Найти в Дзене

Г. Р. Державин и атаман М. И. Платов

В творчестве Державина нашла замечательное выражение героика его времени. Державин был пылким патриотом. Патриотизм, по словам Виссариона Белинского, был его «господствующим чувством».

Гаврила Романович Державин стал свидетелем блистательных успехов русского оружия: побед Румянцева при Лагре и Кагуле, морской победы при Чесме, взятия во время второй турецкой войны Суворовым крепости Измаил, побед его в Польше, позднее - в Италии, небывалого в военной истории перехода русских войск через Альпы, победы русской армии над Наполеоном. Ослепительные военные триумфы России нашли выражение в державинских произведениях, посвященных Суворову, Румянцеву, Потемкину, Багратиону, Кутузову. Замечательные строки посвятил великий поэт и героическим подвигам казачьего атамана Матвея Ивановича Платова (1753 – 1818).

П. Ф. Борель. Платов Матвей Иванович, генерал, атаман Донских войск, герой войны 1812г. Бумага, литография.
П. Ф. Борель. Платов Матвей Иванович, генерал, атаман Донских войск, герой войны 1812г. Бумага, литография.

Когда произошло знакомство Державина и Платова? Вероятнее всего, это случилось уже в 1775 году. Гаврила Романович в 1773 – 1775 годах участвовал в подавлении Пугачевского бунта, а Платов со своим полком в 1775 году ликвидировал остатки пугачевских банд на малой Родине Державина, в Казанской губернии. В апреле 1791 года Державин и Платов встретились в Таврическом дворце на празднике, устроенном Потемкиным в память о взятии Измаила.

В последующие годы Платов участвовал в походах, но при Павле I впал в немилость на несколько лет. В 1805 году, находясь в должности атамана Войска Донского, он основал новую столицу донского казачества — город Новочеркасск. Старая столица, город Черкасск, серьезно страдал от весенних паводков.

В кампании 1807 года Платов командовал всеми казачьими полками действующей армии. После сражения при Прейсиш-Эйлау он заслужил всероссийскую известность. Страна восхищалась лихими налётами казачьих полков на фланги французской армии, героическими действиями Платова в арьергарде армии, отступавшей от Гейльсберга. В мае 1807 года Державин откликнулся на подвиг Платова стихотворением:

АТАМАНУ И ВОЙСКУ ДОНСКОМУ

Платов! Европе уж известно,

Что сил Донских ты страшный вождь.

Врасплох, как бы колдун, всеместно

Падешь, как снег ты с туч иль дождь.

По черных воронов полету,

По дыму, гулу, мхам, звездам,

По рыску волчью видя мету,

Подходишь к вражьим вдруг носам…

Это довольно объемное стихотворение Державина написано в духе народного эпоса. Поэт вспоминает русские военные подвиги с самых древних времен и сравнивает с ними подвиги Платова. Стихотворение замечательно по чисто народному тону и складу. Оно основано на образах родной старины, переданных игривым, бойким и легким стихом.

Во время Отечественной войны 1812 года Платов командовал сначала всеми казачьими полками на границе, затем прикрывал отступление армии, причиняя немалый урон врагу. Он участвовал во всех крупных сражениях. После сражения при Малоярославце Платову было поручено организовать преследование отступавшей Великой армии Наполеона, с чем атаман блестяще справился. В сражении при Колоцком монастыре Платову удалось скрытно расположить свои «летучие» отряды среди отступающих французов. Об этом подвиге атамана повествует хранящийся во Всероссийском Музее А. С. Пушкина офорт С. Федорова, выполненный по рисунку Д. Скотти. Здесь же имеется и цветная гравюра У. Эльмса, который назвал действия Платова «казачьим спортом», а Бонапарта изобразил в виде убегающего лиса.

С. Федоров под смотрением Карделли Сальваторе по рисунку Скотти Доменико. Лист 6-й «Победа при Колотском монастыре в 19 октября 1812 года». Бумага, гравюра резцом. 1814
С. Федоров под смотрением Карделли Сальваторе по рисунку Скотти Доменико. Лист 6-й «Победа при Колотском монастыре в 19 октября 1812 года». Бумага, гравюра резцом. 1814
У. Эльмс. Карикатура английская «Казачий спорт или Платов в погоне за французской лисой». Бумага, гравюра раскрашенная. 1814
У. Эльмс. Карикатура английская «Казачий спорт или Платов в погоне за французской лисой». Бумага, гравюра раскрашенная. 1814

В «Гимне лиро-эпическом на прогнание французов из Отечества» Державин посвятил Платову следующие строки:

Вождь непредзримый, гром как с облаков

Слетал на вражий стан, на тыл Платов.

Во время Заграничного похода Платов состоял при Главной квартире, при этом ему время от времени поручалось командование отдельными отрядами, действовавшими на коммуникациях противника.

Во время второго правления Наполеона, длившегося 100 дней, атаман Платов писал Державину из Варшавы: «Запертая хищная птица из Эльбы улетела в стадо, подобное себе, которое, встретив её с радостью, снова является послушным злобным велениям её. Теперь новое потребно единодушие, дабы стереть с лица земли это беспокойное творение».

Атаман Платов бывал и в доме Державина на Фонтанке. По свидетельству В. Панаева он был в числе приглашенных на заседание Беседы любителей русского слова, которое состоялось в Великий пост 1816 года. «Маститый хозяин» встречал Платова «с каким-то особенным радушием».

Автор текста – Сергей Дмитриевич Дзюбанов.