Найти в Дзене
Понемногу о разном

"Нейроотличные" – аутизм и не только

Книга "Нейроотличные: Как жить, используя сильные стороны ваших ментальных особенностей" Петера Ампе (основной автор) и Эмили Раммант (соавтор) рассказывает о таких расстройствах, как СДВГ, РАС, дислексия и ОКР. При этом предлагается рассматривать их не как расстройства или отклонения, а как образы, которые лучше всего описывают ваши симптомы. У авторов СДВГ и ОКР, у их ребенка РАС. Питер Ампе также считает, что у него есть и РАС.

Спектр любого из расстройств предлагается рассматривать в виде линии, разделенной на две части, где правая – это то, что подпадает под диагноз, и левая – что не подпадает. Мне это не по нраву, так как если не дотягивает до расстройства, то это не спектр расстройства. Это норма, пусть и с особенностями. Нейроразнообразие, но в пределах нормы.

Обладатели нетипичного мозга совсем по‑другому мыслят, смотрят на мир и организуют пространство вокруг себя. Если пристальнее взглянуть, выяснится, что нейроразнообразие подразумевает не только ограничения, но и неординарные способности.

обложка
обложка
Нейроразнообразие сопровождается когнитивными отличиями от нормы, и это может происходить в обе стороны спектра. Особенности и отличия могут быть как в хорошем смысле, так и в плохом.

За каждым отклонением может скрываться дар

Вот это одна из самых спорных для меня идей книги. Автор считает, что надо просто найти, в чем твой талант и развивать его. Даже приводит исследование способностей у людей с синдромом саванта при аутизме (Savant skills in autism: Psychometric approaches and parental reports), опубликованного в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society, из которого следует, что особые таланты встречаются у 28,5–62,5 % людей с аутизмом. До двух третей всех аутистов! Ну не чудо ли? А родители-то и не в курсе…

Из-за того, что автор относит к нейроотличиям всех тех, кто по факту не подпадает под расстройство, то у него порой получаются очень сомнительные выводы. Например, люди с дислексией могут добиться успеха благодаря способности мыслить масштабно и поэтому среди подходящих им профессий указывается, среди прочего, такая должность, как генеральный директор (интересно, а как он к ней дойдет, имея значительные трудности в чтении документов?). А для людей с ОКР предлагает профессии психиатра и воспитателя в детском саду. Списки предлагаемых им профессии вообще довольно странные и спорные.

люди, находящиеся в нейроотличном спектре, очень зависят от правильного окружения. Вспомним, что разные цветы и растения требуют разных условиях для цветения и роста. Некоторым нужно больше солнца, другим лучше в тени.

Автор относит себя к РАС с СДВГ и тревожностью, при этом пишет ,что:

Сфера коммуникаций была моей стихией

Для меня это странно, если честно. РАС – это диагностически значимые трудности с коммуникацией, поэтому это оксюморон какой-то. Да еще при сопутствующей тревожности (у меня как раз именно этот вариант, так что знаю, о чем говорю).

реальность меняется каждый день и новые ситуации требуют революционных решений. Я убежден, что эти решения в первую очередь придут от людей, находящихся в левой или правой части спектра.

В заключение Питер Ампе говорит:

познайте себя, окружите себя правильными коллегами, которые учитывают ваши сильные стороны и компенсируют ваши слабости, и выберите компанию с экологичной корпоративной культурой. Так вы получите бизнес или организацию с уверенными в себе людьми, высокоэффективными командами и инновационным мышлением.

Опять же, я не представляю, как человеку с РАС, испытывающему значительные трудности с коммуникацией и социальным взаимодействием "окружать себя правильными людьми". Разве ему в этом будут активно помогать. Но помощника еще надо

Для меня идеальными всегда были те друзья, которые остаются такими же близкими независимо от того, как часто мы видимся. Я лучше всего схожусь с людьми, которые не возлагают на меня никаких надежд. Одна моя подруга как-то раз сказала: «Знаешь, что самое хорошее в нашей дружбе? Нам необязательно видеться, чтобы быть уверенными, что мы всегда рядом». Я запомнил эту фразу, потому что она успокаивала меня, избавляя от стресса социальных обязательств. Очевидно, что я такой не один: во время интервью для этой книги Элиза Кордаро призналась, что она тоже видится со своей лучшей подругой всего три раза в год.

А для меня это неприемлемо. Знаю, что нейротипики так могут. Но для меня когда долго не видишь человека, приходится как будто заново с ним знакомится. Потому что человек за это время меняется, а ты привык к нему "старому". И поэтому, наверное, у меня нет не то что друзей, но и приятелей.

Что мне понравилось в книге, так это раздел для родителей.

будучи родителем ребенка с диагнозом, сначала нужно пройти через процесс принятия, пока окружающие высказывают мнения типа «да он еще перерастет». Нет, не перерастет. В разные периоды жизни его состояние будет проявляться по-разному – в меньшей или большей степени, но нейроотличие – это навсегда. Поэтому первый шаг – принять особенности своего ребенка. А если удастся разглядеть положительные стороны его состояния, логичный следующий шаг – использовать их.

В целом, по мне "Нейроотличные" – довольно слабая книга местами со спорными выводами и странными заключениями, которую я бы не стала рекомендовать для знакомства с разными расстройствами.

задняя сторона обложки
задняя сторона обложки