Найти тему

Что из себя реально представлял флот Римской Империи

Оглавление

После сражения при Акции, в 31 году до н.э. и последующего завоевания Египта, Средиземное море на века стало внутренним озером Рима. Римляне называли его Mare Nostrum, что означает "наше море". Чтобы защитить побережье от набегов пиратов и держать под присмотром варваров, живущих на противоположном берегу Рейна и Дуная, Римская Империя создала несколько военных флотилий. Однако с матросами дело обстояло не так радужно. Для их привлечения потребовались дополнительные усилия.

Больший базы Римского флота в Италии

Одной из крупнейших баз Римского флота стал город Мизен, размещенный в северной части неаполитанского залива. Расположение флота здесь обеспечивало контроль над западным побережьем Италии и сопутствующими островами, которые играли жизненно важную роль в осуществлении снабжения Рима продовольственными товарами. Из этого порта контролировался регион, в треугольнике между Остией, Карфагеном на севере Африки и Новым Карфагеном на юго-востоке Испании.

Другая известная база флота располагалась в Равенне, на северо-восточном побережье Италии. Флотилия, которая находилась здесь, осуществляла патрулирование Иллирийского побережья и поддерживала безопасность в бассейне Адриатического и Ионического морей. Географические районы деятельности обоих флотилий охватывали всю территорию Средиземноморья.

Кроме этого, на побережье, помимо основных баз находились дополнительные стоянки: Путеолы, Цемтумцеллы, Портус, Аквилея, Салона и другие. Здесь постоянно находились небольшие отряды кораблей, ответственные за постоянную вахту. При Флавиях оба флота были возведены до статуса класса преторианских (Classes Praetoriae), что подчеркивало их важную роль в оборонительной системе Италии.

 Мизенский мыс. Современное фото
Мизенский мыс. Современное фото

Региональные флотилии и их порты

Помимо больших флотов Мизена и Равенны, в восточной части Средиземного моря существовали также провинциальные флоты, которые имели региональное значение.

Сирийский флот, известный как "классис сириака", базировался в Селевкии Пиерии и преимущественно использовался для борьбы с пиратами южного побережья Малой Азии. Он также осуществлял патрулирование побережья Сирии и Палестины до границы с Египтом. Александрийский флот, который состоял из кораблей последних Птолемеев, выполнял аналогичные задачи в дельте Нила, а также вдоль побережья Киренаики и Ливии. Оба флота направляли корабли в состав эскадр, которая базировалась в Цезарее Мавретанской (Шершель) и патрулировала побережье Африки и Нумидии. Во второй половине II века эта эскадра была преобразована в самостоятельный Мавретанский флот. Тогда же появился самостоятельный Ливийский флот. В Красном море действовали корабли Эритрейского флота.

Защита атлантического побережья Северной Галлии и обеспечение безопасности коммуникаций с Британией возлагалась на Британский флот, который базировался в основном в Гезориаке (Булонь). В самой Британии у этого флота также было множество баз.

В Черном море Понтийский флот осуществлял патрулирование всего южного побережья до предгорий Кавказа и имел главные базы в Кизике и Трапезунде.

Защиту восточного побережья моря, от Босфора до устья Дуная, обеспечивал Фракийский флот, базирующийся в Перинфе.

Границу по Дунаю в нижнем течении реки охранял Мезийский флот со стоянкой в Томах (Констанца). Его корабли также осуществляли плавание между устьем реки и Крымом. Среднюю часть Дуная патрулировал Паннонский флот с базой в Аквинке (Будапешт). Ну и Германский флот плавал по Рейну до его устья.

 Римские военно-морские базы на Дунае и прилегающих областях. Примерно 400 год
Римские военно-морские базы на Дунае и прилегающих областях. Примерно 400 год

Корабли Римского флота

Мы не можем точно определить численность флота в эпоху Империи, так как у нас есть только косвенные данные для подсчета. Хотя Иордан, ссылаясь на историка Кассия Диона, утверждает, что Равеннская гавань могла вместить 250 кораблей, данная цифра, безусловно, является значительно преувеличенной. Более реалистичными кажутся число от 50 до 100 кораблей для флотов Мизены и Равенны, а также несколько десятков кораблей для крупнейших провинциальных флотилий. Иосиф Флавий сообщает о том, что во время правления Нерона Понтийский флот насчитывал 40 кораблей. Можно опираться на это число при оценке численности Сирийского или Александрийского флота. Германский флот в то же время, согласно данным Тацита, состоял из 24 корабля, включая тримеры и биремы. Количественный состав Мавретанского флота в конце II века не превышал 13 либурн.

 Военные корабли Римской Империи изображённые на Колонне Траяна
Военные корабли Римской Империи изображённые на Колонне Траяна

Основу флота составляли относительно небольшие боевые корабли. В нашем распоряжении имеются записи, упоминающие 72 кораблях Мизенского флота и 46 кораблях флота в Равенне. В обоих случаях большая часть кораблей относится к классам трирем (50 и 28) и либурн (11 и 5). Квадриремы с четырьмя рядами гребцов (9 и 6) и квинквиремы с пятью (1 и 2) были редкими. Только в одной записи из Мизена упоминается гексера с шестью рядами гребцов, но ее датировка затруднительна. Замечательно, что Плиний Старший, исполнявший обязанности префекта Мизенского флота во время извержения Везувия в 79 году, вышел в море на квадриреме, которая, вероятно, была флагманом его эскадры.

Также состав провинциальных эскадр преимущественно состоял из легких кораблей, идеально подходящих для осуществления патрульных функций. В Майнце были найдены останки четырех кораблей Германской флотилии, дающие хорошее представление о том, как могли выглядеть подобные суда. Одно из них представляло собой легкое беспалубное гребное судно (лузория) длиной менее 20 метров. В его экипаже числилось 20 гребцов, а также командир и кормчий. Другое судно было крупнее, имело палубу и использовалось для транспортировки войск и грузов.

 Реконструкция римской лузории из Майнца. Музей римского судоходства, Майнц
Реконструкция римской лузории из Майнца. Музей римского судоходства, Майнц

Плиний Старший сообщает, что на борту квинквиремы находилось примерно 400 человек. Триера, в свою очередь, имела экипаж, включавший немного более 200 человек, из которых 170 были гребцами. Бирема, вероятно, содержала около 130 человек, а на борту либурны могли находиться около 100 человек. Во время гражданской войны 68-69 годов, численность флотов Мизена и Равенны позволяла претендентам набирать по одному легиону из их состава. Таким образом можно сделать вывод, что общая численность личного состава италийских и провинциальных флотов примерно составляла от 40 000 до 45 000 человек.

Командование флота

Императорские вольноотпущенники занимали должность префектов каждого из флотов. Известно что так происходило, по крайней мере во время правления Юлиев и Клавдиев. Однако Веспасиан передал эту должность представителям всаднического сословия и привлекал к службе лиц, имевших опыт военного командования. С тех пор префект флота стал одной из высших ступеней всаднической карьеры (militia equestris) и осуществление этой должности позволяло различить иерархию среди командующих разными флотами.

Жалование, получаемое за такую службу, также указывало на уровень важности. Префекты Сирийского, Александрийского, Паннонской и Мезийской флотилий получали годовое жалование в размере 60 000 сестерциев. "Зарплата" префектов Мавретанского и Ливийского флотов была ниже. Префекты Британского, Германского и Понтийского флотов получали годовое жалование в размере 100 000 сестерциев. Две самые высокооплачиваемые должности — префекты обоих италийских флотов, которые получали годовое жалование в размере 200 000 сестерциев. Было доказано, что префект мизенского флота был старше своего равенного коллеги, несмотря на равнозначное жалование, поскольку он неоднократно перемещался между различными должностями в карьерном лестнице.

 Иерархия и организация римского флота
Иерархия и организация римского флота

При этом каждый их двух италийских префектов имел своего заместителя - subpraefectus. Префект обладал небольшим штабом, который включал телохранителя (secutor или corporum custos), выездного помощника (strator) и слугу (vestiarius). Административную работу координировал корникуларий, возглавлявший канцелярию. Финансовые вопросы решались диспенсатором (dispensator), учетом занимался либрарий (librarius), документами занимался экзактус (exactus), архивом управлял табуларий (tabularius). Большинство сотрудников канцелярии составляли бенефициарии (beneficiarii). Ежедневно тессерарий (tesserarius) получал пароль от префекта, который передавал офицерам, солдатам и матросам. Также была должность начальника склада (рrаероsitus reliquationi). Все эти и другие обязанности выполняли принципалы (principales) и иммуны (immunes), которые назначались из числа солдат и освобождались от повседневных ротных обязанностей ради выполнения своих задач.

 Римские военные корабли на миниатюре Ватиканского Вергилия, V век
Римские военные корабли на миниатюре Ватиканского Вергилия, V век

Структура Римского флота

Организация флота, в некотором отношении, напоминала структуру легиона. В армии основной организационной и тактической единицей была центурия. Соответственно, во флоте такую роль играл экипаж корабля. Командир этого экипажа, капитан в современной понимании, назывался, на греческий манер, триерархом. Это звание было эквивалентно рангу центуриона во вспомогательных войсках, а некоторые надписи прямо называли триерархов флотскими центурионами. Триерарх получал 14 400 сестерциев в год. Выше него стоял наварх, который командовал небольшой флотилией из нескольких кораблей. Жалование наварха составляло уже 28 800 сестерциев в год. Наконец, старший из этих офицеров носил звание первого наварха. Круг его обязанностей напоминал тот, который выполнял примипил в составе легиона, а жалование первого наварха составляло 57 600 сестерциев в год.

 Стоянка Римского флота в Фехтио на Нижнем Рейне. Современная реконструкция
Стоянка Римского флота в Фехтио на Нижнем Рейне. Современная реконструкция

Военные моряки, Римского флота именовались classiarii. В своих записях моряки чаще именовали себя «воинами» (milites), а не «матросами» (nautae). Ежегодное жалование обычных солдат и гребцов составляло 1200 сестерциев. Как и в армейских подразделениях, на кораблях были технические специалисты, получавшие в полуторное или двойное жалование. Помощниками и заместителями триерарха являлся опцион (optio), а носить знамя было поручено вексиллариусу (vexillarius). Сигналы между кораблями передавались трубачами (tubicenus, cornicenus и bucinator), а выдачей оружия занимался хранители (custos armorum). Курс корабля определял штурман (mathematicus trierarchi), а на рулевых веслах находился кормчий (gubernator). Передний ходок (proreta) находился в передней части корабля (prora), чтобы своевременно предупреждать об отмелях и других опасностях. Надсмотрщики (pausarius и pitulus) определяли темп гребли, а strigilarius или subunctor следил, чтобы гребцы были намазаны маслом для защиты от солнечных ожогов. Матросы (velarii) занимались установкой паруса и работали со снастями, а плотники (fabri) занимались ремонтом корпуса судна. На корабле также присутствовал врач, отвечавший за здоровье экипажа.

Статус и происхождение

Флотская служба имела большую тяжесть и меньший престиж по сравнению со службой в легионах и вспомогательных войсках и продолжалась в течение 26 лет и даже дольше. Чтобы гарантировать полное комплектование экипажей, императорам приходилось прибегать к различным ухищрениям. В период правления Юлиев и Клавдиев, значительная часть моряков состояла из рабов, освобожденных рабов и иностранцев-перегринов. При вступлении на военную службу, им предоставлялась свобода, но с ограниченными привилегиями латинского гражданства по сравнению с римским правом.

Во время правления династии Флавиев, что ветераны флота, что ветераны вспомогательных войск, получали римское гражданство после ухода на пенсию, а также имели право на заключение брака и правовое признание существующих детей. Как доказательство этих привилегий, им вручался запечатанный диплом с перечнем соответствующих привилегий, выгравированных на бронзовой табличке.

 Стелла из Афин с изображением Стация Руфина, морского пехотинца Мизенского флота. Начало II века
Стелла из Афин с изображением Стация Руфина, морского пехотинца Мизенского флота. Начало II века

Эти привилегии делали службу во флоте привлекательной в глазах провинциалов, которые надеялись таким образом приобрести римские гражданские права для себя и своих потомков. Анализ эпитафий на надгробиях моряков из Мизена и Равенны свидетельствует о преобладании среди моряков уроженцев провинций. В Мизенском флоте в I–III веках служили в основном выходцы из восточной части империи: египтяне и ливийцы (28%), выходцы из Малой Азии (29,5%), фракийцы (18,5%), иллирийцы (9%). Западные провинции представляли корсиканцы и сарды (10,5%). Большинство моряков Равеннского флота были уроженцами Балканского полуострова: иллирийцами (49%) и фракийцами (9%), а также египтянами (6%) и сирийцами (9%). Среди западных провинций вновь представлены корсиканцы и сарды (6%), а также германцы (4,5%).

Телеграмм канал Альтернативная История

Античность | Блог альтернативная история | Дзен

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉