Пару лет назад я загорелся идеей. Двигаясь в рамках участия в проекте, который в значительной степени существовал благодаря моей инициативе, я с несколькими коллегами-энтузиастами решил осуществить довольно масштабный проект. Попробовать оценить состояние и потенциал кумжёвых рек бассейна Финского залива.
В начале пути это была инициатива, скорее, в области экологии и в интересах рыболовов любителей. К коим я и сам отношусь. В процессе реализации довольно сложного и трудоёмкого проекта стало понятно. Если изменить подход в оценках, то конечный результат может быть совсем другим.
Сейчас мы ещё в середине пути и пока происходит обработка полученных в результате мониторинга и исследований данных лишь части интересующих нас рек и ручьёв. Часть эта касается пока лишь северного побережья Финского залива. Впрочем, исторически именно эта сторона давала наибольший вклад в общую популяцию. Сейчас это утверждение скорее спорно и вероятнее всего реки южного побережья дают больше. Но... точно не больше, чем давали раньше. Что вкупе даёт представление о катастрофических для популяции изменениях.
После обработки всех данных у нас будет более ясная картина и несколько групп рек и ручьёв. Включающих утраченные, сохраняющие потенциал и уязвимые. Уже сейчас можно уверенно сказать, что благополучных среди них нет.
Вторая часть этого исследования связана с оценкой состояния тех, где есть потенциал и сохраняется присутствие целевой рыбы. Поскольку и факторы, и степень их воздействия на каждую конкретную реку или ручей, как правило, разные. Следовательно и решение этих проблем требует разного подхода. Некоторые из которых ещё предстоит оценить в полной мере.
Хотя значительная часть ручьёв попала в категорию "утраченные", в целом они давали относительно небольшой объём молоди. К таким выводам можно прийти на основании оценки текущего состояния и тех мест, которые потенциально могли быть НВУ для кумжи.
Ситуация не так катастрофична, как казалось в начале пути, но всё же говорить о каких-то позитивных изменениях точно не приходится. По всей видимости, пик воздействия браконьерства уже пройден. Однако степень совокупного воздействия такова, что популяция уже не в состоянии восстанавливаться самостоятельно.
Большую роль здесь играет и ухудшение среды обитания в самом Финском заливе. О чём свидетельствует вес и размер рыбы в соотношении с возрастом. И ряд других факторов. Включая и фомирование популяции радужной форели, которая образовалась в результате многочисленных побегов с форелевых ферм. Но, чтобы говорить об этих факторах предметно - необозодимо ещё более сложное исследование акватории Финского залива. А с учётом отстутствия такой работы ранее... сложно определить тенденции и их динамику. Можно было бы взять за основу данные соседних государств. Но сегодня это маловероятно.
Что касается конечных результатов и что с этим делать? В современном мире экономики и финансов всё переводят в цифры. И оценка биоразнообразия в целом или отдельно взятого вида в частности должно происходить с учётом экономического эффекта, который мог бы быть достигнут в случае восстановления популяции.
В случае с кумжей речь не идёт о промышленном лове. Хотя это наиболее простой путь оценки экономического эффекта. Как объект промышленного рыболовства кумжа, вероятно более привлекательна нежели атлантический лосось. Главным образом по причине своего размера. Более близкого "товарному". Но конкуренцию с фермерской радужной форелью здесь выиграть не просто.
И всё же состояние популяции слишком уязвимо, чтобы даже теоретизировать на эту тему.
Гораздо труднее посчитать экономический эффект от любительской рыбалки. Но он более разнообразен и в целом может быть больше в пересчёте на килограмм или особь.
Что вообще это значит? Какой объём средств в экономике генерирует поимка рыбы? Чтобы понять это, представьте чтобы поймать трофей, вам пришлось купить снаряжение и снасти. приманки, заправить автомобиль, приобрести какой-то провиант, перекусить в придорожном кафе по пути чтобы поймать одну-две рыбы. Все эти траты прямо или косвенно и есть тот самый "экономический эффект".
Если бы в России было развито производство снастей и экипировки, то он был бы гораздо выше. А так, любительская рыбалка скорее выводит часть средств из экономики. Поскольку 90% продукции завозная.
И всё же всё это способствует развитию региона. Особенно в пределах мегаполиса и крупных населённых пунктов. Это может быть связано и с развитием кемпингов, и другие виды туристической инфраструктуры. Включая и опосредованные статьи, связанные с поездками рыболовов.
Продолжение следует...
В будущем поговорим и о предлагаемых методах восстановления. С учётом специфики и всех сложностей.
Спасибо, что заглянули в этот уголок личных впечатлений и воспоминаний.
Дмитрий Матвеев
Мой основной блог DM_812