬТЕ СТАТИЧНЫМИ - С ДВИЖЕНИЕМ. Да здравствует статика в происходящем сейчас СЕЙЧАС. Сопротивляйтесь трусливым припадкам слабости, не тормозите движущееся, не обращайте в камень мгновения и не умерщвляйте живое. Бросьте то и дело выдвигать "ценности", которые рушатся сами по себе. Будьте свободными, живите! Кончайте "малевать" время. Прекратите строить соборы и пирамиды, которые крошатся, как сухое печенье. Дышите глубоко, живите в сейчас, живите на время и во времени. Да здравствует прекрасная и абсолютная действительность!" (краткая версия манифеста Тэнгли "За статику").

Правда, когда самолет поднялся в воздух ветер задул не по плану, т.е совсем не в нужном направлении, и разнес бумажки по полям за чертой города...

Жан Тэнгли (Jean Tinguely, 1925-1991) родился в 1925 году во Фрибурге. И будучи с детства человеком довольно пылкого нрава просто не мог не начать бесноваться в храме культуры.

▪️Жан Тэнгли.
▪️Жан Тэнгли.

▪️Жан Тэнгли. Без названия. Из серии "Балуба", 1962. Музей Тэнгли, Базель.Серия скульптур из мусора, волос и перьев, названная в честь одноименного конголезского племени и вдохновленная Патрисом Лумумбой, казненным во время Конголезского кризиса.
▪️Жан Тэнгли. Без названия. Из серии "Балуба", 1962. Музей Тэнгли, Базель.Серия скульптур из мусора, волос и перьев, названная в честь одноименного конголезского племени и вдохновленная Патрисом Лумумбой, казненным во время Конголезского кризиса.

"Мета-механика" - так определил его искусство шведский историк культуры Понтус Хультен, который неоднократно посещал в парижской галерее Арно в квартале Сен-Жермен-де-Пре первую персональную выставку швейцарца Тэнгли (открылась она 27 мая 1954 года, а называлась "Автоматы, скульптуры и механические рельефы" или "механические скульптуры", или "объемные механизмы", или просто "мобили" - существует много разных переводов "Automates, sculptures et reliefs mécaniques").

"Вопрос о том, как назвать машины Тэнгли, возник уже на его первой выставке. Ни одно из предлагавшихся имен - автоматы, механические скульптуры, мобили - нельзя было признать удовлетворительным. Я предложил "мета-механику" по аналогии с метафизикой, а поскольку я каждый день ходил в Национальную библиотеку, то мог установить, что, согласно энциклопедии Grand Larousse, приставка "мета-" означает "вместе с" и "после", что показалось мне вполне подходящим. Идейная связь с такими словами, как "метафора" и "метаморфоза", также показалась мне вполне уместной" (Понтус Хультен)

Собственно, начиналось все с пробудившейся при помощи механики ото сна классической модернистской абстрактной формы. Только предствьте себе - в пустынной тишине музейных залов, где молчаливые и неподвижные произведения, начинает вертеться и шуметь "Мета-Малевич", бесноваться в храме культуры.

▪️Жан Тэнгли. "Мета-Малевич", 1954 (вид спереди и сзади, две фотографии рельефа в движении). - из Херрманн Ханс-Кристиан Фон. "Мета-механика. Театр машин Жана Тэнгли".
▪️Жан Тэнгли. "Мета-Малевич", 1954 (вид спереди и сзади, две фотографии рельефа в движении). - из Херрманн Ханс-Кристиан Фон. "Мета-механика. Театр машин Жана Тэнгли".

▪️Жан Тэнгли. Мета-Кандинский I, 1956. 
▪️Жан Тэнгли. Мета-Кандинский I, 1956. 

В движение формы приводятся с помощью простых (скрытых или видимых) механических устройств, в результате чего возникают все новые и новые комбинации - такое пространство множества вариантов.

Привод почти всегда осуществляется электромоторами, передача усилия - колесиками разной величины. Гладкие деревянные колеса с приводными ремнями или шестеренки из стальной проволоки не точно зацепляют друг друга. Получается прерывистое, эстетически выверенное, вращение, обогащенное шумом и гамом (посредством вмонтированных "случайных вещей" - бутылок, винтов, пилок, воронок и т.д.).

"Повторяемость и изменчивость - суть основные элементы в искусстве Тэнгли. Он ищет механического беспорядка. Зубчатые передачи сконструированы им таким образом, что шестерни в них постоянно перескакивают через зубцы, застревают и, повинуясь случаю или капризу, снова начинают вертеться. В сцеплениях отсутствует всякая точность, за исключением точности случая, колеса сохраняют свой характер символов вечного изменения. Они суть случай в действии. Они - новая и самостоятельная формулировка идеи Марселя Дюшана о намеренном применении случая" (Понтус Хультен)

Так своей мета-механикой Тэнгли запустил процесс деконструкции механического (потому что реальное механическое начало стремится к строгому порядку, избегая любой случайности как чумных на улице). Не без элемента дадаистской игры, конечно. Потому что, кажется, только через инфантильность можно пережить титанические сдвиги реальности. Что тогда, что сейчас (покушение на любой установившийся порядок - абсурдный дух свободы).

Так на место молчаливого и статичного произведения искусства приходит произведение перманентного перехода (теоретически, конечно, можно просчитать периодичность попаданий комбинаций... "но сцепления несколько проскальзывают и формы, возможно, примут то же положение через два месяца, а может быть, и через сотни лет" (Понтус Хультен)).

И так появился тип машины "мета-матик" (пародия-с на абстрактный экспрессионизм).

То был "аппарат простой конструкции, позволяющий рисовать или писать кистью способом, который на практике является полностью автоматическим, а вмешательство человека сводится к выбору одного или нескольких параметров" (именно с такой формулировкой этот прибор был успешно запатентован Тэнгли 27 июня 1960 года; само же взаимодействие человека и машины ровным счетом ничего не меняет - дадаистская игра, потому что "мета-матики" живут собственной жизнью и заранее точно установить движения рисовального рычага невозможно).

▪️ Марсель Дюшан работает на мета-матике № 8 (Мета-Мориц). За ним стоят Жан Тэнгли и Ирис Клер. - из Херрманн Ханс-Кристиан Фон. "Мета-механика. Театр машин Жана Тэнгли".
▪️ Марсель Дюшан работает на мета-матике № 8 (Мета-Мориц). За ним стоят Жан Тэнгли и Ирис Клер. - из Херрманн Ханс-Кристиан Фон. "Мета-механика. Театр машин Жана Тэнгли".

Собственно именно мета-матики довели акты бесовщины в храме искусства до своего апогея (этакие паровые машины, пугающие людей как последнее изобретение дьявола).

Конечно умышленно, но якобы случайно и не без случайного.

Сперва, в 1959 году мета-матик № 17, снабженный бензиновым мотором и колесами (выхлопные газы мотора собирались в воздушный шар) благополучно лопнул (на вернисаже выставки / т.е Тэнгли знал, что шар лопнет, но когда именно наступит его предел и какой мощности будет этот "плевок", то дело случая).

Потом и в том же году - на лекции Тэнгли в Институте современных искусств в Лондоне мета-матик № 11, приводимый в движение механизмом, педали которого крутили двое велогонщиков, стал выплевывать километровые ленты разрисованной бумаги в зрительный зал (опять таки, когда, с какой силой и какой траекторией - то дело случая). Более того, это был, кажется, первый в истории европейского искусства хэппенинг - поначалу Тэнгли молча сидел на подиуме под лучами прожекторов, а из динамиков стройным маршем слышались слова расширенной версии манифеста "За статику", предварительно записанной Тэнгли на двух асинхронно движущихся магнитных лентах.

Ну и самый громкий - тот, 1960 года, "Оммаж Нью-Йорку" или "симулякр катастрофы" (время сбоя приборов - то дело случая).

▪️Жан Тэнгли. Победа, 1970. Документация хеппенинга. Музей Тэнгли, Базель.
Огромный фаллос, извергавший фейерверки и сгоревший на площади перед Миланским собором в честь 10-летия "Нового реализма".
▪️Жан Тэнгли. Победа, 1970. Документация хеппенинга. Музей Тэнгли, Базель. Огромный фаллос, извергавший фейерверки и сгоревший на площади перед Миланским собором в честь 10-летия "Нового реализма".

"Современная техника стала анонимной, всеобъемлющей и дискретной. Но поскольку техника стала бесшумной и маскируется с помощью дизайна, гладкой оболочки и обтекаемой формы, она заставляет нас забыть, что мы находимся в ее власти, что мы живем в техническую эпоху, которая, кстати, началась по-настоящему лишь три поколения назад. Мои машинные скульптуры предназначены для того, чтобы прояснить такое положение дел" (Жан Тэнгли, 1967)

*Херрманн Ханс-Кристиан Фон. "Мета-механика. Театр машин Жана Тэнгли". Философско-литературный журнал "Логос", 2010 - 133-144.