Ольга – педагог детского сада со стажем. Больше двадцати лет она посвятила работе с «особенными» детьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. О сложностях своей работы, взаимодействии с детьми и их родителями Ольга рассказала в интервью Михаилу Наумову.
Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в педагогике?
— Прежде всего, необходима любовь к детям. Кто не любит детей, тот просто не сможет работать в этой сфере. Любознательность, конечно, тоже очень важна. Будучи педагогом, ты все равно черпаешь информацию из новых источников, чтобы потом рассказать это детям, развить их кругозор. Не менее важно быть стрессоустойчивым. Особенно в нынешнее время, потому что детки очень сложные сейчас.
Предполагает ли ваша профессия творческий подход к работе?
— Да, разумеется. Например, те же поделки с ребятами или организация утренников. В частности, о последнем: педагог ещё и артист, он выходит на сцену и своим примером показывает детям как выразительно, громко, звучно надо прочитать стихотворение. Без артистизма и харизмы никуда. К тому же, мы проецируем свои идеалы и вдохновение на детей, поскольку они видят нас, как пример для подражания.
Наказываете ли вы детей физически?
— Мы не имеем на это права, ведь насилие наказуемо. Да и живём мы в цивилизованном мире, поэтому прибегаем только к психологическим воздействиям. Вот, например, кричит мальчик, а ты ему говоришь: «Я сейчас нитки возьму и зашью тебе рот, представляешь каким некрасивым ты будешь». Тогда он и успокаивается. В таких ситуациях голос и уверенность педагога многое решают. Но обычно мы всё же общаемся через просьбы. Порой обычное «пожалуйста» или «спасибо» способны на очень многое.
Есть ли толк в дистанционных занятиях для педагогов, если по факту прохождения вам все равно пришлют грамоту?
— Я считаю, что если человек заинтересован, то он будет стремиться получать новые навыки и знания всегда. Например, делать выписки, конспекты, заучивать некоторые моменты. Но опять же, это такая двоякая ситуация, ведь все зависит от нашего желания. Вот я захотела повысить квалификацию — и я упорно тружусь, ищу вебинары, открытые уроки, мастер-классы и так далее. Так что если ты хочешь развиваться, у тебя для этого есть все возможности, но потребуется старание. Главное — не стоять на месте, а настойчиво и упорно идти к цели.
Сейчас в стране много мигрантов, это люди из других стран, у них другая культура и обычаи. Отличается ли их поведение?
— Конечно, многие неравнодушны к этому вопросу, ведь ситуация доставляет множество проблем. Когда мигрантов было немного, мы спокойно к этому относились. Сейчас же их такое большое количество. При этом, все они очень разные. Есть много воспитанных, по-настоящему взрослых и порядочных людей. Но всё равно порой тяжело общаться с недавно прибывшими, возникают проблемы двуязычия. Конечно, ты идешь им навстречу, потому что люди тянутся к тебе, они вежливо и душевно беседуют. И я даже, наверное, удивлю, но некоторые из них даже более воспитанные, чем наши родители, россияне.
В чем заключается сложность обучения и воспитания детей из среднеазиатских стран?
— Помимо языкового барьера, тяжело убедить не только детей, но и их родителей в том, что заниматься дома тоже нужно обязательно. Потому что произношение у языков разное и чётко поставить звуки трудно, особенно, если за пределами детского сада этому не уделяют времени. Я была знакома с одной девочкой, которая пошла в первый класс, но совершенно не знала русского алфавита. Это была огромная проблема, приходилось вызывать родителей, ведь ребёнок отстаёт. А они ещё возражают, мол, это же работа педагогов. Но если ребёнок не усваивает информацию в коллективе, значит нужна индивидуальная помощь.
Кроме того, присутствует и культурный барьер. Да, национальные праздники, устои и прочее — это всё хорошо, но следует помнить, что вы живёте в другой стране и должны уважать и принимать наши традиции.
Как осуществляется обратная связь с родителями?
— Это происходит всегда по-разному. Например, одним хватит и недели, чтобы они с ярым рвением смотрели тебе в глаза, а другим несколько месяцев недостаточно, чтобы перебороть неловкость и установить должный контакт. Однако в конце концов родители идут навстречу. Да, люди все разные, каждый из нас уникален и проявляет себя по-своему необычно. Но всё же у нас нет выбора, нужно налаживать взаимоотношения, какими бы мы ни были.
При этом, я всегда стараюсь аккуратно подходить к общению с родителями, но не так давно случился конфликт. Одна из мам обвинила меня в том, что я порвала ребенку комбинезон. Хотя он просто во время прогулки надорвал резинку у варежек. Казалось бы, рядовая ситуация, но столько возникло претензий и шума. Она мне пишет в личные сообщения прямо перед утренником, когда ты и так на стрессе, пытаешься войти в роль, вспомнить заученные слова. Тут я уже сама себя успокаиваю, улыбаюсь и иду выступать, деваться некуда. А потом на следующий день приходит эта мама будто бы ничего и не произошло.
А как решаются конфликты между родителями?
— Нужно стараться нейтрально подходить к таким вещам, вести себя аккуратно и спокойно даже с теми, кто прямо-таки хочет конфликтовать. Я всегда стараюсь уходить от этого, я просто не такой человек. Порой даже ругаю себя за то, что я лучше постараюсь избежать конфликта, чтобы все остались довольны. Я никогда не повышу голос, потому что не имею таких полномочий. Ведь если кто-то чем-то недоволен, лучше обсудить ситуацию и детально разобрать, что произошло. Как только это выяснится, сразу же эмоциональный запал исчезнет. Поэтому добрее надо относиться к людям. Но в самих конфликтах я ничего страшного не вижу, ведь все мы иногда руководствуемся эмоциями.
Возможно ли воспитать родителя?
— Мы всегда контактируем с родителями через детей. Это своего рода взаимосвязанный треугольник. При этом, и в саду, и в школе стали всё чаще говорить о том, что педагоги в большей степени работают даже не с детьми, а с их родителями. Некоторые из них начинают нас учить, приходят молодые мамы и показывают свои знания законов, мол, «вы должны, вы обязаны». А в соседней группе работает женщина 57 лет, у неё такой огромный стаж за спиной, сколько поколений было выращено. Конечно, ей будет неприятно, когда 25 летняя девушка в лицо высказывает свои негодования. Но мы пытаемся приспосабливаться, хотя очень обидно порой услышать такую хамскую обратную связь. Почему-то именно последние поколения этим болеют.
Каким будет поколение Alpha или поколение Z? Стоит бояться или радоваться?
— Как бы это печально не звучало, думаю, что будет происходить деградация. В основном, она связана с «диджитализацией». К сожалению, с приходом и развитием инноваций, пришла и пустота. Дети просто утопают в своих гаджетах и бессмысленно прожигают время перед экраном. Обязательно нужно предпринять какие-то воспитательные меры, допустим то же ограничение просмотра определённых ресурсов и времени на игры. Сейчас же столько мусора в интернете, и дети в этом живут. Они потребляют это и активно об этом рассказывают, делятся с другими.
А родителям попросту это удобно, ведь ребенок занят, и ты можешь спокойно заняться своими делами. Это критично сказывается на общем развитии детей. До школы им надо наоборот расширять кругозор, всё больше и больше познавать окружающий мир, посещать различные кружки и секции. А телефоны и другие гаджеты — это банальная замена. При этом, она ничему не обучает, а только развлекает. Я не пытаюсь сказать, что компьютер или телефон — страшный грех, вовсе нет. Но тот факт, что родители не следят за временем просмотра и качеством контента, всесторонне не развивают детей, а попросту «забивают» на них в пользу отдыха после рабочего дня или посвящения времени самому себе, делает ситуацию плачевной. Порой удивляешься, что ребёнка даже элементарным вещам не научили. Допустим, как правильно держать ложку или карандаш. Даже в области культуры и этикета нет базовых знаний. Например, идёт занятие, дитё поднимает руку, ты спрашиваешь, что ему нужно, а он в ответ: «Я срать хочу». Вот хоть стой, хоть падай. Ты начинаешь учить его, что не стоит говорить всем, что ты хочешь или как ты хочешь пойти в туалет, это никому не интересно. Но дети берут пример с тех, кто находится рядом. Они всё видят и запоминают, а ещё чаще повторяют. И весь домашний сор приносят сюда.
Каким вы видите будущие сложности в своей профессии?
— Конечно, с новыми поколениями будет множество проблем, однако я к этому готова. Какими бы ни были трудности, я всегда находчива и найду выход из любой ситуации. Ведь дети — наше будущее, будущее не только государства, но и общества в целом.
«Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Виссарион Белинский.