Найти в Дзене

Дизайн код города: отличия от брендинга и примеры с вывесками на фасадах в разные периоды истории

Оглавление

Дизайн код и брендинг города: различия

Сегодня из каждого утюга вещают о дизайн-коде и брендинге города, но при изучении материалов на эту тему у меня, человека далекого от дизайна, возникает путаница, и мне стало интересно, что общего и различного в этих понятиях:

Дизайн-код - это набор правил проектирования, требований и рекомендаций, с помощью которых можно сформировать стилистически единую, комфортную и безопасную городскую среду или другое физическое пространство.

Брендинг города 
- процесс осознанного и целенаправленного формирования бренда, то есть поиска, выражения и развития городской идентичности, а также представления ее в ярких, взаимосвязанных образах, привлекательных для целевых аудиторий.

Общее:

  • направлены на улучшение пространства;
  • способствуют формированию позитивного образа города.

Различия:

  • Дизайн-код предполагает вложение культурного смысла в содержание проекта, но больше направлен на создание единого стиля внешней среды.
  • Брендинг - более широкое понятие и предполагает более масштабную работу по созданию позитивного, привлекательного образа пространства. В этот процесс, кроме дизайнеров, подключаются специалисты из разных областей (социологи, культурологи, историки и др.). Создание бренда - внешний облик, графическое оформление, проведение акций, культурных проектов, фестивалей, продвижение уже существующих образов и вытеснение непривлекательных, негативных представлений о месте.

Вся культурная деятельность проводится в рамках одной концепции, это важно! Один из примеров целостного проекта брендирования территории в России - Пермь.

Дизайн-код, на мой взгляд, должен быть частью большого проекта по брендированию территории. Сегодня тенденция создания дизайн-кода распространилась на малые города, но проблема - в отсутствии единой концепции. Хвост отдельно, лапы отдельно.

Да, создание внешнего облика с единым стилем, аккуратным оформлением рекламы и прочее - лучше, чем ничего. Но в будущем, когда речь зайдет о создании концепции нового бренда, существующий реализованный проект может стать никому не нужным (зря старались).

Подписывайтесь на мой телеграм-канал Ехал Грека по проспекту, там больше про город, о том, как он устроен, что в нем интересного, пишу непривычно о привычных всем вещах.


Дизайн-код города точно новая тенденция?

Когда появился дизайн код города?

Интернет-источники указывают чаще всего на 2013 год (студия Артемия Лебедева предложила концепцию оформления внешнего облика улиц), реже – на начало 2000х годов.

Но требования к оформлению внешнего облика улиц появились гораздо раньше. Еще первые поселения выстраивались в соответствии с планом. Внешний облик средневековых городов также свидетельствует о наличии единого стиля, который не может сформироваться сам по себе. Как известно, в дореволюционном Петербурге нельзя было строить здания выше Зимнего дворца (по этой причине у дома Зингера на Невском проспекте такая интересная крыша – хотели выше, но нельзя, а скульптурную группу – можно). Местные жители в некоторых городах (например, в Таллине) могут ставить окна только определенного типа для сохранения единого стиля внешнего фасада здания.

С вывесками, на который сделан главный акцент в современных проектах дизайн-кода города, дело обстоит немного иначе.
До написания поста я была уверена, что требования к оформлению уличных вывесок существовали и до революции. Если посмотреть фотографии городских улиц XIX и начала ХХ веков, можно убедиться, что надписи, афиши и рекламы выполнены в схожем стиле и по большей части сочетаются друг с другом (подборка вывесок
тут).

 Но причина не в требованиях, а принадлежности мастеров, кто изготавливал рекламные вывески, к одному цеху. До 1930-х гг. ремесленники следовали устоявшемуся канону. В советский период существовали требования к созданию вывесок, например, с 1960-х гг власть стремилась добиться единого стиля в оформлении центральных улиц Москвы.

-2


(Я не буду подробно расписывать историю наружной рекламы, оставлю
ссылку на интересный, на мой взгляд, обзор, рекомендую к прочтению)

Важно то, что попытки создать единый стиль были.

Вывески на постсоветском пространстве


Современные попытки создания проектов по дизайн-коду города не какое-то уникальное новшество, а борьба с разномастным хаосом, который образовался в 1990-х годах.

-3

Появление компьютерных технологий привело к созданию печатной продукции в любом стиле, в разных шрифтах и композиционных решениях. Засилье одного пятачка рекламами в разном стиле создавали цветное месиво. Представьте себе оркестр, в котором каждый музыкант играет что-то свое, и кроме шума музыки никто и не услышал. Следовательно, реклама переставала работать и приводила к созданию еще более «оригинальных и уникальных» вывесок, цель которых была привлечь внимание потребителя. Замкнутый круг соревнования «кто кого и у кого круче» привел к тому, что общий облик города стал отвратителен для восприятия.

-4


Вопрос о приведении в порядок внешнего вида стал как никогда актуальным.

Концепция, о которой я писала в первой части поста, стала глотком свежего воздуха среди всего рекламного хаоса. На сегодняшний день дизайн-код внедряется в города по всей России, и в том числе это касается малых провинциальных городов. Такая своеобразная «уборка» поможет человеку разглядеть улицу, обратить внимание на ранее не замеченные детали.

Конечно, в подобных проектах есть свои сложности, например:
1) Представители торговых марок говорят о наличии убытков после того, как их призвали к изменению вывесок, их логотипы перестали узнавать и/или замечать
2) Дизайн-код где-то реализовывается частично, в одной части города, и, как результат, нет целостности у городского облика.

Дизайн код в Рыбинске: оформлений вывесок в дореволюционном стиле

В 2017 году энтузиасты (имена не пишу, в интернете указывают разных людей) сделали вывески общественных мест в дореволюционном стиле. И назвали этот проект «музеем живой стариной вывески под открытым небом».

-5


Оформление улиц Рыбинска стало популярным примером реализации дизайн-кода города. Но я об этом узнала от студентки, которая презентовала мне его фотографии в рамках домашнего задания к зачету по урбанистике.

-6


Может ли это считаться полноценным реализованным проектом дизайн-кода? С одной стороны, нет. Вывески в дореволюционном стиле сделаны только в историческом центре города, отчего город стал разделенным на исторический и новый город. С другой - интересный ход с вывесками привлекает к себе внимание туристов, а это и есть одна из задач создания дизайн-кода. (Я так точно захотела посетить Рыбинск)

-7


Однозначно, что это оригинальная достопримечательность, ведь где еще увидишь вывески совкомбанка и магнит косметик в новом старом стиле??? Другое дело, что представители торговли не очень желают вписываться в общий городской проект и продолжают оформлять входные двери в своем фирменном стиле.

А вы замечаете вывески? Вам нравится, как они выглядят? Или стоит их заменить? Пишите в комментариях ответы, интересно почитать ваше мнение.

Здесь статья о том, как по-новому посмотреть на город, в котором вы живете.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал Ехал Грека по проспекту, там больше про город, о том, как он устроен, что в нем интересного, пишу непривычно о привычных всем вещах.