Собрать слаженный экипаж — ключ к успеху в парусных гонках. Многие новички начинают гоняться в сборных командах и не догадываются, что хороших результатов так достичь сложнее. По одиночке можно развиваться как гонщик, но этот путь будет гораздо более длинный. В конце концов вы все равно придете к тому, что вам нужен свой экипаж. Давайте рассмотрим основные роли в команде, чтобы понять, кто за что отвечает на борту.
Экипаж килевой спортивной парусной лодки (такой, как MX700 или J/70) классически состоит из четырех-пяти человек, каждый из которых выполняет определенную задачу и несет свою долю ответственности за результат гонки. Это рулевой, шкотовый на стакселе и генакере, гротовый, баковый и тактик. Некоторые члены экипажа могут совмещать несколько ролей, но давайте рассмотрим каждую по отдельности.
Оговоримся, что в разных экипажах и на разных классах яхт могут быть другое распределение обязанностей в команде, важно найти такую конфигурацию, которая будет удобна всем членам команды.
Текст рассчитан на яхтсменов с небольшим или среднем гоночным опытом и содержит в себе парусную терминологию. Если вы новичок и никогда не участвовали в регате, прочитайте наш текст о том, как устроена гонка.
Рулевой
Рулевой на яхте - одновременно самая простая и самая сложная позиция. Простая потому, что ему не нужно обладать серьезной физической подготовкой, так как работы с парусами практически нет. Тем не менее, рулевой должен тренироваться больше других членов экипажа, чтобы развить навыки удержания лодки на курсе, стартов и огибания знаков.
Зачастую позиция рулевого максимально техническая. В профессиональных экипажах рулевые в основном слушают рекомендации тактика, которые ведут лодку по дистанции. Но в любительских экипажах именно на рулевого ложится принятие всех решений: от стратегии на гонку до команды о повороте. От разделения ответственности в экипаже зависит план тренировок рулевого: учится ли он только держать курс и развивать скорость либо в ему в том числе нужно понимать всю ситуацию на воде, избегать столкновений и формировать план на регату.
В первую очередь рулевой отвечает за то, чтобы яхта шла с оптимальной скоростью и лучшим курсом к ветру. В лавировку он обычно идет максимально остро, ориентируется на колдунчики на стакселе и вантах, на свои собственные ощущения, на точку относительно берега или горизонта.
На полном курсе рулевому важно идти максимально полно, не теряя при этом скорости. Для этого можно коммуницировать со шкотовым на генакере и не допускать того, чтобы парус переставал работать. При этом у рулевого есть главный ориентир — это финиш или знак, который нужно обогнуть. Все команды шкотового сменить курс нужно оценивать соответственно точке, к которой яхте нужно по итогу прийти.
Роль рулевого критична во время огибания знаков. Одна ошибка может привести к потере сотен метров на дистанции относительно других яхт.
Рулевой отвечает за то, чтобы тактически заложить лучшую траекторию во время огибания буя и после завершения маневра оказаться самой ближней к нему яхтой. Обычно начинающие гонщики тратят несколько десятков часов на то, чтобы научиться подходить к знаку и огибать его с наилучшей траекторией для разных ветровых и волновых условий.
Важна роль рулевого и на старте. Задача на старте — пересечь его вовремя с максимальной скоростью. Необходимо выстроить отличную коммуникацию с тактиком, чтобы понимать все его команды, а также чувствовать ветер, чтобы в нужный момент не перепривестись и не остановить лодку. Первые тридцать секунд нужно просто идти в скорость, пытаясь обойти команды соперников, не теряя при этом по высоте относительно ветра.
Чтобы стать первоклассным рулевым, нужно очень много тренироваться. Многие гонки проигрываются именно из-за ошибок рулевого: он слишком сильно уваливается, пытается идти остро в слабый ветер или не справляется с управлением яхты под генакером.
Также рулевому важно учиться адаптировать технику своей рулежки под разный ветер. Если в сильный ветер перекрутить поворот, можно лечь в брочинг. Если в слабый ветер слишком активно работать румпелем, то вы будете замедлять лодку и не давать ей разгоняться.
Гротовый
Гротовый отвечает за основной парус на яхте — грот. Его роль состоит в поддержании одного оптимального уровня крена на яхте, чтобы она шла быстро. Конечно, для этого в первую очередь важно правильно распределить вес экипажа по бортам.
Основная “веревка”, с помощью которой гротовый контролирует крен — гика-шкот. Он добирается для увеличения крена и травится для уменьшения. В лавировку яхте необходим небольшой крен (градус зависит от класса яхты). На полном курсе лучше идти на ровном киле.
Помимо гика-шкота, гротовый работает погоном (также известен как каретка), ахтерштагом, а ещё контролирует все оттяжки грота: аутхол, оттяжку Каннингхема и гик-оттяжку. Они отвечают за натяжение шкаторин основного паруса. Чаще всего гротовый не может дотянуться до оттяжек и просит отрегулировать их стаксель-шкотового или бакового.
Если добирать оттяжки, грот уплощается, если травить, то становится более пузатым по определенной шкаторине.
Помимо плоскости паруса, гротовый отвечает за твист — открывает верхнюю часть грота под ветер. Твист регулируют погон гика-шкота, ахтерштаг и гик-оттяжка. На остром курсе грот должен быть более закручен, чем на бакштаге или фордевинде.
Кстати, для новичков это часто неочевидно, но на полном курсе тоже нужно контролировать форму грота и работать гика-шкотом, чтобы передняя шкаторина не заполоскаливалась.
Во время поворота оверштаг гротовому нужно перенести погон гика-шкота на другую сторону. Также после завершения маневра нужно следить за тем, чтобы верхняя лата паруса не была выбита в другую сторону.
Чтобы исправить такое, грот можно сильно дернуть. Повторять такие движения запрещено правилами, если не считать один рывок на каждой волне. Это называется пампинг. Он сильно ускоряет лодку на полном курсе. Пампинг осуществляет тоже гротовый.
Шкотовый
В экипажах, в которых гоняется 3-4 человека, чаще всего кто-то один совмещает в себе роли триммера стакселя и генакера. Поэтому мы разберем одну позицию шкотового.
В лавировку триммер работает на стакселе, а на полном курсе — на генакере. Основная работа на остром курсе заключается в выполнении поворота оверштаг. Нужно перенести стаксель на другой борт и скомандовать экипажу синхронно перейти.
Помимо выполнения маневров, шкотовый также настраивает стаксель для его оптимальной работы. Он контролирует натяжение подветренного стаксель-шкота под курс, передвигает погон каретки стакселя, чтобы создать твист.
Также шкотовый может работать наветренным стаксель-шкотом для того, чтобы отрегулировать пузо стакселя. Это создает эффект оттяжки Барбера (также наветренный стаксель-шкот называют «инсайд»).
На полном курсе шкотовый помогает поставить генакер, несет его и отвечает за полное ведение рулевого. Критично важно не отвлекаться на другие лодки и вести коммуникацию по углу. Коммуникацию между рулевым и триммером генакера нужно тренировать. При этом шкотовый должен оценивать ситуацию по крену и не давать команду изменять угол, если крен этого не позволяет.
Шкотовый дает сигнал о готовности к повороту фордевинд. Переброску генакера он совершает либо сам, либо с помощью бакового.
Кроме настройки стакселя и генакера, выполнения поворотов и помощи в постановке и уборке генакера, шкотовый может быть полезен на стартовой процедуре.
Он может давать данные по течению, оценивать выгодную сторону стартовой линии. Шкотовый может сообщать о том где формируется флот, самостоятельно распоряжаться стакселем (не ждать команды тактика). Он оценивает расстояние до стартовой линии.
Баковый
Баковый – член экипажа, который работает в основном на носу яхты (баке). Он занимается постановкой и уборкой передних парусов, следит за ситуацией, докладывает обстановку, взаимодействует с соседними лодками.
Работа бакового идет уже со старта. Он раскручивает стаксель, добирает гик-оттяжку, первым вылезает в открен.
На стартовой процедуре отвечает за точное время. Ведет отчет каждые полминуты, в последние 30 секунд считает по секунде.
Во время лавировки баковый следит за порывами, заходами ветра, волнами, препятствиями на воде и ведет по ним коммуникацию. Если может, отсчитывает секунды до порыва.
Также говорит, каким курсом и с какой скоростью яхта идет относительно близких к ней лодок.
Баковый – первый человек, который начинает перемещаться на другой борт, чтобы исправить крен. По командам шкотовых работает с оттяжками и «инсайдом».
Во время постановки генакера роль бакового критична. Перед постановкой ему нужно подготовить себе тэк и протянуть угол генакера до конца леера. На постановке достать бушприт и дотянуть тэк до конца. Баковому нужно не забыть потравить все оттяжки, особенно гик-оттяжку, а после скрутить стаксель.
Надо помнить, что подготовка к постановке генакера во время огибания знака через поворот фордевинд (так называемый «джайб-сет») отличается.
На полном курсе баковый также сообщает команде о ситуации на воде: по ветру и соперникам.
Во время поворота фордевинд баковый может помогать с переносом генакера.
Во время уборки генакера баковому нужно раскрутить стаксель, подготовить все оттяжки. В зависимости от договоренности в экипаже он либо притягивает к себе генакер и убирает его в трюм, либо сбрасывает фал, бушприт и тэк.
Тактик
Тактик отвечает за составление плана и стратегии на гонку и ведение команды по дистанции от начала до конца. Тактиком может быть либо отдельный человек, который не рулит и не работает с парусами, либо кто-то из членов экипажа. Чаще всего тактиком выступает гротовый, поскольку эту позицию можно накатать до автоматизма.
Тактик говорит, где лучше стартовать, дает команды экипажу о маневрировании. Выбирает стиль ведения лодки: нужно ли идти максимально остро либо более полно.
Тактик всегда использует набор команд, чтобы коммуницировать до своим экипажем. Лучше будет обсудить набор команд на берегу или прописать их в Плэйбуке команды, чтобы в гонке не возникало лишних вопросов.
У вас еще есть время собрать команду мечты. Пока сезон не начался, профессиональных членов экипажа и любителей можно искать в чате Tenzor Sailing Club в разделе “Ищу команду”.