Найти тему

Пять серийных образцов советской военной техники, действительно не имевших аналогов в мире

19K прочитали

Фраза «не имеет аналогов в мире» уже давно набила оскомину людям, увлекающимся военной техникой. Ее часто и без разбора используют в документальных фильмах и различных телепередачах, посвященных творениям отечественного ВПК. Порой совсем не к месту.

Я же задался вопросом: какие образцы советской военной техники действительно не имели аналогов за рубежом? Ответ на него вы найдете в этом материале.

Пару слов о критериях: только серийные образцы, у которых не было серийных аналогов за рубежом.

ЗРК «Бук»

Чем уникален: единственный войсковой мобильный комплекс ПВО средней дальности, в котором на одной машине собрано все необходимое для обнаружения и поражения целей.

СОУ ЗРК «Бук-М1». Источник фото: Авторство: George Chernilevsky. Собственная работа участника Викисклада (Wikimedia Commons) или РУВИКИ.Медиа, CC BY-SA 3.0, https://commons.ruwiki.ru/w/index.php?curid=7064863
СОУ ЗРК «Бук-М1». Источник фото: Авторство: George Chernilevsky. Собственная работа участника Викисклада (Wikimedia Commons) или РУВИКИ.Медиа, CC BY-SA 3.0, https://commons.ruwiki.ru/w/index.php?curid=7064863

Войсковая ПВО ВС СССР в целом не имела аналогов, но я остановлюсь на одной из ее составляющих.

Комплекс 9К37 «Бук» имеет несколько модификаций, но всех их объединяет главное качество: СОУ (самоходная огневая установка) может работать автономно, без целеуказания со станции обнаружения целей.

РЛС, установленная на СОУ комплекса «Бук», имеет ограниченный сектор работы. Но эта проблема частично решается, если известно, с какого направления исходит угроза. Кроме того, сектора можно распределить между несколькими машинами.

«Бук» крайне эффективен при работе из засады: получив от внешнего источника информацию о цели, комплекс ненадолго включается, обнаруживает цель, атакует и после поражения в течение пары минут покидает позицию.

СОУ ЗРК «Бук»ки
СОУ ЗРК «Бук»ки

Помимо этого, «Бук» ещё и обладает высокими характеристиками. Так, версия М1 ещё в начале 1980-х могла сбивать не только самолёты, вертолеты и крылатые ракеты на высоте до 22 км и на дальности до 45 км, но и перехватывать тактические баллистические ракеты, например 9М79-1 «Точка-У».

МиГ-25П и его модификации

Чем уникален: единственный в своем роде массовый сверхзвуковой перехватчик, выходящий на рубеж перехвата со скоростью до 3 Маха.

МиГ-25П первых выпусков. Источник фото: https://testpilot.ru/
МиГ-25П первых выпусков. Источник фото: https://testpilot.ru/

МиГ-25П — без преувеличения уникален. В истории были и более быстрые самолёты, например SR-71. Но они были штучными машинами, безумно дорогими в производстве и эксплуатации, очень сложными в пилотировании. МиГ-25П и его модификации же строились сотнями, на них служили строевые лётчики.

МиГ-25П. Источник фото: https://airwar.ru/enc/fighter/mig25.html
МиГ-25П. Источник фото: https://airwar.ru/enc/fighter/mig25.html

Прямым аналогом МиГ-25П являлся только американский перехватчик YF-12, созданный на базе разведчика A-12 (на базе него был создан SR-71). Однако американец оказался настолько дорогим и сложным, что массовое развертывание было исключено.

Ту-128

Чем уникален: единственный в мире тяжёлый барражирующий перехватчик, созданный на базе дальнего бомбардировщика.

Ту-128 на аэродроме. Автор фото: Снисаренко С.И. Источник: https://airwar.ru/enc/fighter/tu128.html
Ту-128 на аэродроме. Автор фото: Снисаренко С.И. Источник: https://airwar.ru/enc/fighter/tu128.html

В случае с Ту-128 довольно просто объяснить, почему больше ни у кого не было аналогичных самолётов. Машина была создана для охраны протяженных северных границ СССР и других бескрайних районов, которые невозможно прикрыть наземными комплексами.

Ту-128 в полете. Источник фото: https://airwar.ru/enc/fighter/tu128.html
Ту-128 в полете. Источник фото: https://airwar.ru/enc/fighter/tu128.html

Самолёт верой и правдой прослужил более 20 лет до массовых поставок в полки МиГ-31, которые в какой-то мере сочетали в себе качества и Ту-128, и МиГ-25.

Подробнее про Ту-128 вы можете прочитать в статье по ссылке.

ТОС-1

Чем уникален: единственная в мире РСЗО на тяжелой танковой базе с термобарическими боеприпасами.

ТОС-1 «Буратино» в Афганистане в конце 1980-х
ТОС-1 «Буратино» в Афганистане в конце 1980-х

В мире немало различных РСЗО, но тяжёлые огнеметных системы ТОС-1 «Буратино» (а позднее и ТОС-1А «Солнцепек») являются уникальными в своем роде, поскольку больше ни у кого систем в аналогичном исполнении нет.

Нередко можно встретить аргумент, что ТОСы просто неэффективны и в целом не нужны, поэтому в других странах их нет производят. Спорить не буду, но отмечу, что те же «Солнцепеки» до сих пор выпускаются, модернизируются, для них разрабатываются более дальнобойные и точные боеприпасы. В текущих условиях продолжать выпуск бесполезной и невостребованной техники никто бы не стал.

Заряжание ТОС-1 при помощи ТЗМ
Заряжание ТОС-1 при помощи ТЗМ

Сейчас, конечно, применение ТОСов сильно осложнилось из-за дронов, однако это справедливо вообще для всей бронетехники.

Кстати, у меня есть большая статья, посвященная «Буратино» и «Солнцепеку».

ИТ-1 «Дракон»

Чем уникален: единственный в своем роде ракетный танк.

ИТ-1 «Дракон»
ИТ-1 «Дракон»

ПТУРы ставились на танки и до, и после ИТ-1, но были лишь вспомогательным вооружением. А вот «Дракон» сразу создавался именно как ракетный танк, чьим основным вооружением является ПТРК. При этом он мог стрелять сходу и, по задумке, должен был действовать прямо из боевых порядков вместе с обычными танками.

В общей сложности было изготовлено порядка 200 ИТ-1, которые по ряду причин пробыли на вооружении не так много времени. Подробнее об этом можно прочитать в отдельной статье.

Больше таких ракетных танков никто и никогда не делал. Израильский Pereh не в счёт, поскольку он является скорее платформой для запуска ракет SPIKE, а не танком, который должен наступать в боевых порядках.

Десантный экраноплан А-90 «Орленок»

Чем уникален: единственный принятый на вооружение серийный десантный экраноплан (экранолет).

«Орленок» в полете
«Орленок» в полете

В СССР активно работали над созданием экранопланов различного назначения. Главным подвижником в этой области был конструктор Ростислав Алексеев, создавший опытный КМ (прозванный в прессе «Каспийским монстром»), ракетный «Лунь» и десантный А-90 «Орленок».

«Орленок» на фоне 8-го цеха завода «Дагдизель». Источник фото: https://forums.airbase.ru/2012/01/t25922_7--sudba-ekranoplanov.html
«Орленок» на фоне 8-го цеха завода «Дагдизель». Источник фото: https://forums.airbase.ru/2012/01/t25922_7--sudba-ekranoplanov.html

Тема экранопланов неизменно вызывает ожесточенные споры в интернете: одни утверждают, что это якобы была бесполезная трата денег, другие же настаивают на якобы уникальных характеристиках и сетуют на упущенные возможности. Занимать чью-либо сторону я не буду и лишь констатирую, что «Орленок» хоть и не стал массовым, как изначально планировался, но четыре предсерийных экземпляра были приняты на вооружение и служили до начала 1990-х на Каспии.

«Орленок» на суше. Источник фото: https://forums.airbase.ru/2012/01/t25922_7--sudba-ekranoplanov.html
«Орленок» на суше. Источник фото: https://forums.airbase.ru/2012/01/t25922_7--sudba-ekranoplanov.html

Он был способен переводить до 28 тонн полезной нагрузки, а максимальная дальность составляла 1500 км. Если говорить точнее, то «Орленок» был экранолетом: при необходимости мог летать и как обычный самолёт, поднимаясь до высоты в 3000 метров. Правда, в этом случае дальность полета и другие характеристики сильно страдали.

БТР-60П выезжает из грузовой кабины «Орленка»
БТР-60П выезжает из грузовой кабины «Орленка»

Сейчас сохранившийся экземпляр можно увидеть в музее ВМФ в Москве.

На этом на сегодня все. Конечно, примеров советской техники, не имевшей в то время аналогов за рубежом, куда больше. Но о них я расскажу в следующих материалах, если вам будет интересно. Для этого не поскупитесь на лайки и подписки.

Другие мои статьи вы можете найти, перейдя в канал, или по ссылке ниже. До скорых встреч!