Принятие на вооружение — это далеко не гарантия того, что танк, самолет, САУ или любой другой образец военной техники доберется до массового производства.
В этой статье я приведу вам пять именно таких примеров. Обычно я рассказываю о технике советского периода, но сегодня речь пойдет об образцах, принятых на вооружение уже после 1991 года.
БТР-90
Бронетранспортер нового поколения начали разрабатывать на ГАЗе еще в конце 1980-х, а первый образец показали публике в 1994-м.
От предшественников он отличался более серьезным бронированием, составом вооружения, как у БМП, и интересной трансмиссией, которая позволяла разворачиваться на месте.
В последующие годы БТР дорабатывался, предлагались новые варианты вооружения и оснащения.
В 2008 году БТР-90 наконец-то приняли на вооружение, однако уже в 2011-м было объявлено, что машина армии не подходит, поскольку уже устарела. Тогда было решено сосредоточиться на разработке по теме «Гильза». В рамках нее создавался бронетранспортер на основе узлов БТР-90, но с передним расположением двигателя. Позже и от «Гильзы» отказались, поставив на новую колесную платформу «Бумеранг». По состоянию на весну 2024 года БТР и БМП на данной платформе все еще проходят испытания.
Большую статью, посвященную БТР-90 вы можете найти по ссылке.
САО «Вена»
Универсальное 120-мм орудие 2С31 было впервые продемонстрировано на международной выставке IDEX-97 в 1997 году.
Построенная на шасси БМП-3 «Вена» является аналогом десантной САО «Нона-С» для сухопутных войск. Орудие 2А80 сочетает в себе функции пушки и миномёта, к нему подходят те же боеприпасы, какими стреляет «Нона». Помимо этого, «Вена» может похвастаться цифровой системой управления огнем.
Официально 2С31 принята на вооружение в 2010 году, с тех пор в войска поставлена только небольшая установочная партия – порядка 10 машин. Однако места в системе артиллерии сухопутных войск для 2С31 не нашлось и от дальнейших закупок отказались.
В прошлом году «Вена» засветилась в зоне боевых действий в составе ВДВ. Возможно, что по результатам применения в реальных условиях отношение заказчика к 2С31 изменится.
Боевая машина огнеметчиков БМО-Т
Боевая машина огнеметчиков БМО-Т создана на базе танка Т-72. Фактически она является тяжелым БТР, который обеспечивает десанту защиту на уровне ОБТ.
Экипаж состоит из мехвода и командира, который может вести огонь из крупнокалиберного пулемета, установленного на комбашенку. Десант состоит из семи человек, также внутри находятся стеллажи для перевозки реактивных пехотных огнеметов «Шмель».
БМО-Т принята на вооружение в 2011 году и выпущена ограниченной серией. Сколько именно таких тяжелых БТР поставлено в части, доподлинно неизвестно. Скорее всего, речь о десятке единиц. Эксплуатируется в войсках РХБЗ.
«Водник»
Многофункциональный бронеавтомобиль по теме «Водник» разрабатывался на ГАЗе с конца 1980-х годов. Главной его особенностью была модульная конструкция: на универсальное шасси ставилось отделение управления на два или три места, за которым располагался один из модулей (всего изготовитель заявлял, что будет аж 26 модулей). Их можно было менять в полевых условиях.
Армия в лице «Водника» должна была получить универсальное автомобильное шасси, каким, например, в свое время стал «Хамви» для американцев. Но не срослось.
Опытная войсковая эксплуатация в Чечне показала, что «Водник» имеет недостаточную защиту, особенно от подрывов. Этому способствовало плоское днище и расположение экипажа и десанта прямо над колесами. Бронезащита корпуса также оставляла желать лучшего. Был случай, когда после подрыва фугаса осколки пробили броню. При этом стекла удар выдержали.
Кормовое отделение было тесным и жарким, из-за расположения люков посадка и высадка не отличались удобством.
Несмотря на все проблемы, «Водник» все же приняли на вооружение в 2005 году, но практически не закупали. Некоторое число использовалось в РВСН.
Кроме того, 48 машин поставили на экспорт в Уругвай.
Кстати, вопреки названию, «Водник» не плавал, а мог только преодолевать броды. По ОКР «Водник» также разрабатывался плавающий автомобиль, но это была совсем другая машина. Почитать о ней можно тут.
СПТП 2С25 «Спрут-СД»
Работы по самоходной противотанковой пушке для подразделений ВДВ и морской пехоты стартовали в начале 1980-х в ответ на появление у стран НАТО танков нового поколения Leopard 2 и Abrams M1.
В качестве шасси для нее был выбран лёгкий танк Объект 934, не пошедший в серию в первоначальном виде. На него устанавливалась во вращающейся башне 125-мм пушка 2А75, являющаяся модификацией танковой пушки 2А46 (используется на Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90). От исходной версии она отличается сниженной массой и увеличенной вдвое длиной отката.
До распада СССР работы закончить не успели и они затянулись. В итоге на вооружение самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД» была официально принята только в 2006 году. При этом производство началось заранее – в 2005-м и продолжалось до 2010 года. За это время сделали порядка 30 единиц.
После 2010 года закупки прекратили. Заказчик небезосновательно пришел к выводу, что эксплуатировать машину с уникальным шасси, имеющим низкую унификацию с остальной техникой ВДВ – это плохая идея. Также требовали модернизации системы наблюдения и управления огнем. Например, у «Спрута» не было тепловизора.
Обновленный «Спрут-СДМ1», унифицированный по шасси с БМП-3 и БМД-4М, с обновленной СУО и другими нововведениями был представлен в 2015 году. В 2022 году модернизированная самоходка прошла госиспытания, теперь решение за заказчиком в лице Минобороны.
Кстати, свидетельств о применении обычного «Спрута» в боевых действиях нет. Это при том, что в действующей армии уже засветились более редкие БТР-90 и САО «Вена».
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы. Другие мои статьи вы можете найти, перейдя в канал, или по ссылкам ниже.