Экскурсоводы это душа музея, это люди, которые непосредственно работают с посетителями, вы можете создать самую замечательную экспозицию, но если будет некому проводить экскурсионные программы увлекательно и интересно, вы проиграли, еще не открывшись.
Ранее: Мы все-таки смогли перевезти наш интерактивный музей в соседний город, расширили значительно экспозицию и почти были готовы к открытию.
Деньги кредита стремительно таяли, пришлось заказывать еще уйму всего, мебель, стойку «ресепшн», кубы –подставки под экспонаты, докупать цветной поликарбонат для перегородок, краски и другие строительные материалы. Мы кроили так и этак, стараясь уменьшить затраты. В этом наше искусство достигло всех возможных вершин, а опыт отдельной книги!
Но все расходы очень меня нервировали. До сих пор помню озноб, бегущий по телу, когда я открывала кошелек, иногда казалось, что земля уходит из под ног и я упаду в обморок, но это казалось не страшным, а хотя бы кратковременным спасением от бесконечных волнений и обрушившихся на всех нас проблем с монтажом.
Но отступать было поздно, надо было срочно доделывать музей, мы отставали от графика, уже был сентябрь.
Квартира, где мы жили, находилась в промышленном районе Череповца, возвращались мы после монтажа поздно и сразу падали на кровати. Стояло жаркое лето, форточки нельзя было открыть из-за удушливых выбросов металлургического комбината, кровати и диваны были неудобные, народу было много и мы, так толком и не выспавшиеся, с головной болью шли на очередной день монтажа. При входе в зал усталость пропадала, появлялся энтузиазм, откуда-то возникали новые идеи оформления и брались силы на их воплощение.
Ольга со Светланой Николаевной проявили чудеса творчества, приехал муж Оли и смонтировал всю оргтехнику, Людмила Александровна тоже подключилась к монтажу. Благодаря нашему колоссальному трудолюбию в конце сентября наш музей стоял готовый принять первых посетителей. В огромные окна светило солнце, просторные залы были наполнены воздухом, а яркие краски стен и экспонатов наполняли его энергией. Все создавало радостное ощущение, нам было чем гордиться!
Где персонал? Нас охватывает паника.
Еще в процессе монтажа мы начали подбирать персонал. Должность старшего администратора оказалась занята сразу, им согласилась быть сестра Людмилы Александровны. Я не люблю брать на работу родственников наших работников, но после собеседования поняла, что трудно найти для музея лучшего руководителя.
Ирина Александровна проживала рядом с Череповцом и работала завучем в школе. Это была приятная в общении миловидная женщина за внешней мягкостью, которой была видна способность к организации любого процесса, принятию ответственности за свои решения и действия подчиненного персонала. Я сразу отметила ее усталость и замотанность от работы в школе, именно это, наряду с маленькой зарплатой и ненормированным рабочим днем стало последней каплей в ее решении уйти. Мне очень жалко, что такие педагоги ищут работу на стороне.
Нам оставалось найти сменного администратора, трех экскурсоводов, уборщицу и того, кто будет разносить рекламу по школам.
Мы дали объявление в газете и стали рассматривать поступающие на электронную почту резюме, так мы делали в Вологде и успешно набирали персонал.
Не рекомендую указывать номер телефона, звонков от любопытных будет много и вы будете не в состоянии работать в обычном режиме. По резюме гораздо удобнее оценить возможности кандидата и его навыки и пригласить на собеседования только тех, кто вас заинтересовал. Удобно также проводить промежуточный этап - видео-собеседования, на них можно отсеять до 50% кандидатов.
В Череповце этот метод совершенно не сработал. На объявления в газетах откликался кто угодно - продавцы, кассиры, работники складов, менеджеры по продажам, но все они не подходили на должность экскурсоводов, даже если бы мы потратили время на их обучение. Тот контингент, который нам был нужен, культурные и образованные люди, никак не шли. Приглашать на собеседования для окончательного отбора просто было некого!
И у нас стала назревать крупная проблема, монтаж заканчивался, а работать было некому. Я начала паниковать, ведь экскурсоводы это душа музея, это люди, которые непосредственно работают с посетителями, вы можете создать самую замечательную экспозицию, но если будет некому проводить экскурсионные программы увлекательно и интересно, вы проиграли, еще не открывшись.
Прошло больше месяца, объявления публиковались одно за другим, мы стали развешивать предложения о работе в университетах, музеях, домах культуры, на подъездах, но результата все равно не было, нашли только уборщицу, и было непонятно почему в Череповце не срабатывает обычная практика набора персонала?
От бессилия я обратилась в городской Центр занятости и это нас спасло. Мне объяснили, что с тем уровнем кадров, который нам требовался в Череповце, действительно были проблемы. Основу деятельности города составлял крупнейший в России металлургический комбинат и сопутствующие ему производства химической промышленности, соответственно большинство населения были рабочими и обслуживающим персоналом, представителей культурного слоя было совсем немного и все они были востребованы.
Позже этот факт стал решающим и в деятельности музея! Могла ли я это предполагать. Вряд ли, об этом не трубят на всех перекрестках, и город позиционировал себя как культурный центр, фактически таковым не являясь.
Центр занятости затребовал от нас кучу документов, даже справку об открытии счета. Я уже начинала сожалеть, что связалась с ними, но в конечном итоге специалисты Центра сработали профессионально. Буквально через неделю мне позвонили и сообщили, что набрали достаточно претендентов и пригласили их на собеседование. Я с опаской приехала в Череповец, увидела в коридоре очередь из приглашенных и подготовленный для собеседования кабинет. Я была удивлена, это был примерно тот контингент, который мы искали и мы наконец-то набрали весь недостающий персонал: двух экскурсоводов, сменного администратора и ответственного за работу со школами .
Но при наборе экскурсоводов пришлось отойти от нашего возрастного ценза. Если в Вологде у нас работали молодые девочки в возрасте до 25 лет, то в Череповце нашим экскурсоводам было 30-40 лет, но работали они очень неплохо, так же эмоционально и ответственно. За работу со школами у нас стала отвечать обаятельная пенсионерка в норковой шубке.
Коллектив был сформирован, мы пригласили наших бывших экскурсоводов из Вологды и они начали процесс обучения.
Тщательно сформулируйте критерии отбора экскурсоводов. У каждого музея в зависимости от направления они свои.
Мы старались приглашать молодых девушек, живых, веселых, коммуникабельных, не обременных семьей и обучить их вести программы, так как мы это себе представляли, с чувством эмпатии, единения с группой, заряжая энергией и позитивом наших посетителей.
Среди основных требований было также высшее образование, хорошая память, любознательность, приятная внешность, стрессоустойчивость.
Отлично, если у кандидатов будет опыт публичных выступлений, участий в КВНах, конкурсах, театрализованных постановках.
Но самым главным требованием, как показал наш опыт, была стрессоустойчивость. При работе с детскими группами это наиболее важный фактор.
Вам будет интересно: