2,4K подписчиков

В какого Бога верил Виктор Цой

2,7K прочитали

В связи с тем, что в Сети разворачиваются постоянные спекуляции на эту тему, я решил разобрать её. Но сначала небольшое отступление для тех, кто любит группу «КИНО».

Виктор Цой.
Виктор Цой.

Меня спрашивают про фильм о Цое, о котором я периодически упоминаю. Отвечу сразу всем. Ситуация на данный момент такая: съемки, и вообще все работы с картиной, были приостановлены на месяц в связи с тем, что я приболел нашим любимым вирусом. Остался без денег, и без работы. Часть оборудования, которую нужно было выкупить, приобрести не удалось. Будем как-то выходить из положения, пока не знаю, как. Надеюсь, летом выпустим трейлер, попробуем запустить проект на Планете. Но на это я не особенно уповаю. Так же открою отдельный канал на Дзен, о котором я расскажу здесь, и на котором будут размещаться различные материалы как про группу «КИНО», так и про съемки фильма. Ну а теперь — о предмете.

Виктор Цой и вера, Виктор Цой и Православие, в какого бога верил Виктор Цой — все эти вопросы стали муссироваться публично с приходом Интернета. Из-за двух сильных инфоповодов (30 лет со дня гибели, и открытие проекта «КИНО» с фонограммой) интерес к личности Цоя возрос, и таких вопросов стало ещё больше. Какого же вероисповедания был Виктор Цой ? Давайте разберёмся.

Концерт в Олимпийском.
Концерт в Олимпийском.

Сохранились интервью, где Виктору задают вопросы о вере в бога. Первое интервью в записи от 1990 года, оно было взято в Днепропетровске. Долгое время о нём никто не знал, и только в 2011 году оно было опубликовано:

— Вы уже считаете себя личностью?
— Да.
— Вы верите в бога?
— Ну тоже, смотря в каком смысле. Может быть не в общепринятом...
— А что вы исповедуете?
— Не знаю.
— Что вы несёте тогда, выходя на сцену?
— Себя.

Следующее интервью — тоже на Украине, на этот раз в Харькове (в 1990 году «КИНО» активно гастролировали по Украине, музыканты были во многих городах, но эта запись от 1989 года):

— Ты веришь во что-то: в Бога, допустим, в судьбу?
— Во что-то – да, трудно сказать во что.
— У нас создалось такое впечатление, что ты фаталист.
— Может быть, я не занимаюсь самоанализом. Я такой, какой я есть и всё.

Одесса, май 1990 года:

— Есть ли у вас потребность верить в нечто мифическое (например, в Бога)?
— Нет, пожалуй, нет. Но назвать себя «воинствующим атеистом» тоже не могу. Так как-то…

Россия, Архангельск, 1990 год:

— Как Вы относитесь к Богу?
— Как к Богу и отношусь. Это не кумир и не повальный целитель. Это Бог, и к нему неуместно применять обычные наши эмоции.

Из всех этих интервью очевидно, что по своему вероисповеданию Виктор Цой являлся типичным итсистом с некоторой примесью агностицизма.

Кто такие итсисты и агностики

Итсизм — одна из форм так называемого религиозного либерализма. Итсисты верят, что какая-то высшая сила существует. Но что она из себя представляет, они не знают, а догматические религии отрицают. В фильме «Дух времени» есть момент, где выражена явная итсисткая позиция: «Я не знаю, что такое бог. Но я точно знаю, чем он не является».

Агностики считают, что в нашем мире недостаточно знаний для того, чтобы точно доказать, существует бог, или нет. Поэтому они относятся к сомневающимся, которые могли бы поверить в существование бога, если бы увидели явные и непреложные доказательства этого.

Как видим, Виктор Цой был больше итсистом, чем агностиком. Разница заключается в следующем. Агностик не знает, есть ли бог, в принципе. Итсист знает, что бог существует, но не знает, в какого именно бога следует верить.

Таким образом, в ответах Цоя на вопросы журналистов его религиозная позиция выражена совершенно ясно: верю во что-то — да, трудно сказать во что. И это типичная позиция итсиста.

О православии Цоя и песне «Апрель»

Ещё один момент, который часто обсуждают — якобы православное послание Виктора в песне «Апрель». Что строки «А он придёт и приведёт за собой весну» относятся ко Второму Пришествию. А «на теле ран не счесть, нелегки шаги» — к ранам сошедшего с креста Иисуса.

Картина Рембранта "Снятие с креста", 1633 г.
Картина Рембранта "Снятие с креста", 1633 г.

Что ж... На самом деле, всё объясняется достаточно просто. Ещё в середине девяностых один автор, которого звали Зуфар Кадиков, написал книгу «По следам пророка света». В которой рассказал про скрытый смысл песен Цоя, и приплёл к ним религиозную составляющую.

С этой книги всё и началось. С течением времени в Сети появились различные «аналитические материалы», «расшифровки текстов», в которых указывалось на явно православное происхождение песен Цоя. При этом авторы часто указывали, что он не был крещён, но «бог всё равно говорил через него, потому что он был избран».

Виктор Цой не носил креста
Виктор Цой не носил креста

Почему так происходит ? Дело в том, что среди верующих есть достаточно фанатичные люди. Они склонны видеть божественное участие абсолютно во всём. У меня был знакомый, который считал: если трамвай, на который он бежит, не уезжает, значит, бог явил ему чудо. И бежал на трамвай ещё быстрее. Заметьте, это не шутка. И расшифровка песен Цоя — явление совершенно той же природы.

Чего стоит только постоянное отождествление «Апреля» — эта песня была избрана главной для проповедей на тему. Остается вопрос: если у вас Иисус в песне сошёл с креста, то какое может быть Второе Пришествие ? Да и в истории Иисуса говорится, что с креста он не сходил, а был снят с него Иосифом Аримафейским, и его помощниками — это утверждают все четыре автора Евангелия. Мне кажется, спорить с евангелистами несколько самонадеянно.

«Апрель» был выбран именно потому, что текст этой песни легче всего привязать к религиозной тематике, и на этом основании начать утверждать, будто бы Виктор Цой писал религиозные песни.

Странная фраза Алексея Рыбина

Мало кто читал повесть самого первого музыканта «КИНО» полностью, хотя она была издана отдельной книгой. Большинство читателей знакомы с ней по сокращённому варианту, выходившему в 1991 и в 1997 годах в сборниках Житинского. Это связано с тем, что «КИНО с самого начала» в полном формате — вещь довольно скучная. Там очень много ненужной и неинтересной информации, вроде того, как Рыбин с Цоем приударили за какими-то курортницами.

Алексей Рыбин в передаче "Разведопрос" у Дмитрия Пучкова
Алексей Рыбин в передаче "Разведопрос" у Дмитрия Пучкова

Но именно в этом, полном, издании, у Рыбина есть загадочная фраза:

"Мы и представить себе не могли, что о таких вещах, как Бог, Любовь, Свобода, Жизнь, можно говорить, а, тем более, петь, даже не используя этих самых слов.

Эту фразу поклонники «православной версии» Цоя часто приводят в пример. На самом деле, она вырвана из контекста, и полностью звучит так:

Гребенщиков пел о любви так, как мы говорили у пивного ларька, как мы говорили в гостях, как мы говорили дома, только получалось у него гораздо более сжато и ясно, да и словарный запас был побогаче.

Мы и представить себе не могли, что о таких вещах, как Бог, Любовь, Свобода, Жизнь, можно говорить, а, тем более, петь, даже не используя этих самых слов. Это было удивительно !

Как видите, разница между первым и вторым вариантом очень существенная. Ибо во втором становится сразу понятно, что речь идёт о песнях Бориса Гребенщикова. Рыбин рассказывает о поэзии Гребенщикова на протяжении трёх страниц.

Примерно таким же образом подтасовываются и подгоняются остальные факты. Да простят меня поклонники этой самой «православной версии». У каждого своя правда, и я никого не осуждаю. Говорю то, что хотел сказать — не больше, и не меньше.

Новый фильм про Виктора Цоя