Открою новую рубрику "Исторический нон-фикшн", как оказалось работы медиевистов и авторов качественного науч-попа очень даже пользуются спросом. Поэтому я зря почти не несла сюда свои впечатления от прочитанных трудах историков. Читаю я разное, но основные мои интересы ограничены поздним Средневековьем, Франция и Англия, особенно - правление Капетингов. Также периодически забегаю назад в античность, так как невозможно не думать о Римской империи!)) Закат Византии тоже любопытен. Остальное тоже в основном из средневековой эпохи накапывается, но периодически носит меня по странам и времени. Это уже выборочно.
Сейчас о фигуре, которая заинтересовала меня ещё со времен первого прочтения "Проклятых королей" Мориса Дрюона. Ангерран де Мариньи.
Из аннотации:
В заглавии этой книги присутствует два имени: Ангерран де Мариньи, скромный нормандский рыцарь, и Филипп Красивый, великий король Франции. Оба эти персонажа были неразрывно связаны друг с другом: Французское королевство вступило в XIII в. под властью этих людей, один из которых был могущественным монархом средневековой Европы, другой его верным министром. Вместе они вершили судьбами тысяч людей: посылали войска во Фландрию, вели переговоры с папской курией, посылали на костер тамплиеров. Но расплату за это понес лишь один Ангерран де Мариньи. Как случилось, что простой рыцарь из свиты французской королевы в одночасье снискал милость короля и вознесся на вершину власти, а затем также быстро попал в темницу, а оттуда отправился на виселицу в Монфокопе?
Правление Филиппа Красивого считается одним из самых богатых на тайны и странные события периодов средневековья. Даже фигура самого короля - последнего из великих Капетингов - вызывает много споров. Как и его политика, ведь по сути он был своего рода реформатором, начав объединение государства под собственной рукой, стремясь сделать власть централизованной, а Францию великой. История с авиньонским пленением и дело тамплиеров до сих пор не получили однозначной оценки у историков. Жан Фавье в своем исследовании пытается найти ответы на некоторые вопросы и рассматривает жизнь и деяния Ангеррана де Мариньи - ведущей фигуры политической воли короля в последние годы его правления и ближайшего советника и друга владыки Франции.
Эпиграф:
"Поскольку в его ведении
Находились и король, и королевство, и папство.
Все они были в его руках;
Он вертел ими по своей воле…"
Жоффруа Парижский
Изучение биографии Мариньи осложнялось тем, что до наших дней практически не дошло никаких документов, а личный архив советника Филиппа IV в 1315 году был конфискован и затем таинственно исчез. Возможно это было сделано для того, чтобы не всплыли какие-нибудь не нужные факты, опровергающие обвинения, благодаря которым Мариньи был осужден и казнен. Тем не менее Фавье сумел много раскопать, буквально по крупицам собирая сведения из древних счетов, выписок, реестров, монографий, а также из других источников.
Свой рассказ об одной из самых выдающихся личностей времен правления Филиппа Красивого Фавье начинает с происхождения Мариньи. Он был выходцем из мелких дворян, что несомненно подливало масла в огонь завистников и врагов, которых "выскочка" раздражал куда больше, нежели если бы на его месте находился человек из знати. Жан Фавье отмечает, что многие не понимали, каким образом Мариньи смог достичь своего положения, ведь он был доверенным лицом короля, его другом, единственным человеком, который наряду с ним имел полное представление о всех делах королевства. Мариньи играл огромную роль как во внутренней, так и во внешней политике.
Далее Фавье восстанавливает имена родственников и важные даты, а также сведения об имениях и доменах Мариньи. Чаще всего точные даты установить не представлялось возможности, но с помощью анализа событий и знаний об укладе жизни в начале XIV века, историку удается приблизительно определить период. Например:
Если учесть тот факт, что Луи получил свою часть наследства после того, как 3 июля 1310 г. был объявлен совершеннолетним (в то время ему должно было исполниться от 14 до 20 лет), бракосочетание Ангеррана де Мариньи и Жанны де Сен-Мартен придется отнести к более раннему времени, то есть к 1295 г. Жанна была еще жива в июне 1300 г., но вскоре умерла, так как Изабель, дочери Ангеррана и его второй жены, в октябре 1309 г. было восемь лет: следовательно, второй брак Ангеррана был заключен в конце 1300 или в начале 1301 г.
Может показаться, что это всё излишне подробно и не очень нужно, от количества имен и географических названий в глазах рябит периодически, но именно эти данные помогают впоследствии сопоставить, сравнить и увидеть, насколько состояние Мариньи выросло к концу жизни. И понять, откуда пошли слухи и обвинения в растратах и грабежах. Дальнейший "разбор полетов" приводит к мысли, что не все обвинения были ложными. Например то, как планомерно Ангерран пристраивал своих родственников на службу, как добивался для них протекций и местечек получше, как умело и с какой выгодой он заключает браки своих детей, говорит о том, что доля истины есть и грешки там водились.
Щедро наделенный бенефициями, Жан де Мариньи был назначен епископом в Бове по просьбе папы и по рекомендации короля 8 января 1313 г., когда он был всего лишь иподьяконом. Климент V последовательно пожаловал сан дьякона, священника и епископа, разрешил выбрать человека, который посвятит его в сан, и закрыл глаза на его возраст.
Ангерран де Мариньи ходатайствовал даже за Жана де Монса, брата Алис; он стал канцлером церкви в Шартре и кюре в Иблероне, в Руанской епархии.
Состояние Мариньи и правда впечатляет. Особенно на закате политической карьеры. Впрочем, о закате никто и не думал и в планы Ангеррана входило объединение всех своих земель в один домен. И титул. Однако внезапная кончина Филиппа Красивого перетасовала колоду и выкинула другую козырную масть.
Ознакомившись с доходами Мариньи и сразу потеряв из памяти основную массу имен и названий, идем дальше. Настолько точные данные нужны для общего представления. К примеру:
На юго-востоке Лонгвилля 5 сентября 1311 г. Ангерран выкупил за 2540 турских ливров имущество Жана Мальвуазена в Нотр-Дам-дю-Парк, Кропю. Мюшдене, Ле Кателье, Ле Сент-Акр, Ле Амо, Боне и Бреннетюи. В сентябре 1312 г. Филипп Красивый предоставил ему в качестве компенсации за выплаты, которые Мариньи вместо короля осуществил в пользу Тибо и Луи де Сансерров, владения, расположенные в Белленкомбре, Кресси, Ла Крик, Розе, Сен-Сансе и в их окрестностях, а также фьеф и угодья в Фонтен-Шателе и владения в Васкее. Эти владения в Васкее король приобрел у монахов Прео. Последним даром короля стало предоставление Мариньи 5 октября 1312 г. права собственности на «Лес ле Конт» в Белленкомбре. Вместе с тем Мариньи получил от короля «грюэри» в шателенстве Шони и право устраивать судебные разбирательства в этом округе; безусловно, именно к факту получения этих прав относятся слова из документа от сентября 1312 г.: «для увеличения его фьефа в Фальюэле и в Кондране».
И наконец Фавье переходит к самому интересному - политика Франции и деяния Ангеррана де Мариньи на этом поприще. И развитие карьеры. Назначению Мариньи на его первую должность при дворе поспособствовали - здесь не обошлось без протекции архиепископа Руанского и камергера короля Гуго де Бувиля. Мариньи понадобилось всего десять лет, чтобы стать человеком, о котором его современники писали: "Камергер захватил власть в государстве". Фавье ссылается на Жоффруа Парижского, Жана де Сен-Виктора и "Большие французские хроники".
Основная цель исследования Фавье - разобраться, насколько были правы судьи, ведущие дело Мариньи и приговорившие его к смертной казни. Многие из обвинений он опровергает. Например, изменение монетного курса и глобальная девальвация 1306 года, а также дело об экспроприации 1311 года:
Основную часть указанного имущества изъяли в сентябре 1311 г., когда Мариньи находился во Фландрии и заботился исключительно о решении вопросов, связанных с фламандцами. Экспроприации проводили Гильом де Марсильи и… Жоффруа Кокатрикс, существует около тридцати документов, в которых содержится подтверждение этому факту.
Вершиной власти Мариньи стало управление казной Франции, что и позволило обвинить его в кражах и растратах.
Так кто же был Ангерран де Мариньи? В чем причина такой успешной карьеры? Фавье склонен согласиться с некоторыми своими коллегами, считающими, что заслуги советника короля в его прогрессивных идеях и реформах, которые очень импонировали его величеству, желавшему всё держать в руках. Централизация власти, унификация денежных знаков, создание единой государственной администрации, опора трона не только на феодалов, но и на сословие богатых горожан, и другие реформы способствовали укреплению власти короля. Это с одной стороны соответствовало интересам и целям Филиппа Красивого, но нисколько не радовало крупных феодалов и знатных вельмож, которые были лишены многих привилегий, упраздненных его величеством. При таком раскладе сложно было не нажить себе многочисленных врагов. Естественно, что после смерти Филиппа Красивого знать отыгралась - Мариньи осудили и казнили, проведя весьма показательный процесс.
Как у любого находящегося у власти человека, у Ангеррана де Мариньи были враги; он стремительно взлетел вверх по карьерной лестнице и получил широчайшие полномочия, которые стали мешать честолюбивым планам самых высокопоставленных людей в королевстве. Смерть Филиппа Красивого обнажила множество скрытых обид, и зависть нескольких знатных персон привела Ангеррана к гибели.
Немного о самой книге. Что касается элемента развлекательности, то его нет. Абсолютно. Хоть и написано, что это научно-популярная литература, манера изложения больше походит на научную статью. Это монография. Эта книга вряд ли приобретет широкий круг читателей из-за скупости языка, многочисленных имен, названий, дат и научного анализа без привлечения "украшательств". Нет здесь ни легенд, ни мифов, ни скандальных тайн - всё четко и по теме. Информация для обретения информации. В конце книги представлена длинная библиография и огромная куча сносок, отсылающих читателя к другим источникам, в основном к Картулярию Мариньи, текст которого у нас нигде не приведен. Впрочем, зачем рыться в других трудах, если можно просто поверить автору на слово. Кстати, примечания в конце занимают объем больше, чем сама книга. Их аж 1585 штук. И такое бывает, да.
И спасибо автору за несомненную ценность данного исследования, ведь в нем Жан Фавье собрал всё, что можно было откопать о личности Мариньи. Огромнейшая и скрупулезная работа проведена: восстановлены даты и имена, исследованы аспекты жизни и деятельности этой неоднозначной личности. Это практически энциклопедия Ангеррана де Мариньи. Тот, кто изучает средневековье и, в частности, период правления Филиппа IV, почерпнет много полезной информации.
А лежать история будет у меня здесь: