Вчера таки завершилось (по крайней мере, я надеюсь на то, что завершилось) обсуждение развода четы Стерлиговых - традиционалистов федерального значения, открытых приверженцев христианства (с виду, но не по сути), сторонников аграрного образа жизни в противовес городскому. То была не семья, а живая круглосуточная реконструкция сурового патриархата и аутентичного «домостроя» - муж патриарх, жена целомудренная берегиня, пятеро таких же (по патриархальным лекалам сделанных) детей, достигших сознательного возраста и продолжающих славную реконструкторскую традицию своих предков. Впрочем, старшие дети - вернее, дочь с зятем - начали ломать систему уже относительно давно, но этому не придавалось большого значения, ибо старшему поколению свойственно относиться к молодёжи со снисходительным презрением: мол, что от них ещё было ожидать… Однако, развода родителей династии не ожидал практически никто. Ибо здесь на наших глазах пала одна из последних цитаделей лубочного ряженого традиционализма.
В тему данного резонансного события, всплыла ассоциация из моей профессиональной области: в нидерландском языке существует такой термин, как Voorbeeldfunctie. Начинающие изучать нидерландский язык студенты-филологи зачастую переводят его как «функция примера» (что правильно буквально, но ошибочно по канону языка). Сложность в том, что в русском языке единого буквального существительного, эквивалентного данному термину, не существует - если с voorbeeld (в пер. с нид. «пример») всё понятно, то с переводом слитного словосочетания могут быть сложности. Однако, самый близкий по смыслу перевод - «представительская функция». Вот только сложность в том, что такую «функцию» с точки зрения языка могут нести не только королевская семья и государственные служащие, но и рядовые граждане, имеющие минимальную известность в народе. И с четой Стерлиговых эта самая негласная «представительская функция» сыграла злую шутку в силу тех ожиданий, что на них возлагались - иначе кто бы в здравом уме стал удивляться чьему-либо разводу в стране, где этих самых разводов по статистике около 80%?! Нет, люди не сошли с ума. Они просто желают иметь надежду на лучшее, пусть даже опираясь на весьма неординарные (иногда даже провокационные) публичные примеры в лице тех, кого некоторые из наших современников небезосновательно нарекают фриками.
Наблюдая за ситуацией из глубины обсуждений в так называемой «маносфере» (совокупности интернет-сообществ, ориентированных на продвижение мужских интересов), я подметила лично для себя, как именно в глазах ряда неформальных традиционалистов (коими можно назвать многих участников мужских сообществ) выглядит крах «карьеры» одной из самых известных в России tradwife (как это точнее перевести на русский язык? Берегиня, нитакуся, или буквально - традиционная жена?). Если про Германа все говорили довольно сухо и кратко - «поиграл в патриархат и облажался, чего ещё было ожидать в матриархально ориентированном обществе», то Алёну обсуждали гораздо подробнее и насыщеннее. Что навело лично меня на размышления в пользу той позиции, почему в здоровом обществе разведённая женщина a priori должна подвергаться осуждению.
Почему так?
- Она не довела начатое дело до его логического завершения.
Представим себе бизнесмена, претерпевшего банкротство. Или капитана судна, претерпевшего крушение. Или солдата, дезертировавшего с поля боя. С чем ассоциируются данные образы? У меня - с некомпетентностью, дилетантством и малодушием. Тогда почему женщина, подавшая на развод либо допустившая его, должна быть поощряема? Почему она рассматривается как просто-напросто освободившая со от бремени изживших себя отношений и начавшая новую жизнь, а не как дезертир либо профан?! Потому та часть общества, что осуждает разведёнок - лично для меня видится самой прямодушной и здравомыслящей, ибо называет вещи своими именами: развелась = не состоялась как женщина. Вот и всё.
2. Она не сдержала обет, данный ею в трезвом уме и доброй памяти.
Если для кого-то сходить в брак - то же самое, что съездить в эдакое путешествие, чья цель состоит в удовольствиях и новых впечатлениях, то конкретно для носителя данного мировоззрения уже не может существовать института семьи. И хоть ты тресни, хоть как ты пропагандируй, хоть какие демографические программы изобретай - этим людям уже мало что поможет, ибо с точки зрения традиционного уклада это не более чем ментальные вырожденцы, уж извините за мою риторику. Ибо по своей изначальной задумке в целом, и согласно христианскому толкованию в частности, брак - это таинство, образующее духовный союз между мужчиной и женщиной, скрепляемый не подписями при чиновнице и не распитием спиртных напитков в кругу непонятных родственников, а клятвами. Клятвами, данными перед алтарём и святыми образами. И те, кто пренебрегает данными клятвами - называются не больше и не меньше, чем клятвопреступниками.
Разумеется, мы все понимаем, что брак в ЗАГСе - это про деньги, а не про клятвы, но сил некто претендует на практическое продвижение и исповедание христианства, то брак будет означать пожизненные данные у алтаря клятвы. А клятвопреступников мы ставим на один уровень с дезертирами.
3. Женщина, допустившая свой развод, с возрастом стала хуже, чем была изначально.
Вы когда-нибудь задумывались, какая может быть польза душе от конкретного телесного воплощения? Проще говоря - для чего мы вообще рождаемся? Лично моя версия - для того, чтобы сделать себя лучше. Чтобы со временем и приходящим опытом сделать свою душу чище, а не просто кушать и вырабатывать отходы жизнедеятельности в течение определённого количества земных лет. Потому с этой позиции лично я вижу неудачниками тех, кто на своём духовном пути начинает за здравие, а завершает за упокой - и это актуально к любой разводящейся женщине: ибо если даже в самом благополучном и добросовестном случае - когда женщина сочетается браком, намереваясь любить супруга и добросовестно строить свою семью (а не сидеть на чужой шее, наживаться на разделе имущества и в итоге обложить другого человека алиментной повинностью фактически в свою личную пользу), но заканчивает пустыми рассуждениями о том, как «жизнь после 40/50 лет только начинается» и все изменения происходят лишь к лучшему - то мы можем заключить, что данная женщина впустую потратила всё то лучшее, что когда-либо в ней было. И на «тот свет» она уйдёт не добродетельной личностью, а распутной и злобной старухой. Ибо развод - во всех случаях трагедия, как для семьи, так и для женской души: природное и духовное предназначение не выполнено, а жизнь навсегда упущена. Так как нам свойственно оценивать успех того или иного мероприятия лишь по достигнутому результату. И стОило ли рождаться на этом свете, чтобы превратиться из порядочной женщины в распутного кадавра? Бессмысленное мероприятие, согласитесь. Для кого-то это прозвучит радикально, но чем так заканчивать жизнь - разводом и распутством на старости лет - лучше вообще не рождаться.
4. Разведёнка всегда будет продвигать идею развода в массы.
Вы когда-нибудь общались с разведёнными женщинами? Мне приходилось. И я пришла к одному неутешительному выводу: разведёнка - это не только юридический статус, но и состояние души. Она на каждом шагу будет хвастаться, какой счастливой она стала после «обретения свободы». Она будет в открытую насмехаться над семейными женщинами, ставя себя выше их. Каждой своей замужней подруге, посмей та ей пожаловаться на тяготы жизни - в первую очередь скажет: разводись, и ты заживёшь счастливо. Приведу пример: у одной моей бывшей коллеги (разведённой) есть дочь. Взрослая, замужняя - вышла замуж по большой любви, но за человека, имеющего за плечами развод и алиментные обязанности. Разумеется, молодая женщина столкнулась с рядом житейских коллизий, но самое большое разочарование её постигло в тот момент, когда в конфликтах интересов её мать-разведёнка стала чаще становиться на сторону бывшей жены, чем своей родной дочери! И когда я анализировала данный случай, пришла к тому выводу, что разведёнке всегда будет ближе другая разведёнка, чем замужняя женщина. Даже если последняя - ближайшая кровная родня.
В любом случае, с момента юридического развода и ментального принятия своего нового «агрегатного состояния» - женщина будет нести скорее разрушение, чем созидание. Это также важно учитывать.
5. Разрушая собственную семью, она роняет уровень уважения к женщинам в обществе.
Кому как, но лично в моих глазах каждая новоприбывшая в полку разведёнок (неважно, с прицепом или без такового) - наносит непоправимый урон нашей коллективной женской репутации. И неважно, о ком идёт речь - о моей соседке по парадной либо об Алёне и/или Пелагее Стерлиговой. Однако, негативный вклад последних существенно разрушительнее, чем рядовой безымянной обывательницы - ибо они изначально возложили на себя ту самую вышеупомянутую неформальную представительскую функцию, и на них возлагались совершенно иные (как правило, завышенные) ожидания: они должны были подавать пример остальным. И подавая пример, они должны были бороться со злом (всеобщим отступлением от традиций), а не примыкать к нему :) Будто они действительно олицетворяли собой лучшую часть женского общества, и, провалив свою миссию - уронили не только свою репутацию, но и нашу общую. Ибо, вместе с крахом их семей - существенно снизился градус общественного доверия к традиционалисткам, причём небезосновательно. И если вы, дорогие мои женщины (кто читает мой блог на постоянной основе либо случайно набрёл на данную статью) - услышите от кого-либо нечто наподобие «как вам можно доверять и чего хорошего от вас (женщин) ожидать?» - не спешите злиться и ругаться на оппонента. Ибо к этому выводу привели мы, современницы, а значит с нас и должен осуществляться общественный спрос. И пенять мы должны не на скептично настроенных мужчин, а на отдельных представительниц нашей с вами половой принадлежности.
С уважением ко всем женщинам планеты Земля в целом и России в частности,
Мария Циммерман.