Привет всем, в эфире Антон Владимиров. Как-то я обмолвился, что буду публиковать больше материалов о Викторе Цое вследствие того, что мы снимаем о нём кино. Кино, правда, снимается, а про материалы я соврал. Пока совсем нет времени, всё уходит на работу и съёмки.
Но конкретно этот разбор — главный разбор песен «КИНО», я всё же доделал буквально на днях. Он крайне важен для понимания того, что делала группа «КИНО» в общем, и Виктор Цой в частности.
Пролог
Недавно у меня состоялся спор с двумя зрителями по поводу того, что является источником вдохновения Виктора Цоя. Точка зрения зрителей теологическая — они считают, что Виктору был дан свыше талант, а гений подключился к нужному каналу (или его подключили), и просто записывал информацию. Моё же мнение иное — как творческий человек, я убеждён, что Цой добился всего того, чего добился, ценой упорно творческого труда, постоянного обучения и совершенствования своих знаний в музыке и искусстве, фантастической наслушенности и насмотренности, умению экспериментировать, фанатичной веры в себя и свой проект.
Талант — это просто идея, сам по себе он мало чего стоит. Без всего перечисленного никакого успеха в искусстве не может в принципе быть. А большой успех «КИНО» определило ещё и время, в которое они появились, и их окружение. Что сам Цой, кстати, неоднократно подчёркивал, но кто б его слушал — ведь некоторые зрители разбираются во всём этом намного лучше Цоя.
Главный разбор
Я уже делал разборы различных песен «КИНО» — например, «Звезды по имени Солнце», «Группы крови». Но этот разбор не совсем обычный. Разбирать мы будем не песню Виктора Цоя, а произведение Бориса Гребенщикова под названием «Глаз». Какое отношение оно имеет к «КИНО» ? Самое прямое, в чём вы очень скоро убедитесь.
Глаз и Гребенщиков
Песня «Глаз» была написана в 1984 году. То есть в то время, когда «Аквариум» был уже довольно популярной и известной группой. В отличие от «КИНО», которых, в общем, публика уже знала, но до больших площадок им было ещё очень и очень далеко. Первые строчки этой песни звучат так:
Дайте мне глаз, дайте мне холст
Дайте мне стену, в которую можно вбить гвоздь
И ко мне назавтра вы придете сами
Дайте мне топ, дайте мне ход
Дайте мне спеть эти пять нелогичных нот
И тогда меня можно брать руками
Похоже на «АКВАРИУМ», правда ? Абстрактный слог БГ, который порой сам не знает, о чём поёт, как признался как-то в интервью. И мелодия такая знакомая, помилуй бог... Но дело не в этом. Дело в том, что следует дальше. Если расположить в определённом порядке строчки из песни БГ, и разных песен Цоя, созданных примерно тогда же, то увидим явную перекличку символов и образов:
БГ: Как много комнат, полных людей
Прозрачных комнат, полных людей
Служебных комнат, полных людей
ЦОЙ: Раньше у нас было так много комнат
Полных людей, полных идей
БГ: На нашем месте в небе должна быть звезда
Ты чувствуешь сквозняк оттого
Что это место свободно?
ЦОЙ: Почему мы стоим
А места вокруг нас пустуют ?
Из того же альбома (он называется «День Серебра»), я не стану сравнивать, увидите сами:
Она открывает окно
Под снегом не видно крыш
Мы простились тогда, на углу всех улиц
Свято забыв, что кто-то смотрит нам вслед
Но электричество смотрит мне в лицо
И просит мой голос
Спи, пока темно
Завтра вновь
Утро случится
И ты можешь идти и вперед, и назад
Взойти, упасть и снова взойти звездой
А над всей землею горит звезда
Ясная, как твой смех
Мы с тобою вместе дойдем туда
Где горит звезда для всех, для всех
От восемьдесят четвёртого — до чёрного девяностого, с промежуточными точками. Где теперь то интервью с Александром Липницким в зале «ФишФабрик», в котором я спрашивал его о том, насколько велико было влияние «АКВАРИУМА» на творчество «КИНО» ? Я не знаю. Из зала вели съёмку, а у меня оно осталось только на диктофоне. «Влияние было», — заключил он после довольно развёрнутого ответа. Но я сделал этот материал вовсе не для того, чтобы доказать наличие этого влияния. Хотя для кого-то это будет несомненным открытием. Нет. Просто я хочу сказать, что Цой использовал уже имеющиеся к тому времени художественные образы (которые появились задолго до «АКВАРИУМА», но были им успешно интерпретированы). Использовал для создания совершенно иной музыки. Если сначала «КИНО» и музыкально, и творчески являлось частью «АКВАРИУМА», то в итоге возникли группы совершенно разные, непохожие друг на друга.
Итак, Виктор Цой, как поэт, в общем-то, не выражал никаких новых мыслей. Ибо все мысли и сюжеты уже выражены лет примерно за 400 до появления «КИНО». Он уникален тем, что, работая с имеющимися художественными образами, традиционными символами, создал удивительный игровой мир в своих песнях, который будет популярен и интересен ещё долгие годы. Его творчество было в простоте, а простота, как известно, есть высшая красота в творчестве, во всяком искусстве. В этом его сила и дух, и место в истории русского рока, как социального и музыкального явления.