Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии
Подписаться

Почему Иоанн Креститель не стал апостолом Иисуса Христа

Оглавление

Движение Иоанна Крестителя оказало большое влияние на ранних христиан, поэтому Иоанну отведена одна из ключевых ролей в Новом Завете. Самое раннее евангелие, Евангелие от Марка, начинается с миссии Иоанна Крестителя, который крестил людей в воде. В Евангелии от Луки повествование начинается с родителей Иоанна Крестителя и последующего рождения пророка. Евангелие от Иоанна также начинается с миссии Иоанна Крестителя. Для христиан Иоанн важен как пророк, который крестил мессию - Иисуса Христа, поэтому Иоанна также называют Предтечей, потому что он предшествовал Иисусу.

Но затем между Иисусом и Иоанном случилось нечто, похоже на конфликт. Более того, Иоанн не стал его последователем. Это очень странно, потому что Иисус Христос в представлении христиан - богочеловек. Следовательно, Иоанн - это пророк Бога, или Иисуса Христа. Почему же он не последовал за Иисусом?

Крещение Иисуса Христа
Крещение Иисуса Христа

Кем был Иоанн Креститель?

В первой половине 1 века в долине реки Иордан действовал харизматичный иудейский учитель Иоаннэс. Он погружал людей в воду в знак покаяния и обращения к Богу. Именно с погружения Иисуса начинаются два евангелия - от Марка и от Иоанна. В то время погружение в воду в иудаизме совершалось для ритуального очищения. По всей видимости тем же занимался Иоанн. Поэтому нельзя сказать, что христианское таинство крещения является тем же действием, которое совершал Иоанн в отношении своих последователей и Иисуса Христа.

В Евангелии от Марка (начало 70-х г.) сказано, что Иоанн крестил людей в пустыне и проповедовал омовение (крещение) покаяния для прощения грехов:

В пустыне появился Иоанн Креститель и проповедовал крещение в знак покаяния для прощения грехов. (Марк 1:4)

Иоанн был одет в верблюжью шкуру, ел саранчу и дикий мед. Одежда Иоанна свидетельствует о его пророческой миссии, потому что таким же образом был одет пророк Илия:

"Они ответили: - Он был одет в шкуры, с кожаным поясом на бедрах. Царь сказал: - Это Илия из Тишбы". (4-я Царств 1:8)
Илия пророк
Илия пророк

Иоанн Креститель как иудейский учитель

Из свидетельства Иосифа Флавия нам известно, что Иоанн Креститель, который окунал людей в воду, был убит Иродом:

"Такой приказ отдал Тиберий сирийскому наместнику. Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься". (Иудейские древности, Книга 18)

Ритуальное омовение как символ очищения от грехов встречается в кумранских текстах. В рукописи "Серех Ха-Яхад" сказано, что ритуальное погружение является частью духовного очищения человека:

"Ибо духом истинного совета Божьего искупаются пути человека, все его беззакония, чтобы он мог взглянуть на свет жизни. И именно святым духом общины, в ее истине, он очищен от всех своих беззаконий. И духом праведности и смирения его грех искуплен. И благодаря согласию его души со всеми законами Божьими его плоть очищается, будучи окропленной очищающими водами и освященной водами покаяния".

Иоанн Креститель и Кумранская община культивируют один и тот же ритуал. Возможно, Иоанн был последователем ессеев, который затем стал действовать автономно. Но также вероятно, что данная идея была популярна среди многих евреев времен Второго Храма.

Древняя миква
Древняя миква

Ирод Антипа, сын Ирода Великого и правитель Галилеи и Переи (где проповедовал Иоанн), боялся, что движение Иоанна может помешать его правлению. Поэтому он приказал арестовать Иоанна и убить его. По крайней мере так пишет Иосиф Флавий.

В евангелиях дана иная причина гибели Иоанна. Иоанн обвинял Ирода в женитьбе на жене брата:

"В свое время Ирод приказал арестовать Иоанна и бросить его в темницу из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа. Ирод женился на ней, а Иоанн говорил ему: - Нельзя тебе жить с женой своего брата". (Марк 6:17-18)
"В свое время Ирод арестовал Иоанна, связал его и бросил в темницу из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа, потому что Иоанн говорил ему: «Нельзя тебе жить с ней»". (Матфей 14:3-4)

Иосиф подтверждает свидетельства авторов евангелий:

"Влюбившись в жену брата, Иродиаду (она была дочерью их общего брата Аристобула и сестрою Агриппы Великого), он рискнул предложить ей выйти за него замуж". (Иудейские древности, Книга 18)

Ирод и Иродиада нарушили запрет Торы (Левит 18:16), поэтому вполне вероятно, что люди не одобряли их брак.

Затем в Евангелии от Марка описывается гибель Иоанна. Иродиада желала смерти учителя и просила об этом царя через свою дочь:

"Девушка сразу же поспешила к царю и попросила: - Хочу, чтобы ты сейчас же подал мне на блюде голову Иоанна Крестителя". (Марк 6:25)

Царь был вынужден исполнить просьбу Иродиады, потому что дал клятву ее дочери. Он послал палача и принес голову на блюдце. Ученики Иоанна похоронили тело в гробнице.

Саломея (дочь Иродиады) с головой Иоанна
Саломея (дочь Иродиады) с головой Иоанна

Иосиф Флавий не пишет об этом, но вполне возможно, что Иоанн осуждал Иродиаду и самого Ирода на бесчестный брак. Элита могла воспринять это как мятеж против царя, поэтому версии Иосифа и евангелистов вполне можно объединить в непротиворечивую объяснительную модель.

Некоторые иудеи, как пишет Иосиф Флавий, считали Иоанна пророком Бога. Поэтому они интерпретировали неудачи Ирода убийством пророка. Унижение Ирода Антипы в битве с набатеями реабилитировало репутацию Иоанна, ибо Бог любит Иоанна, поэтому отомстил Ироду за его смерть. Следовательно, Иоанн - настоящий пророк Бога. Эту же мысль подтверждает Евангелие от Марка:

"Потому что они боялись народа, ведь все считали, что Иоанн был настоящим пророком". (Марк 11:32)

Но почему этого не сказано об Иисусе?

Иисус в тени славы Иоанна Крестителя

Очень похоже, что первые христиане и авторы евангелий пытались приобщить своего учителя к авторитету Иоанна Крестителя. В Евангелии от Луки сказано:

"Однажды Иисус молился, и когда Он закончил, один из учеников попросил Его: - Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников". (Лука 11:1)

После этих слов Иисус произносит знаменитую молитву "Отче наш". Но что же получается? Иисус молился так же, как и Иоанн Креститель? Это интересное и значимое свидетельство, как ученики Иисуса заимствовали традиции из движения Иоанна. Это может натолкнуть на мысль, что многие высказывания Иисуса на самом деле принадлежали Иоанну.

Однако евангелия слегка принижают роль Иоанна по сравнению с Иисусом. Иоанн для них - Предтеча, а не мессия или самодостаточный пророк. В Евангелии от Марка Иоанн называет Иисуса более великим, чем он. После этих слов Иоанн как бы передает свою миссию Иисусу через крещение:

"В то время из галилейского города Назарета пришел Иисус и тоже был крещен Иоанном в Иордане. И когда Иисус выходил из воды, Он тотчас увидел раскрывшиеся небеса и Духа, спускающегося на Него в образе голубя". (Марк 1:9-10)
Явление Христа народу
Явление Христа народу

Евангелистам нужен Иоанн, чтобы возвеличить Иисуса в рамках его миссии:

"Иоанн хотел было отговорить Его: - Это мне нужно креститься у Тебя, зачем же Ты пришел ко мне?" (Матфей 3:14)

В Евангелии от Луки Иоанн понимается через пророчество Малахии, которое предсказывало приход пророка Илии до дня Яхве:

"Он (Иоанн) будет предшествовать Ему в духе и силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям, а непокорных — к мудрости праведных, приготовляя народ к приходу Господа". (Лука 1:17)
"Смотрите, прежде чем наступит День Господа, великий и страшный, Я пошлю к вам пророка Илию". (Малахия 4:5)

Поэтому Иоанн описывается как одетый в шкуру верблюда и кожаный пояс, словно Илия. День Яхве у Луки - это пришествие Иисуса. Иоанн - это Илия, который приготовил путь ко дню Яхве, или к Иисусу.

Противоречие в сюжете об Иоанне

Евангелия воспевают роль Иоанна, который всю свою миссию посвящает Иисусу, но это выглядит очень странно, потому что в итоге Иоанн не становится последователем Иисуса. Более того, между ними возникает конфликт:

"Говорю вам истину: среди рожденных женами еще не было человека более великого, чем Иоанн Креститель, но наименьший в Царстве Небесном — больше его". (Матфей 11:11)

Иоанн по всей видимости оставался независимым проповедником. Оставались люди, которые продолжали следовать за Иоанном, а не Иисусом. Он не подчинялся Иисусу, и данная роль сохранялась в памяти иудеев долгое время. Поэтому возникает вопрос: если пророчества Иоанна действительно возвещали пришествие Иисуса, почему Иоанн не присоединился к движению Иисуса?

Автор Евангелия от Марка дает простой ответ - потому что Иоанн был казнен до общественной миссии Иисуса. Иоанн не успел стать апостолом. Однако у Матфея и Луки Иоанн испытывает некие сомнения.

"Ученики Иоанна рассказали ему обо всех этих событиях. И тогда Иоанн позвал к себе двоих из них и послал их к Господу спросить: — Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ожидать кого-то другого?" (Лука 7:18-19)

Евангелия (за исключение Евангелия от Иоанна) декларируют, что Иоанна казнили до Иисуса, однако есть свидетельства, что он умер позже.

Иоанна должны были казнить после женитьбы Ирода Антипы с Иродиадой, иначе ему не за что было бы их критиковать (в евангелиях он их осудил за женитьбу). Также Иоанна должны были казнить до поражения Ирода Антипы в битве с набатейским царем Аретой. Именно поражение в этой битве расценивалось как божественное наказание за убийство Иоанна. Император Тиберий умер в 37 году н.э., что положило конец подготовке ко второй битве с набатеями. Значит первая битва произошла незадолго до второй, примерно в 36 году. Иоанна должны были казнить в 35 году. Подробнее об этом можно прочесть в работе библеиста Тамаза Виси "Хронология Иоанна Крестителя и распятие Иисуса из Назарета: новый подход" 2020 года.

Иисуса приговорили к распятию во времена Понтия Пилата, который правил с 26 по 36 гг. н.э. Иисус проповедовал в конце 20-х и начале 30-х г. Следовательно, миссия Иисуса и его смерть произошли до смерти Иоанна Крестителя. Таким образом, Иоанн мог присоединиться к движению Иисуса, но не сделал этого.

Иоанн Креститель как надбавка к Новому Завету

Возможно, исторический Иоанн Креститель почти не был связан с движением Иисуса Христа. К примеру, Иосиф Флавий никак их не упоминает в одном контексте.

Вполне возможно, что Иисус встречался с Иоанном как с популярным на тот момент учителем. Но Иоанн не признал в нем мессию, поэтому не последовал за ним. Иоанн был самодостаточным учителем, который не связывал свое учение с Иисусом. Когда Иоанн умер, христиане позаимствовали его идеи о крещении, а самого Иоанна сделали "предтечей".

Источник

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.