Открытие в Ярославле музея фарфора стало событием вдвойне знаменательным. Во-первых, для музейной экспозиции был полностью отреставрирован старинный особняк на Волжской набережной – в самом центре столицы Золотого кольца. Ценный памятник архитектуры начала 19 в. воскрешен из небытия стараниями владельца собрания, коллекционера В.Ю. Орлова.
У многих горожан с этим домом (Волжская набережная, 15) связаны самые тёплые воспоминания – когда-то здесь находилось родильное отделение городской больницы. Однако к началу 2000-х «Дом врачей», пришел в плачевное состояние, медленно погибал.
Сейчас же спасенный особняк выглядит безупречно. Белые колонны эффектно выделяются на фоне фасада, окрашенного в «дворцовый» золотистый колер. (Статью об этом доме см. на нашем канале).
Но главное чудо находится внутри. В музейных залах размещается одна из лучших коллекций отечественного фарфора. Редчайшие фигурки легендарных российских заводов представлены здесь десятками, если не сотнями…
Продолжатель традиций русских меценатов и собирателей, Вадим Юрьевич Орлов сделал своё собрание общедоступным. Уже четвёртый год двери музея гостеприимно открыты для ярославцев и многочисленных туристов.
Вадим Юрьевич Орлов (1939-2016) родился в семье учителя в деревне Осиновец Любимского района Ярославской области. Окончил среднюю школу в г. Любиме. В 1958 г. призван в армию. После демобилизации поступил слесарем на ударную стройку пятилетки – Ново-Ярославский сажевый завод, окончил вечернее отделение Технологического института. Руководил участком, сменой, цехом.
Еще в юности, в возрасте 25 лет, Вадим Юрьевич увлекся коллекционированием фарфора и художественного литья. Свое собрание пополнял в течение всей жизни.
В 1992 г. В.Ю. Орлов был избран генеральным директором Ярославского завода технического углерода, в 2006 году – председателем Совета директоров.
Для справки – технический углерод (сажа) – важнейший компонент автомобильной резины. Составляет от 25% до 40% веса шин. До 90% продукции завода традиционно шло на экспорт.
После безвременной кончины В.Ю. Орлова в 2016 г. коллекция перешла к наследникам, продолжившим начатое им дело. Торжественное открытие музея состоялось 6 декабря 2018 г.
Показанный ниже репортаж обзорный, самого общего плана. Охватить все из представленных в музее 4500 экспонатов просто нереально. Проблемой стал, скорее, выбор сюжетов для съёмки из этого фантастического многообразия.
Фарфор - искусство светлое, изысканное, гротескное. Его образный мир представлен в музее им. В.Ю. Орлова с замечательной полнотой. Первыми встречают гостей подносные блюда «Хлеб-соль» заводов Кузнецова и Масленникова
Завод братьев Корниловых
Завод основан в 1835 г. в Санкт-Петербурге на берегу Невы близ деревни Полюстрово. Его продукция - посуда и фарфоровые фигурки - отличалась высоким качеством ручной росписи. В художественной манере угадывается влияние Императорского фарфорового завода. Вместе с тем, заводские мастера стремились к большей декоративности, среди их сюжетов доминируют сцены из народной жизни.
«Разносчик пирогов», 1850-1870 гг., завод братьев Корниловых
Чайник заварочный с птицами, последняя треть 19 в., завод братьев Корниловых
«Пляшущий крестьянин», 1843-1861 гг., завод братьев Корниловых
«Пляшущая крестьянка в синем сарафане», 1843-1861 гг., завод братьев Корниловых
Чашка чайная с цветочной росписью, 1840-е – первая половина 1850-х гг., завод братьев Корниловых
«Поющий юноша с шарманкой-скрипкой», 1860-е – начало 1880-х гг., завод братьев Корниловых
«Крестьянская девушка с кувшином», 1840-1861 гг., завод братьев Корниловых
«Садовница», 1840-е – первая половина 1850-х гг., завод братьев Корниловых
Тарелка с гербом, чашка, 1840-е – первая половина 1850-х гг., завод братьев Корниловых
Завод братьев Новых
С претензией на дворцовую роскошь украшали свои изделия братья Новых. Их завод был основан в 1818 г. в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии. Принадлежал Ивану, Тихону и Семену Новым. Действовал до 1850 г.
Нужно сказать, предприимчивые подмосковные крестьяне отличались неплохим вкусом. Представленные в музее Орлова кофейники безупречны по форме, обладают хорошим качеством росписи и позолоты.
Кофейник с изображением жанрового сюжета в интерьере. Первая треть 19 в. Завод братьев Новых
Интересна изображенная сцена. Поэт, современник Пушкина, читает свои стихи хозяину дворянской усадьбы. В порыве вдохновения он оттеснил барина на самый край дивана. Юная девушка тайком подслушивает одушевленного барда через приоткрытую дверь.
В то же время два других господина демонстративно повернулись к самовлюбленному поэту спиной. На стене висит картина с неаполитанским видом. По части напитков культурное общество ограничилось употреблением чёрного кофе – сливочника на столике не видно.
Кофейник с ручкой в виде грифона. Первая треть 19 в. Фабрика братьев Новых
«Аллегория Азии». Первая треть 19 в. Фабрика братьев Новых
Завод Миклашевского
Фигурки завода Миклашевского представляют собой большую редкость. Коллекционеры причисляют их к высшим раритетам отечественного фарфора. В 1838-1861 гг. заведение помещика Миклашевского располагалось в селе Волокитино Путивльского уезда Сумской губернии.
Свою продукцию Андрей Михайлович Миклашевский клеймил на донышке буквами «АМ». В коллекции В.Ю. Орлова представлены превосходные образцы статуэток с этой фирменной маркой
«Юноша с дудочкой, сидящий верхом на ослике»,1840-1860 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского
«Успех». 1839-1861, фарфоровый завод А.М. Миклашевского
Письменный прибор с фигурой юноши (Ромео?), 1839-1861, фарфоровый завод А.М. Миклашевского
«Беседующие мужчины. Театральная сцена», 1839-1861 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского
«Клоунесса» («Дама в костюме паяца»), подставка для карандашей, 1838-1861 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского
«Девушка с умершей птичкой» (Аллегория утраченной невинности). 1838-1861 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского
«Мужик с балалайкой», 1840-е гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского
Сосуд в виде головы Наполеона Бонапарта, 1840-е гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского
Подставка для перьев «Девушка с собачкой», 1838, фарфоровый завод А.М. Миклашевского
Парные вазы с золочеными рельефами и живописными медальонами. 1840-е -1860-е гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского
Фрагмент росписи вазы: внуки прогуливаются по усадебному парку со старым дедушкой. Как видно, инвалидная коляска начала 19 в. оснащена «независимой подвеской» с пружинными рессорами для компенсации тряски. Но по всему, тянуть её по аллее было занятием не из лёгких – пацан впрягся конкретно, а девочка аж сняла блузу и чепчик, наскоро пристроив их на бортике тележки
P.S. Все снимки сделаны с разрешения кураторов экспозиции.
Продолжение темы будет в следующей статье