Найти тему
Аллюром по истории

Таня Савичева: девочка из блокадного Ленинграда

Оглавление

"Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня", - 12-летняя исхудавшая девочка сделала дрожащей рукой последние три записи в своем дневнике, каждую на отдельном листе с буквами "С", "У" и "О". Затем тяжело вздохнула и отложила его в сторону. Сил плакать не осталось. Блокада отняла у нее все: семью, близких, радость жизни. Осталось найти силы, подняться из-за стола и пойти ночевать к соседям, чтобы не оставаться ночью одной. Одной было страшно: безмолвные тени ушедших родных вставали перед глазами. Наутро нужно было идти к тетке Евдокии. Больше родных в городе у нее не осталось. А ведь в их ленинградском доме № 13/6 на 2-й линии Васильевского острова до начала войны жило целых девять членов семьи Савичевых, не считая отца!

Таня Савичева в 6 лет. Фотография из открытых источников
Таня Савичева в 6 лет. Фотография из открытых источников

Довоенное детство Тани, первая потеря

Малышка Таня родилась зимой 1930 года в селе Дворищи Псковской области, а не в Ленинграде. Незадолго до родов мать девочки Мария Савичева, посоветовавшись с мужем Николаем, решила отправиться в Псковскую область. В глубинке жила ее сестра Капитолина, с которой они были очень близки. Женщина уехала из родного Ленинграда и оставила свою большую семью на попечение мужественного и сильного Николая не просто так. Супруг Капиталины был врачом и должен был помочь свояченице с появлением на свет Божий новорожденного ребенка. Это было лучше, чем довериться незнакомым ленинградским докторам. Да и отношение советской власти к семье Савичевых было неоднозначное: еще при монархии Николай начал предпринимательскую деятельность - открыл в их доме "Трудовую артель братьев Савичевых" с булочной и пекарней, основал кинотеатр. В годы НЭПа Николай с братьями и женой продолжил свое дело, однако к моменту рождения Танюши был признан "лишенцем", то есть его и его близких из-за предпринимательства ограничили не только в избирательных правах, но и ущемили в социальных.

Домой Мария с маленькой дочерью вернулась только весной. Танюша стала восьмым ребенком в семье Савичевых, однако трое старших детей Савичевых скончались в младенчестве, поэтому их осталось пятеро. Разница в возрасте с остальными братьями и сестрами у Танюши была большая. На момент рождения девочки Евгении был 21 год, Леониду - 13, Нине - 12, а Мише - 9 лет. В одном подъезде с их дружной семьей жили два брата отца - Василий и Алексей. Позже к ним присоединилась бабушка Евдокия, мать Марии, которая поселилась вместе с многодетным семейством.

Когда Тане исполнилось 5 лет, семью выслали из Ленинграда в деревню Боровичи из-за того, что они были "лишенцами". В ссылке Савичевы пробыли менее года, однако это событие тяжело сказалось на отце Тани. В 1936 году Савичевы вернулись домой, но Николай, заболевший от тягот жизни еще в ссылке, покинул земную юдоль. В семью Тани пришло первое горе.

  • Знала бы девочка, какие тяжелые события ждут ее впереди! Но в шесть лет об этом ли могут быть думы? Да и зачем это ребенку?

Война и утраты

К началу войны, которую никто не ждал, Тане Савичевой исполнилось 11 лет. Она закончила 3 класс, была любознательной, любила петь и мечтала провести лето с семьей в Дворищах у тети Капитолины и ее мужа. Ей давно хотелось к ним: тянули не только родственные связи, но и место, в котором она родилась. Брат Михаил покинул Ленинград первым и уехал к тете. Таня с матерью должны были поехать в Дворищи после дня рождения бабушки, празднование которого приходилось на 22 июня. Остальные члены семьи должны были собраться в Псковской области позже.

Таня Савичева. Фото с сестрой Ниной из открытых источников
Таня Савичева. Фото с сестрой Ниной из открытых источников

Но 22 июня 1941 года все сложилось совсем не так, как мечтала Таня и ее близкие. Вместо дня рождения Евдокии они услышали обращение Левитана о начале Великой Отечественной войны. Жизнь семьи Савичевых разделилась на до и после. Связь с уехавшим в Псковскую область Михаилом прервалась, а через месяц, когда немцами был взят Псков, Савичевы решили, что парень погиб. Дяди Тани Василий и Алексей вместе с племянником Леонидом попросились на фронт, но их не взяли.

Начались суровые тыловые будни. Каждый член семьи, даже 11-летняя Таня, был при деле. Старшие работали на обеспечение фронта провизией и военным обмундированием. А девочка с одноклассниками собирала стеклянные тары для военных нужд и очищала ленинградские чердаки от мусора. Только старенькая бабушка осталась не у дел из-за возраста.

Работа была на износ, но ленинградцы верили в Победу. Через несколько месяцев пришла новая беда: началась блокада Ленинграда, унесшая тысячи жизней.

Блокада принесла Тане Савичевой много горя. Первой в начале зимы из жизни ушла ее 32-летняя сестра Женя: тайком от матери она сдавала донорскую кровь и работала в несколько смен на заводе. Голод и стужа усугубили ее состояние, и она не выдержала. Через месяц после сестры сдала позиции бабушка Тани. В оставшиеся полгода один за другим из жизни ушли брат Тани Леонид, которого она звала Лекой, дядя Вася и дядя Леша. Мама умерла последней в мае 1942 года. Все эти смерти девочка зафиксировала в блокадном дневнике с алфавитным указателем, который остался от пропавшей в феврале сестры Нины.

В тот день Нина ушла на завод, а вечером не вернулась. В Ленинграде как раз был сильный артобстрел, поэтому Савичевы решили, что девушка погибла. На самом деле, Нину вместе с коллегами спешно эвакуировали из Ленинграда и она не смогла сообщить об этом родственникам. Эвакуация спасла сестре Тани жизнь. Спасся и Михаил, который успел уехать в Дворищи до войны. Во время взятия немцами Пскова он попал в партизанский отряд и выжил.

Несчастная Таня Савичева, у которой обострились все детские болезни, не знала об этом и решила, что осталась одна. У нее была тетя Евдокия, двоюродная сестра мамы, но родных больше не было, поэтому в дневнике, который она вела, появилась последняя запись: "Осталась одна Таня".

9 листов в дневнике Тани Савичевой. Фотография из открытых источников
9 листов в дневнике Тани Савичевой. Фотография из открытых источников

Исхудавшая и обессиленная девочка переночевала у соседей Николаенко, а утром отправилась к тете Евдокии Арсеньевой. Женщина оформила над девочкой опекунство, но времени на ребенка у нее не было, она работала по полторы смены на заводе, а девочку в свое отсутствие оставляла на улице.

Летом Евдокию и девочку нашел знакомый сестры Нины и передал им письмо от нее. Таня узнала, что Нина жива, но состояние здоровья ее так ухудшилось, что радости она уже не испытала.

Тетя, желая спасти девочку, отказалась от опекунства и отдала ее в детский приемник для эвакуации из Ленинграда. Блокадный дневник Тани Савичевой остался у нее. Сестра Тани Нина забрала его уже после войны.

Жизнь Тани Савичевой в эвакуации

Таня покинула Ленинград в середине июля того же 1942 года. Сначала ее поселили в Шатках Нижегородской области, затем перевели в Красный Бор. Состояние девочки ухудшалось, она перестала ходить. Из-за болезни ее не допускали к другим детям, она общалась только с приставленной к ней медсестрой Ниной Середкиной. Забота медсестры позволила девочке встать на ноги и немного окрепнуть.

После снятия блокады Ленинграда брат Тани Михаил вернулся в родной город. Он получил ранение и лечился в госпитале. Поправившись, мужчина поехал искать семью и узнал, что жива только Таня. Михаил отправил запрос в детский дом, в котором находилась сестренка. Оттуда ему пришел неутешительный ответ: девочка сильно больна и на выздоровление шансов нет.

Через этот запрос Таня узнала, что брат жив.

  • Нина и Миша были живы! Она не одна! Радоваться бы этому, да сил не было. Они таяли у девочки на глазах. Уходили из ее худенького тела.

В марте 1944 года Таню перевели в дом инвалидов в село Понетаевку, в мае положили в районную больницу, где за ней ухаживала санитарка Анна Журкина. Позже она написала:

"Я хорошо помню эту девочку. Худенькое личико, широко открытые глаза. День и ночь я не отходила от Танечки, но болезнь была неумолима, и она вырвала её из моих рук. Я не могу без слёз вспоминать это..."

В июне 14-летняя Таня Савичева ослепла, а 1 июля девочки из блокадного Ленинграда не стало.

Ее брат и сестра Нина и Михаил встретили победный май 1945 года, но счастье их, как и миллионов других соотечественников, было омрачено потерями близких.

Читали ли вы о Тане Савичевой и ее дневниках? Что можете рассказать и добавить об этой девочке?