Анна Фрейд - это британский психолог психоаналитического направления, основательница детского психоанализа, младшая дочь Зигмунда Фрейда.
Она никогда не была замужем и не родила детей, посвятив себя заботе об отце и продолжению его начинаний. Причину такого самоотверженного поведения коллеги усматривали в симбиотических отношениях Фрейда с дочерью.
По всей видимости, у Анны сложился тревожный тип привязанности вследствие того, что родители уделяли больше внимания старшим детям, а её нередко игнорировали. Чувства женщины по этому поводу можно проследить в авторской книге "Теория и практика детского психоанализа": "если ребёнок сильно привязан к родителю, он желает смерти своим братьям и сёстрам".
Я бы сказала, что не если ребёнок сильно привязан к родителю, а если родитель по-разному относится к своим детям, выделяя одного и обделяя другого - такое неравное отношение сильно фрустрирует того ребёнка, которого обделяют, заставляя из кожи вон лезть, дабы заслужить одобрение взрослого, конкурируя за его любовь с сиблингами.
Анна, по всей видимости, смещала гнев с родителей на своих братьев и сестёр. Перед отцом она благоговела, желая походить на него.
В фильме "По Фрейду" упоминается, что Фрейд подвергнул свою дочь анализу: Анна делилась с отцом своими фантазиями, которые носили садомазохистский характер. Так, например, она рассказала ему в 5 или 6 лет, что после фантазии о том, как взрослый бьёт мальчиков, ей хочется мастурбировать. Фрейд дал такую интерпретацию её фантазии: взрослый - это он, её отец, мальчики - её братья, а удовольствие вызывает мысль о том, что вся любовь отца теперь принадлежит ей.
В самом процессе анализа собственной дочери видно инцестуозное нарушение отцом её личных границ. Анна могла воспринимать анализ как время, в течение которого вся любовь отца принадлежит ей. Есть ощущение, что отец соблазнял её беседами об очень интимном, сокровенном. Она рассказывала ему о своих фантазиях вроде бы аж до 16 лет.
Впоследствии фантазии несколько трансформировались, и в них Анна была уже не наблюдателем избиения, а тем объектом, который некий прекрасный рыцарь то подвергает экзекуции, то одаривает своей любовью. Подобные метаморфозы Фрейд объяснил тем, что чувство вины за ненависть к сиблингам и Эдипов комплекс (этап психосексуального развития, когда ребёнок влюбляется в родителя противоположного пола) привёл к тому, что Анна обернула наказание на саму себя.
Чувствуя вину за свои изначальные садистские фантазии по отношению к сиблингам и влечение к отцу, она обернула агрессию против себя в форме самокритики и мазохистского служения своему идеализированному родителю.
В фильме говорится, что Фрейд не стремился разрушать симбиоз с младшей дочерью - даже наоборот, был против, чтобы она выходила замуж, испытывая ревность и недовольство её поклонниками. В общем-то, вот так отец может съесть личную жизнь своей дочери, превратив её в соратницу и психологическую жену.
Я не раз наблюдала, как то же самое матери проделывали с сыновьями.
В своей книге Анна не случайно, как мне показалось, написала, что под влиянием воспитания ребёнок научается не только отвергать то, что, как он теперь знает, называется грязным, и отказываться от своих первоначальных побуждений, но и чувствовать отвращение по этому поводу - интерес к интимной жизни, под влиянием данного защитного механизма психики, превращается в тягу к знаниям и любовь к учёбе.
Фиксация и последующее невротическое расстройство может произойти либо тогда, когда запрещенному импульсу позволено проявляться без ограничений, либо, напротив, когда взрослые стремятся полностью его подавить. Путь к психическому здоровью между этих двух крайностей.
Воспитание Фрейдом младшей дочери было, как видится мне, с одной стороны, соблазняюще-отвергающим, а с другой, подавляющим её интимные импульсы в адрес других мужчин, что привело к мазохистской фиксации Анны на своём отце.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru