Не вписались в рынок. Пять образцов военной техники, судьбу которых перечеркнул распад СССР. Часть 1

30K прочитали

В детстве мне очень нравилось смотреть по телевизору программу «Ударная сила», в которой рассказывали о выдающихся отечественных образцах оружия и военной техники. Вот только в конце передачи нередко говорилось, что, к сожалению, данный образец, разработанный по большей части еще в СССР, не поступил в войска из-за нехватки денег, но вот в будущем...

Сегодня я как раз расскажу о пяти образцах военной техники, которые так и не стали серийными из-за распада СССР.

Плавающий УАЗ

В 1980-е годы по заказу военных на Ульяновском автомобильном заводе спроектировали и построили интересную амфибию. УАЗ-3907 «Ягуар» предназначался для десантно-штурмовых частей, подразделений морской пехоты, разведки, да и просто в качестве связного автомобиля.

Автомобиль был создан на базе УАЗ-469. Точнее, от него «Ягуару» достались мосты, двигатель и некоторая часть других узлов и агрегатов. Колесная база осталась той же, но корпус удлинили в обе стороны для обеспечения плавучести. Движение по воде осуществлялось при помощи двух гребных винтов, установленных под днищем.

Для попадания внутрь экипажу оставили только две боковые двери. Зато их удалось сделать герметичными. При этом в случае открытия они быстро закрывались набегающим потоком воды.

На суше «Ягуар» мог разгоняться примерно до 100 км/ч, на воде скорость не превышала 9 км/ч. Существует легенда, что на испытаниях УАЗ-3907 своим ходом совершил поход по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Однако один из испытателей машины Владимир Дунаев называет эту историю байкой, но подчеркивает, что машина на испытаниях постоянно плавала с одного берега Волги на другой без каких-либо проблем.

УАЗ-3907 переплывает реку
УАЗ-3907 переплывает реку

К моменту распада СССР в Ульяновске уже готовились к серийному производству, но в сложившейся к 1991 году ситуации военных амфибия больше не интересовала. В музее завода сохранился один экземпляр, собранный в 1989 году. Несколько лет назад он точно был на ходу.

Первая сверхзвуковая «вертикалка»

Основную ударную силу советских авианесущих крейсеров несмотря на наличие самолетов все же составляли вертолеты. Ну а самолеты были представлены только штурмовиками Як-38 и Як-38М. Они умели вертикально взлетать и садится, были оснащены уникальной системой экстренного покидания, которая автоматически катапультировала летчика при возникновении нештатной ситуации.

При в качестве боевых единиц они ни на что не годились, поскольку могли применять только неуправляемое вооружение и не имели РЛС. Да и предельная бомбовая нагрузка при вертикальных взлете и посадке составляла всего одну тонну. Фактически первые серийные «вертикалки» скорее позволяли освоить флоту новый тип техники, подготовить летчиков и технический персонал, отработать базирование на кораблях.

Пара Як-38 взлетают с палубы ТАКР «Новороссийск». Источник фото: RIA Novosti archive, image #477421 / Vladimir Rodionov / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Пара Як-38 взлетают с палубы ТАКР «Новороссийск». Источник фото: RIA Novosti archive, image #477421 / Vladimir Rodionov / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

Качественно повысить боевую эффективность самолетной части авиакрыла советских ТАКР должна была новая машина, которую ОКБ Яковлева разрабатывало с середины 1970-х – Як-41. Самолет изначально задумывался как истребитель, но еще до постройки первых прототипов было принято решение на основе существующих наработок создать многофункциональный самолет, получивший наименование Як-41М. Его первый полет состоялся в 1987 году.

По ходу создания неоднократно менялись требования, возникали многие трудности, но тем не менее к сентябрю 1991 года два летных экземпляра уже Як-141 (да, самолет переименовали) начали испытываться на ТАКР «Адмирал Горшков».

Новые самолёты в отличие от предшественников были способны летать на сверхзвуковой скорости, имели РЛС, могли применять современные управляемые ракеты классов «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и «воздух-море».

Варианты подвески вооружения Як-141. Источник фото: Nockson, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Варианты подвески вооружения Як-141. Источник фото: Nockson, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

Як-141 продемонстрировал высокие летные характеристики: в ходе испытаний было поставлено 12 мировых рекордов в своем классе.

В детстве мне очень нравилось смотреть по телевизору программу «Ударная сила», в которой рассказывали о выдающихся отечественных образцах оружия и военной техники.-6

Программу создания Як-141 начали сворачивать после неудачной посадки одного из двух опытных экземпляров на палубу «Адмирала Горшкова» в октябре 1991 года. Летчик успешно катапультировался и выжил, самолёт вскоре удалось восстановить. Происшествие стало формальным поводом приостановке программы, которую в 1992 году полностью закрыли. К уже сложившемуся у военных недоверию к «вертикалкам» добавилось прекращение финансирования. В сентябре 1992 года Як-141 показали на международном авиасалоне в британском Фарнборо. Самолёт был высоко оценен специалистами, но иностранных заказчиков не заинтересовал. Два летных экземпляра сохранились и находятся в музеях.

Як-141 в режиме висения на авиасалоне в Фарнборо. Источник фото: Ken Videan (GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html> or GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html>), via Wikimedia Commons
Як-141 в режиме висения на авиасалоне в Фарнборо. Источник фото: Ken Videan (GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html> or GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html>), via Wikimedia Commons

В прессе неоднократно поднималась тема сходства Як-141 и американского самолета пятого поколения F-35. Утверждать что-то однозначное по этому вопросу я не буду, но хочу сказать, что американским специалистам было грешно не воспользоваться наработками ОКБ Яковлева, специалисты которого провели огромную работу по созданию современного СВВП. Главное сходство между самолетами – конструкция хвостовой части и поворотное сопло подъемно-маршевого двигателя.

Як-141 в режиме висения. Источник фото: Ken Videan (GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html> or GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html>), via Wikimedia Commons
Як-141 в режиме висения. Источник фото: Ken Videan (GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html> or GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html>), via Wikimedia Commons

Противотанковый «Грач»

Су-25Т. Источник фото: http://www.airwar.ru/enc/attack/su25t.html
Су-25Т. Источник фото: http://www.airwar.ru/enc/attack/su25t.html

Штурмовик Су-25Т создан на базе двухместной учебно-боевой версии Су-25. Самолет был заточен на применение высокоточного вооружения. Его наведение осуществлялось при помощи обзорно-прицельной системы «Шквал» (такая же система устанавливалась на вертолет Ка-50). Благодаря телеавтомату после захвата система могла вести цель без участия летчика.

Главное оружие Су-25Т – до 16 сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» на двух пусковых установках (по 8 штук на каждой). При помощи подвесного контейнера со станцией радиотехнической разведки «Фантасмагория» штурмовик также мог работать по комплексам ПВО.

После распада СССР завод-изготовитель остался в другой стране – Грузии, где в то время еще и была сложная политическая обстановка. Попытка переноса производства в Россию и начала выпуска модернизированной версии не увенчалась успехом – самолетом не заинтересовались ни внутри страны, ни за границей. В итоге выпуск ограничился предсерийными образцами и несколькими машинами первой серии.

Подробнее о судьбе Су-25Т читайте в отдельном большом материале.

БПЛА «Пчела»

Может сложиться впечатление, что БПЛА в нашей стране начали разрабатывать 10-15 лет назад, но это совсем не так. Например, в 1990 году ОКБ Яковлева представило комплекс «Строй-П» с беспилотным летательным аппаратом «Пчела-1Т». БПЛА мог летать на высоте от 100 метров до 3 километров, радиус действия составлял до 60 километров. Благодаря модульной конструкции на аппарате можно было разместить различную разведывательную аппаратуру или средства РЭБ.

БПЛА «Пчела-1Т». Источник фото:
БПЛА «Пчела-1Т». Источник фото:

Пусковая установка размещалась на шасси БТР-Д и была рассчитана на десантирование с самолёта. Помимо пусковой и 10 БПЛА в комплекс входила технологическая машина на базе КамАЗа и ТЗМ на шасси ГАЗ-66. Позднее появился вариант пусковой установки на автомобильном шасси.

Комплекс Строй-П с БПЛА «Пчела-1Т». Источник фото: Piotr Butowski, Public domain, via Wikimedia Commons
Комплекс Строй-П с БПЛА «Пчела-1Т». Источник фото: Piotr Butowski, Public domain, via Wikimedia Commons

После распада СССР работы над комплексом не прекратились, его даже крайне ограничено применяли на Северном Кавказе (10 полетов, из них 8 боевых). Официально его приняли на вооружение в 1997 году, но массовым «Строй-П» так и не стал. История, как известно, не имеет сослагательного наклонения, но есть стойкое ощущение, что, если бы не распад страны и последовавший за этим кризис, то довольно современный на тот момент БПЛА массово пошел бы в войска.

Первый атомный авианосец

25 ноября 1988 года на стапеле судостроительного завода в Николаеве состоялась официальная закладка первого советского атомного авианосца, а если точнее, то атомного тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск». Помимо силовой установки он отличался от предшественников выросшими габаритами и водоизмещением, а также наличием паровой катапульты для разгона самолетов на взлете. Это было очень существенным новшеством, серьезно расширявшим возможности применения авиации.

Модель «Ульяновска», датированная 1987 годом. Источник фото: https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA_(1988)
Модель «Ульяновска», датированная 1987 годом. Источник фото: https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA_(1988)

Дело в том, что на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов», который был построен по более раннему проекту, самолеты взлетают при помощи трамплина, а разгоняют их исключительно их собственные двигатели. Это накладывает ограничения на предельную взлетную массу и не позволяет эксплуатировать самолеты с низкой тяговооруженностью.

Взлет Су-33 с трамплина «Адмирала Кузнецова»
Взлет Су-33 с трамплина «Адмирала Кузнецова»

На «Ульяновске» в конструкцию были заложены две паровые катапульты, что позволяло не только повысить взлетную массу истребителей Су-27К и МиГ-29К, но и добавить в авиагруппу самолет дальнего радиолокационного обнаружения Як-44 (эта машина должна была стать русским аналогом американского самолета ДРЛО E-2C Hawkeye, но в итоге осталась на стадии макета).

Макет Як-44
Макет Як-44

О возможном составе авиакрыла «Ульяновска» в сети есть разная информации, например, такой вариант: 60 истребителей (Су-27К и МиГ-29К или/и Як-141), четыре ДРЛО Як-44, два противолодочных вертолета Ка-27ПЛ и два поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС.

Ну и «Граниты», куда же без них. Ближе к носовой части полетной палубы размещались 12 пусковых шахт сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700.

К середине 1991 года были установлены конструкции общей массой около 27 000 тонн, готовность корабля рядом источников оценивается в районе 18 процентов.

В ноябре того же года финансирование было остановлено. Уже 5 февраля началась разделка корабля на металл: ни России, ни Украине, на территории которой осталась верфь, огромный корабль оказался не нужен. Широко известна почти детективная история о том, что разделку корабля ускорили некие внешние силы, которые одновременно через разные подставные фирмы обещали заказать в Николаеве серию больших танкеров и купить по сильно завышенной цене металл, оставшийся после разделки корабля. Но в итоге, когда дело было сделано, танкеры так и не были заказаны, а металл по подозрительно высокой цене покупать не стали. Не могу ручаться за достоверность истории, но уверен, что и без этого ни Россия, ни Украина не потянули бы достройку корабля: на это просто не было денег.

В итоге первый советский атомный авианосец так и не вышел в море, а вместо этого был разобран на стапеле к концу октября 1992 года.

На этом на сегодня все. Ставьте пальцы вверх, если вам понравился материал и, конечно, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи, посты и видео на моем канале. Если тема вам понравится, то выпущу еще пару материалов о менее известных образцах техники, которые не стали массовыми из-за распада СССР.

Наследник Ил-2. Как в СССР в 1980-х создали тяжелый штурмовик с задним стрелком и бомбоотсеками в крыльях

Новый БТР, который имеет все шансы стать серийным раньше «Бумеранга». Рассказываю о главной новинке форума «Армия-2023»

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика, созданного на излете СССР