Найти в Дзене
Антон Владимиров

Самая плохая песня Цоя: полный разбор

Сегодня День памяти Виктора Цоя — странного человека, который пришёл в наш мир так ненадолго, и оставил такой яркий, удивительный образ. Наверное, любители будут снова упражняться в таинственной игре, где агенты КГБ подстерегали Цоя в алисоманском автобусе со шприцом снотворного. Но я не стану в этом участвовать — если перейдёте по ссылке в конце этого материала, даже поймёте, почему. Расскажу о песне, которую все слышали, но не все поняли. Эта песня вышла на первом альбоме группы «КИНО» в 1982 году. Её часто исполняли на концертах. Именно она, как считают всякие злопыхатели и хейтеры Виктора Цоя, является самой плохой и бесполезной его песней. В ней нет смысла, идеи, темы, и вообще, такое мог придумать только недалёкий сочинитель. Которым, по версии тех же хейтеров и злопыхателей, Виктор Цой и являлся. Посмотрим, так ли это. С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о песне Виктора Цоя «Алюминиевые огурцы». Ранее уже разбирал другие песни, так что, к
Оглавление

Сегодня День памяти Виктора Цоя — странного человека, который пришёл в наш мир так ненадолго, и оставил такой яркий, удивительный образ. Наверное, любители будут снова упражняться в таинственной игре, где агенты КГБ подстерегали Цоя в алисоманском автобусе со шприцом снотворного. Но я не стану в этом участвовать — если перейдёте по ссылке в конце этого материала, даже поймёте, почему. Расскажу о песне, которую все слышали, но не все поняли.

Эта песня вышла на первом альбоме группы «КИНО» в 1982 году. Её часто исполняли на концертах. Именно она, как считают всякие злопыхатели и хейтеры Виктора Цоя, является самой плохой и бесполезной его песней. В ней нет смысла, идеи, темы, и вообще, такое мог придумать только недалёкий сочинитель. Которым, по версии тех же хейтеров и злопыхателей, Виктор Цой и являлся. Посмотрим, так ли это.

Виктор Цой
Виктор Цой
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о песне Виктора Цоя «Алюминиевые огурцы».

Ранее уже разбирал другие песни, так что, кому интересно, можете приобщиться. А сейчас — «Алюминиевые огурцы».

История

История этой песни очень проста: в своём ПТУ Цой, как это было принято раньше, проходил практику в особенном формате. Дело было в том, что практика эта состояла не только из резьбы по дереву, чем будущий супер-известный артист занимался в ленинградских парках, но и в поездках «на картошку». Эти поездки были даже в десятых годах, причём картошка — просто образное выражение, символ. Овощи могли быть разными: свёкла, морковка, капуста. В том случае это были огурцы.

Мне на такую практику попасть не довелось, но в старшие школьные и лицейские годы я тоже занимался уборкой и сортировкой овощей на полях. Причём на огурцы или томаты со стороны попасть было нельзя в принципе — только по штату. Да и на картошку не очень-то брали. Платили всегда овощами, и никогда деньгами. Овощи мы продавали на рынке.

Но эта тема для другого повествования, в котором, кстати, Цой тоже присутствует. Обратимся к очевидцам:

Алексей Рыбин, менеджер и второй гитарист группы до 1984 года: «Алюминиевые огурцы» — милейшая песенка, написанная Витькой после «трудового семестра» в колхозе. Он рассказывал, что под дождем на раскисшем поле огурцы, которые собирали будущие художники и резчики по дереву, выглядели как неорганические предметы — холодные, серые, скользкие предметы — алюминиевые огурцы».
Яков Яковлев, однокурсник Виктора Цоя: «Ездили мы в колхоз картошку и прочие овощи убирать. Нас разбивали тогда на бригады-пятерки. Трактор уже взборонил поле и набросал для нас ящиков, чтобы было куда урожай складывать. А Витя в это время спал неподалеку — не любил он такую работу.

В зависимости от количества собранного, бригаде присваивали определенные места – чем ближе к первому месту окажешься, тем больше денег заработаешь. Но разница в сумме все равно смешная — те, кто первое место занимал, получали 12 рублей на всех, а мы, занявшие предпоследнее, — 9. Цой, как человек дальновидный, наверняка догадывался об этом. И вместо того, чтобы пахать, как лошадь, предпочитал отсыпаться
».

Обращаю внимание на то, насколько Цой, совсем молодой человек, мог управлять своей энергетикой лидера, и выполнять только нужные ему задачи, успешно комбинируя романтику с прагматикой. Увы, в его возрасте я и близко не обладал такими скиллами, да и бригадирша-алкашка зорко следила, чтобы никто не мог отдыхать в рабочее время.

Кстати, о ящиках. Ящики эти были простыми деревянными. Они укладывались в прицеп, с которого затем сбрасывались на поле. Те, кто сбрасывал их, сидели в прицепе. Если тракторист был не очень церемонный, можно было запросто вылететь на грядки вместе с ящиками. И потому нужно было крепко держаться за борт.

Сам Виктор Цой: «Алюминиевые огурцы» — это чистая фонетика и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой, и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое».

Вы знали в 19 лет о театре абсурда Ионеско ? Нет ? Вот и я не знал. Основную часть моих знаний составлял игровой мир Цоя, в котором я тоже тогда не до конца разбирался. Во многих вещах довольно сильно заблуждался, но то было влияние времени, может быть, мировоззрения, кто знает. И потом меня не раз удивляли образы, которые он мог создавать в таком возрасте.

— Вы говорили о том, что Ваши поклонники вас слушают, потому что им нравится. Но возьмем одну из самых известных песен «Я сажаю алюминиевые огурцы» На ваш взгляд, может ли нормальный человек слушать ее по десять раз в день? И что после этого он вынесет?
— Там, на мой взгляд, есть некоторый эмоциональный заряд, который может улучшить настроение, разбить некий стереотип мысли. И больше ничего.

— А Вы не боитесь, что это создаст новый стереотип?
— Новое всегда лучше старого.
Интервью газете «Красноярский Комсомолец» (1989г)

Так вот, после того, как мы выслушали мнение трёх людей об этой песне, в том числе и её непосредственного автора, можно уже что-то сказать.

Разбор песни «Алюминиевые огурцы»

Прежде всего, об одной особенности тех лет. Интервью, звучащая и письменная речь, на радио, на телевидении, везде, включая даже протоколы худсоветов, часто были громоздкими и очень ёмкими, рассчитанными на достаточно высокий интеллект. Попробуйте, например, расшифровать это предложение из протокола обсуждений худсоветом ЛМДСТ выступления группы «АЛИСА»:

«Атеизм и, в частности, в представлении Кинчева – сколок отношений реальности против надуманного поклонения перед вымышленным божеством».

Сколок отношений реальности... Славно, а ? Но сам Кинчев в интервью более прост, в отличие от Цоя, который порой достаточно выспрен, многословен, велеречив.

И, если ответы Рыбина и Яковлева вполне понятны, то над ответом Цоя придётся потрудиться. Во-первых, что такое «чистая фонетика» ? Многие думают (я спрашивал), что это что-то про фонетический разбор слова. Причём они путают при этом фонетический и морфологический разбор. Корни, суффиксы, приставки.

На самом деле, речь непосредственно про предмет, который эта самая фонетика изучает. А изучает она способы возникновения и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке. То есть, если говорить упрощённо, то «чистая фонетика» означает буквально «набор слов».

Совсем просто, не так ли ?
Совсем просто, не так ли ?

Дальше уже интереснее. «Ключевые моменты, не связанные между собой, и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи». Звучит очень сложно. Научно. Но... Вот смотрите.

Здравствуйте, девочки !
Здравствуйте, мальчики !
Смотрите на меня в окно,
И мне кидайте свои пальчики, да !

Обычное приветствие перед выступлением, вроде всё ясно. А что за пальчики должны кидать зрители ? Вероятно, вот такие:

Арт работы Тимура Новикова на обложке альбома "Ночь".
Арт работы Тимура Новикова на обложке альбома "Ночь".

Ассоциация ? Да. И вполне конкретная. Если, конечно, Цой просто не впихнул это слово, чтобы сошлась строка, что тоже возможно. А ещё ?

Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца,
Металл не принесёт плода.
Игра не стоит свеч, а результат — труда

Три мудреца, три царя — старинный библейский символ. Да, понимаю, что не ожидали, но, тем не менее. Образ трёх мудрецов, который, возможно, является и дохристианским (три пирамиды в Долине Царей, три звезды в той же древнеегипетской мифологии), используется в литературе, поэзии, достаточно часто. И в достаточно серьёзном, и в ироничном смысле, как у Цоя. Например:

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу

Или так, тоже узнаете, откуда это:

Три царя
На улицах древней Москвы

А это:

Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз, и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий, хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого я не желаю; от добра добра не ищут (здесь у Пушкина тоже библейская ассоциация — Павел I, Александр I, Николай I, и Саул, Давид, Соломон).

Число волхвов (кудесников), которые пришли поклониться Иисусу — трое. Вот ещё одна ассоциативная связь, о которой говорил Цой. Здесь любителям поразмышлять над библейскими образами в песнях «КИНО» — лучшая подсказка, хотя сам я придерживаюсь другого мнения:

Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать.

Буквально, аллюзия на пихание ногой под столом. Сидит напротив вас девушка в коротких шортиках, и — раз !, прижимает вашу ногу своей ногой. Для кого-то это вполне желательно, если объект подходящий. А для иного... Возможно, это размышления по поводу «залезания в душу». Возможно, просто абсурд.

Кнопки, скрепки, клёпки
Дырки, булки, вилки!
Здесь тракторы пройдут мои.
И упадут в копилку

Думаю, здесь Цой устал, подобрал подходящие рифмы, и закончил песню. Тракторы в локации, как мы помним, тоже присутствовали. И, вполне вероятно, он доделал текст по принципу «пою, что вижу». «Кнопки, скрепки, клёпки» вполне могут быть отсылкой к атрибутике панков, а «дырки, булки, вилки» мне лично сразу же напоминают столовую техникума, в котором я учился. Вилки из алюминия, круглые булки с изюмом. И дырки. В наших карманах. Вот тебе ещё один бумажник вам ещё ассоциативные связи.

Как видим, действительно, ни идеи, ни сверхзадачи, ни какой-либо морали, ни даже темы в песне нет. Кстати, многие путают эти понятия, они все разные. Но, при этом, она содержит, действительно, довольно любопытные ассоциации. Теперь — жанр.

Споры о жанре

Довольно удивительно, что периодически в разных форумах происходят споры не только о том, какой смысл песни «Алюминиевые огурцы», но и о том, какого же всё-таки жанра эта песня. Среди подходящих жанров называют абсурд, гротеск, в части абсурда особенно ссылаясь на Ионеско.

Я считаю, что жанр этой песни — нонсенс. Тем более, что самой известной формой нонсенса являются именно что стихи и песни. Это отлично показано в «Алисе» у Кэролла, чуть не на каждой странице, и в обеих книгах.

Притом, стихи и песни это не только самая распространённая форма нонсенса, абсурда, и гротеска, но и самая доступная. Кто целиком осилит «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» ? Зато «Алюминиевые огурцы» запоминаются легко и просто. Как по музыке, так и по тексту. Зрители эту песню любят, несмотря на отсутствие смысла.

Да и, честно говоря, иногда лучше песня без смысла, чем смысл без песни. А такого становится всё больше.

Несмотря на то, что Цой периодически возвращался к жанру нонсенса («Камчатка», «Бошетунмай»), его творчество, по которому музыка и песни «КИНО» наиболее знакомы зрителю, было гораздо ближе к романтизму. Он вошёл в новую историю супергероем в чёрном плаще, и остался в этом образе навсегда.

НОВЫЙ ФИЛЬМ О ВИКТОРЕ ЦОE: ГРУППА ПРОЕКТА В ВК