Евгений Карлович Ряднов (1853—1925) -русский оперный певец (лирико-драматический тенор) и вокальный педагог.
Вот несколько фактов из его жизни:
- Ряднов был первым исполнителем партии Ленского в присутствии П.И.Чайковского, завоевав симпатию и художественное доверие композитора.
- Он был одним из лучших учеников Эверарди в Петербурге , 2 года занимался в Италии у профессора Антонио Буцци, консультировавшему многих известных артистов-Франческо Таманьо и Анжелло Мазини. Одновременно проходил сценическое мастерство у Ронкони – одного из лучших в Италии исполнителей Риголетто.
- Гастролировал по театрам Италии, Франции, Австрии.
- Химик по образованию (ученик Д.И.Менделеева) и медик-гомеопат, он верил в «лечение» неправильной эмиссии звука микроскопическими дозами упражнений и, строжайшим образом контролируя каждый звук, не торопился с окончательным определением голоса.
- Э.Ф.Направник отправлял к нему артистов Мариинского театра для исправления их недостатков.
- В.Ф. Комиссаржевская посылала к нему для той же цели драматических артистов.
- С.В.Рахманинов считал, что на всю Россию есть только три хороших вокальных педагога, и одним из них называл Ряднова.
- С ним советовались, исправляли ошибки и дефекты, корректировали свое вокально-техническое решение той или иной сложной задачи такие крупные певцы, как тенор А.М.Давыдов, баритон М.К.Максаков и другие.
В книге «Четверть века в опере» С.Ю. Левик (русский оперный певец-баритон, музыковед и переводчик)пишет:
Незаурядным певцом и педагогом был Евгений Карлович Ряднов.
Это был на редкость талантливый человек с небольшим, но очень «умным» голосом.
Небольшой, но очень «умный» голос-это как?
А вот так, что перед спектаклем он почти не распевался, только несколько раз пропоет «ми-и-и» и идет на сцену.(вспоминает Мария Петровна Максакова)
То есть:
- его голос был все время настроен,
- ему не требовалось искать певческий тон,
- голос организован на естественной основе,
- дыхание свободное, не форсированное,
- позиция звука высокая,
- резонаторы помогают голосу свободно звучать в самых крупных залах.
Как он сделал свой голос "умным"?
- Главное значение Ряднов придавал формированию тембра, тона, содержанию "выразительно-говорящего" звука.
- Он учил "не брать много воздуха, так как для легкого, естественного звучания достаточно малого вдоха на вокальную фразу любой продолжительности. Надо только научиться удерживать выдох и уметь пользоваться резонаторами".
- Вначале он проводил диагностику голоса ученика, так как считал,что "правильная диагностика певческого голоса способствует правильной организации мышечной работы голосового аппарата, облегчает процесс голосообразования".
- Считал важным развитие внутреннего слуха вокалиста, который "помогает ему заранее предвидеть особенности музыкальной фразы и, таким образом, распределять вокальные и музыкальные ресурсы". Внутренний слух воспитывается вместе с постановкой голоса.
- Он обращал внимание на то, что необходимо пользоваться тонкой струей дыхания, владеть малым количеством воздуха.
- Вдох должен быть глубоким, но легким, непринужденным, дающим плавное эластичное выдыхание, что приведет к качественному звуку или к «опертому» звуку.Для проверки «опертости» звука Ряднов советует применять crescendo без напряжения гортани, а только при помощи дыхания.
- Атака звука, занимает превалирующее значение. Тут возникает «высокая позиция».Звук зарождается высоко и голос звучит чисто, звонко, что способствует слиянию регистров.
Ясное произношение, эластичные губы, увеличивая силу звучания, способствуют и правильной атаке звука. - Вокальное мастерство требует органического соединения слова со звуком. Полное освоение «слова-звука» есть основа техники пения.
- Благодаря своему "умному голосу" Ряднов мог расширять репертуар без вреда для голоса и достойно исполненять Рауля («Гугеноты»), Васко да Гама («Африканка»), Иоанн Лейденский («Пророк» Мейербера), Хозе («Кармен» Бизе), Радамеса («Аида»), Манрико («Трубадур» Верди) и вместе с тем Альмавиву («Севильский цирюльник» Россини), Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта) и другие.
- В общем, арсенал каждого певца включает: владение голосом, а также сценическое мастерство, тонкую музыкальность, знание исполнительских стилей.