Найти тему

Два светоча искусства. Фарфор Мейсена и Востока в музейном собрании

Оглавление

На нашем канале мы уже рассказывали о ярославских «фарфоровых эльдорадо»: Музее им. В. Ю. Орлова а также Коллекции Ярославского музея-заповедника.

Ещё одно примечательное собрание фарфора находится в Музее зарубежного искусства (филиал Ярославского художественного музея, Ильинская пл., 2). Здесь представлены произведения как западных мастеров, так искусных умельцев Востока.

Илья Машков. Натюрморт с фарфоровыми фигурками. 1922. Собрание Ярославского художественного музея
Илья Машков. Натюрморт с фарфоровыми фигурками. 1922. Собрание Ярославского художественного музея

Веками культуры Запада и Востока, подобно двум ярким светочам, озаряли путь всемирной цивилизации. Их глубокая самобытность отнюдь не исключала взаимного притяжения. Наглядным примером может служить искусство фарфора. Двум его блестящим граням - западной и восточной - посвящена экспозиция музея

Мейсенский фарфор

Рецепт изготовления фарфора долго оставался «тайной за семью печатями». Правители Поднебесной под страхом смертной казни пресекали любые попытки овладеть им.

Разгадать вековую загадку случайно удалось немецкому алхимику Иоганну Бёттгеру в 1708 г. Для Европы это стало событием поистине эпохальным. Новый материал открывал необъятные просторы для полёта творческой мысли.

Фарфор позволял создавать композиции, ничем не уступающие мраморным прообразам, делать росписи, поражающие живописным совершенством.

Германия. Неизвестный завод в стиле Мейсенской мануфактуры. Подсвечники парные в виде юноши и девушки с рогами изобилия. Вторая половина XIX в.
Германия. Неизвестный завод в стиле Мейсенской мануфактуры. Подсвечники парные в виде юноши и девушки с рогами изобилия. Вторая половина XIX в.

При том, изделия из фарфора легко тиражировались по изготовленным моделям. И к тому же, в отличие от баснословно дорогого импорта из Китая, были относительно дешевы. Что обеспечило широкое бытование «порцелана» (фарфора) как в дворцах сановной знати, так и в домах рядовых обывателей. Рожденные в стихии огня фарфоровые миниатюры могли столетиями сохранять красочный колорит и ослепительное сияние глазури.

Первая в Европе фарфоровая мануфактура была основана в Мейсене, пригороде Дрездена, столицы Саксонии. Уже в 1710-х гг. там начался массовый выпуск фарфоровых изделий.

Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан легендарному скульптору начала XVIII в. Йоганну Кендлеру. В лучших традициях его школы создана «Танцующая дама».

Мейсенская мануфактура. Танцующая дама. Последняя треть XIX в.
Мейсенская мануфактура. Танцующая дама. Последняя треть XIX в.

К 1740-м гг. широкую известность завоевал мейсенский декор «Bunten Blumen» (разноцветные цветы). Немецкие живописцы с превеликим тщанием передавали образы растений, созданных природой.

Так, цветочная роспись кофейника выразительно подчеркивает овальную форму изделия

Мейсенская мануфактура. Кофейник с цветочным декором. Конец XVIII – начало XIX вв.
Мейсенская мануфактура. Кофейник с цветочным декором. Конец XVIII – начало XIX вв.

Ритмический орнамент, опоясывающий борт тарелки, эффектно обрамляет живописную вставку – так называемый «резерв».

Мейсенская мануфактура. Тарелка с цветочной росписью. Начало XIX в.
Мейсенская мануфактура. Тарелка с цветочной росписью. Начало XIX в.

Не отставали от живописцев формовщики Мейсена. Созданные ими «корзинки» и блюда с сетчатыми бортиками напоминают ажурные брабантские кружева.

Мейсенская мануфактура. Сухарница с изображениями птиц, бабочек и насекомых. XIX в.
Мейсенская мануфактура. Сухарница с изображениями птиц, бабочек и насекомых. XIX в.
Мейсенская мануфактура. Ваза-корзинка с ажурным бортиком и цветочной росписью. Вторая половина XVIII в.
Мейсенская мануфактура. Ваза-корзинка с ажурным бортиком и цветочной росписью. Вторая половина XVIII в.
Мейсенская мануфактура. Тарелка с ажурным бортом, расписанная цветами. 1771-1814 гг.
Мейсенская мануфактура. Тарелка с ажурным бортом, расписанная цветами. 1771-1814 гг.

Живопись дополнялась россыпями миниатюрных лепных цветов

Мейсенская мануфактура. Ваза с декором из незабудок. Первая половина XIX в. Мейсенская мануфактура. Чашка и блюдце с декором из незабудок. 1814-1860
Мейсенская мануфактура. Ваза с декором из незабудок. Первая половина XIX в. Мейсенская мануфактура. Чашка и блюдце с декором из незабудок. 1814-1860

Делфт

Предтечей Мейсена был голландский Делфт, также испытавший сильное влияние китайской культуры. Задолго до открытия тайны фарфора здесь, в пригороде портового Роттердама, был освоен выпуск ф а я н с о в о й посуды с ручной росписью «в китайском стиле».

Так, на выставке голландской живописи внимание привлёк натюрморт художника Мартинуса Неллиуса. Среди прочих вещей мастер изобразил фаянсовую тарелку очень тонкой работы. Полотно создавалось в конце XVII в., т. е. еще до фарфоровых озарений Бёттгера.

Неллиус Мартинус. Натюрморт с фруктами. Голландская школа, кон. XVII в. Собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Неллиус Мартинус. Натюрморт с фруктами. Голландская школа, кон. XVII в. Собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Позже на базе голландских узоров на Мейсенской мануфактуре был разработан знаменитый кобальтовый декор «Blue onion» (синий лук).

Достойные образцы дельфтского фаянса демонстрируются в ярославском Музее зарубежного искусства. Аналог помянутой тарелки Неллиуса здесь можно разглядеть воочию.

Голландия, Делфт. Ваза, пластина и тарелка с кобальтовой росписью. XVIII (?) в.
Голландия, Делфт. Ваза, пластина и тарелка с кобальтовой росписью. XVIII (?) в.
Голландия, Делфт. Ваза, пластина и тарелка с кобальтовой росписью. XVIII (?) в.
Голландия, Делфт. Ваза, пластина и тарелка с кобальтовой росписью. XVIII (?) в.

Фигурки вздыбленных львов служили образцами для фарфоровых миниатюр.

Голландия, Делфт. Вазы с растительным орнаментом и живописными сюжетами. XVIII (?) в.
Голландия, Делфт. Вазы с растительным орнаментом и живописными сюжетами. XVIII (?) в.

И наконец, к восточным корням и истокам «белого золота» посетителей обращают стенды, посвященные китайскому и японскому фарфору.

Китай и Япония

Дата изобретения в Китае фарфора точно неизвестна. Некоторые историки относят её ко временам династии Хань (100 - 200 гг. н.э.), другие – к эпохе Троецарствия (220 - 280 гг. н.э.).

Китай. Тарелка с изображением пионов, нарциссов, цветов хризантемы. Ок. 1730 г.
Китай. Тарелка с изображением пионов, нарциссов, цветов хризантемы. Ок. 1730 г.

Показалось, что в росписях китайских мастеров больше взволнованного чувства, экспрессии, живого трепета природы. Хотя, сколько людей, столько мнений …

Китай. Тарелка с изображением пионов, журавлей, цветущей вишни и осоки. Ок. 1730 г.
Китай. Тарелка с изображением пионов, журавлей, цветущей вишни и осоки. Ок. 1730 г.

Китайская девушка кружится в медленном танце под старинную мелодию Востока

Китай. Девушка с веером
Китай. Девушка с веером

Древними традициями Китая овеяны ваза с кобальтовой росписью, «красная ваза» и чайник с изображением льва, играющего с жемчужиной

Китай. Сосуд с росписью кобальтом в виде растительно-геометрического орнамента
Китай. Сосуд с росписью кобальтом в виде растительно-геометрического орнамента
Китай. Красная ваза и изображением пейзажа
Китай. Красная ваза и изображением пейзажа
Китай. Чайник с изображением льва, играющего жемчужиной. Конец XVIII в.
Китай. Чайник с изображением льва, играющего жемчужиной. Конец XVIII в.

Творения японских мастеров отличает изысканная утончённость и безупречное чувство стиля

Япония. Сосуд с росписью в виде бамбуковых стволов. Первая половина XX в.
Япония. Сосуд с росписью в виде бамбуковых стволов. Первая половина XX в.
Япония. Чаша декоративная с изображением веток сливы, сосны и бамбука. Первая половина XX в.
Япония. Чаша декоративная с изображением веток сливы, сосны и бамбука. Первая половина XX в.
Япония. Мастерские Кутани. Фигура бога счастья Хотэя. Певая треть XX в.
Япония. Мастерские Кутани. Фигура бога счастья Хотэя. Певая треть XX в.
Япония. Блюдо с резным изображением карпа. Дерево, лак. Первая половина XX в.
Япония. Блюдо с резным изображением карпа. Дерево, лак. Первая половина XX в.

Ну, и какие же японские древности без самурайского меча! Тем более, в таких роскошных ножнах

Япония. Меч «Вакидзаси» в декоративном оформлении. Металл, кость, ковка, резьба. Конец XIX в.
Япония. Меч «Вакидзаси» в декоративном оформлении. Металл, кость, ковка, резьба. Конец XIX в.

Примером встречного влияния Запада на культуру Японии может служить творчество мастера Гансина-Старшего по прозвищу «Настоящий меч». Он прославился традиционной японской резьбой по кости.

Япония. Мастер Гансин Старший (псевдоним «Настоящий меч»). Вазы для кистей с изображением мифологических персонажей «Кодзики». Кость, резьба, лакировка. Конец XIX в.
Япония. Мастер Гансин Старший (псевдоним «Настоящий меч»). Вазы для кистей с изображением мифологических персонажей «Кодзики». Кость, резьба, лакировка. Конец XIX в.

Однако, по мнению искусствоведов, в облике героев Гансина уже прослеживаются черты западноевропейской художественной школы.

Фрагменты ваз
Фрагменты ваз

Как говорил Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток – им не сойтись никогда». Верно. И все же взаимное проникновение культур издавна служило фактором созидательным, всесторонне обогащающим. Два светоча, горящие вместе, делали мир светлее

Япония. Утагава Кунисада. Изображение сцены из театра Кабуки. 1820-е гг.
Япония. Утагава Кунисада. Изображение сцены из театра Кабуки. 1820-е гг.