Основы сценической речи.
Речь, как основа общения.
Сценическая речь – это одно из основных средств выразительности актёра на сцене, точно так же как речь является основой общения, передачи информации для человека в любой сфере.
Владение основами сценической речи, то есть, умение говорить чётко, красиво и понятно, необходимо не только для актёра, но и для любого человека, независимо от рода его деятельности.
Отвечая на экзамене чётко и внятно, студент будет иметь преимущество.
В основе грамотной речи лежит две составляющих:
1. Правильное и естественное звучание голоса
2. Грамотно выстроенная литературная речь
Восприятие речи слушателем может испортить нечёткая дикция, неправильное выговаривание слов, проглатывание окончаний, слишком быстрая речь, слишком медленная, или монотонная речь.
Так же, важно естественное звучание тембра. Зачастую, люди, считая свой естественный тембр некрасивым, пытаются его занижать, или завышать, переходя на связки. Это одна из самых основных ошибок, которая наносит вред не только говорящему, но и слушателю. У слушателя, как и у говорящего рефлекторно напрягаются связки, так же напрягаются барабанные перепонки. Таким образом, неправильное, не естественное воспроизведение речи, наносит вред и слуху, и голосу слушателя.
Особенности работы над дикцией и литературным произношением.
Как уже сказано выше, очень важной составляющей является дикция. Опустим те случаи, когда у человека есть речевой дефект, который невозможно устранить (но бывают случаи, когда у людей получается использовать тот или иной дефект «в плюс», он может предать определённый шарм). Для тех случаев, когда неустранимых дефектов нет, есть ряд упражнений (которые мы делаем на занятиях в театре). Выполняя их систематически, можно сформировать привычку говорить красиво, правильно чётко. Важно следить за своим произношением не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Так же недопустимо переносить в публичную речь искаженные в быту словесные комплексы, такие, например, как «чек» вместо человек, «мобыть» вместо может быть и т.д. Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной.
Особое внимание стоит обратить на выговаривание согласных, особенно в тех словах, где есть по две, или даже три глухих, или звонких согласных подряд (например: обеЗДВижить – буква Д не должна исчезнуть. раСТВориться, раССТРойство).
На это стоит обратить особое внимание, пото что человек слышит собственную речь внутренним слухом. Ему может казаться, что он выговариет слова более четко, чем это звучит на самом деле.
(для этого существуют упражнения на выговаривание согласныех – птку, птка, пткэ)
Так же, необходимо учитывать акустические условия публичного выступления. В каждом помещении они индивидуальны, а на открытой уличной площадке тем более. В больших залах с высокими потолками и большими окнами, звук отражается от стен и стекол, как эхо.
Некоторые профессионалы называют это «эффект бассейна»
Если говорить в таком зале достаточно быстро, то уже на втором произнесённом слове создаётся какофония (каждое произесённое слово отдаётся эхом от стен, потолка и окон), поэтому, в таких залах следует говорить чуть медленнее, вслушиваясь в собственную речь.
Очень важно помнить, что вы говорите для слушателя, а не для себя, поэтому, важна подача – говорим вперёд, а не в пол, не в потолок, и уж тем более не себе под нос.
Так же важно: говорить нужно громко и чётко, но не переходить на крик, кричащий человек серьёзно не воспринимается. За исключением тех случаев, когда крик предусмотрен особенностями роли актёра. Но и в этом случае, крик должен быть сценическим, а не бытовым, то есть, кричать нужно не на связках.
Жесты и мимика, как вспомогательные средства общения.
Артист пользуется не только языком слов, но и «языком чувств» - неречевыми средствами выразительности. Не следует думать, что речь – это одно, а жесты, мимика, движения – другое. Все это – единый экспрессивный поток внутренней жизни человека. Артист воспринимается двумя каналами (зрительным и слуховым), причем зрительное восприятие сильнее слухового, поэтому необходимо добиваться чтобы жестово-мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом.
Следя за мимикой, жестами, позой, движениями говорящего, слушатели легче вникают в процесс его мышления.
Движения должны дополнять речь, помогать ее восприятию и воспроизведению (например: если произнося фразу «Ой ты, степь широкая» сделать широкий жест руками, он поможет и зрителю – слушателю представить эту широкую степь, а говорящему поможет вложить больше чувств в произносимую фразу).
Таким образом жесты должны помогать, но не мешать. Лишних движений и жестов необходимо избегать, так как они отвлекаю от смыслового содержания речи.
Что же касается мимики, она выполняет аналогичную функцию. Если произнести фразу «Очень кислый лимон» слегка поморщившись, то и зритель – слушатель и говорящий с большой вероятностью вспомнят вкус лимона. Но так же, как и с жестами мимики не должно быть слишком много, она и жесты должна быть оправдана (лимон не настолько кислый, что бы лицо говорящего перекосило на полторы минуты).
Самое главное, все вышеперечисленные составляющие: и мимика, и жесты, и хорошая дикция, и естественное звучание голоса, в совокупности должны быть направлены на то, чтобы донести до слушателя смысл повествования.
Не показать, как мы красиво говорим, а донести до слушателя, до зрителя смысл – это основная цель.
Важно: научиться этому может каждый. Многим людям собственный голос кажется не красивым. Но некрасивых голосов не бывает. В каждом голосе, в каждом тембре есть своя особенность и своя красота, главное научиться правильно использовать свои данные.
Ярким примером, является народный артист Василий Ливанов (непревзойдённый Шерлок Холмс, так же его голосом говорит Карлсон в мультфильме). Как рассказывал Василий Ливанов, в одном из интервью, на съемках, которые проходили в сорокаградусный мороз, при сильном ветре, он простудился и сорвал голос и восстановить его не смог. Ливанов считал себя проф. непригодным и думал, что его карьера артиста закончена, не успев начаться. Но, именно этот своеобразный тембр, в итоге стал его визитной карточкой, и сделал его знаменитым.
Поэтому, ещё раз подчеркнëм, не бывает плохих голосов, а сделать свою речь красивой под силу каждому, независимо от того чем он занимается, артист он или нет. Грамотная речь будет преимуществом в любой профессии.
Гурьев А.А., 2021 г.