Найти тему

Как создать музей-28. Беспредел в музейной сфере.

Сугорье. Фото с сайта.
Сугорье. Фото с сайта.

Итак, мы приняли как неизбежный факт, что рядом с нами открылся музей -конкурент.

Новый учебный год с 1 сентября нас порадовал хоть и не таким высоким как прежде, но все-таки устойчивым спросом, несмотря на то, что конкурент «Музей занимательных наук Эйнштейна» оттягивал значительную часть школьных групп.

-2

Подпишись на канал "Исповедь предпринимателя"

Я уже немного успокоилась и свыклась с мыслью, что мы перестали быть единственным интерактивным музеем в городе, а между тем противостояние продолжалось.

Злую шутку сыграло то, что названия обоих музеев начинались на букву «э» -«Эврика» и «Эйнштейна" и посетители часто путали музеи, идя в «Эврику», оказывались в музее «Эйнштейна» и наоборот.

Более того, конкурентная борьба стала вестись методом прямого копирования. У нас была очень популярная программа «Покорители стихий» и из-за путаницы в названиях музеев посетители звонили в музей Эйнштейна с просьбой записать на эту программу и чтобы их не потерять они, не долго думая, сделали программу «Покорение стихий».

На выпускной мы предложили программу с персонажем Сивилой Трелони-преподавателем Хогвартса, они как альтернативу нам - с Гарри Поттером. Таких примеров было великое множество, вплоть до записи на диктофон экскурсий, показа тех же роликов, что и у нас на экскурсиях, применения таких же акций и цен.

Экскурсоводы были расстроены и переживали, это бессовестное копирование вызывало справедливое возмущение. Я всех успокаивала и говорила, что это они передирают с нас , а не мы, значит мы сильнее.

Потом мы уже не обращали на это внимания и старались просто идти впереди конкурентов и со временем они отстали от нас, так мы нашли свой уникальный путь развития экспозиции и программ, который они так и не смогли достичь.

И именно это стало правильным и верным решением. Уйти от конкурентов настолько далеко в качестве, формате подачи материала, экспонатов, чтобы стать недостижимыми.

Следите за публикациями.

Но вообще -то эта проблема коснулась не только нас. Музеи в нашей стране фактически не защищены от беспредела и нет авторских прав на программы.

Гораздо более драматичная ситуация у нас в Вологодской области сложилась с "Историко-этнографическим комплексом Сугорье».

«Сугорье» – это уникальный интерактивный проект, предлагающий посетителям «путешествие в Русь изначальную» – воплощается идейным вдохновителем историком - реконструктором Игорем Александровичем Ручиным с командой единомышленников уже более 20 лет.

Вначале в г.Белозерске появилась «Княжеская гридница» - это был первый интерактивный музей Вологодской области. Немного погодя рядом с ним обосновались «Длинный дом викингов» и «Средневековая кузница», а по глади Белого озера заскользила ладья «Славянка». Все предметы быта, костюмы, вооружение, доспехи были сделаны руками команды с соблюдением исторических данных и с опорой на научные факты.

Мы в рамках проекта «Мой край привозили детей из сельских районов». Все здесь поражало воображение, начиная с ведущего, самого Игоря Александровича, высокого, статного красавца в костюме древнерусского дружинника, казалось, шагнувшего к нам из глубины веков.

Ребята узнавали традиции предков, о торговом пути «из варяг в арабы», о принципах судостроения, их облачали в исторические костюмы и они
становились участниками военного совета князя и его дружины. Рассказывалии о быте и подвигах викингов -частых гостях Белозерья в древности.

Белозерск находится далеко от активных трасс, поток туристов был не таким большим и комплекс "Сугорье" переехал на берег реки Шексны.

И вдруг я узнаю, что весной 2018 года комплекс «Сугорье» вновь переезжает уже в поселок Горицы Кирилловского района. Я знаю, насколько трудно менять местоположение такого масштабного комплекса, поэтому поинтересовалась у Игоря Александрович почему это произошло.

Причиной стало несовпадение взглядов на развитие проекта с собственником строений, который начал диктовать свое видение развития, популистское.

А когда это не получилось, команда «Сугорья», он решил перехватить выгодный проект, не пытаясь создать собственный турпродукт.

Абсолютно все – названия музеев, экскурсионных программ, сценарии, формат проведения, тексты, логотипы и слоганы, рекламная продукция – было заимствовано примитивно и крайне некачественно. При этом они даже использовали изображения Игоря и членов команды!

Но главное – самозванцы присвоили название комплекса- «Сугорье», несмотря на то, что оно было зарегистрированным товарным знаком со свидетельством от Роспатента!

Так у нас в области появилось два комплекса "Сугорье".

Ручин попытался обратиться за справедливостью к местным властям, но здесь его ожидало полное разочарование – власти не просто самоустранились от решения этого вопроса, но и спокойно согласились с тем, что теперь на территории Кирилловского района одновременно будут работать два «Сугорья» с одинаковыми экскурсионными программами! Больший абсурд сложно представить.

Обращение в суды также не принесло результатов. По мнению Ручина, наши суды совершенно некомпетентны в вопросах авторского права и товарных знаков. Несмотря на то, что доказательства своей правоты он приносил «килограммами», а его оппоненты не смогли представить даже самой завалящей бумажки, суды отказывали ему по «формальным причинам», т.е. юридическим зацепкам.

Однако, не все так плохо. Туристическое сообщество Вологодской области безоговорочно поддержало Ручина. Для всех турфирм области существует только одно «Сугорье» в Горицах - уникальный туристический продукт, основанный на глубоком знании истории, выращенный и буквально выстраданный командой местных энтузиастов - краеведов

Не сравнивайте свой музей с другими, у каждого свое направление деятельности, свой путь развития, свои сильные и слабые стороны. Обязательно анализируйте их деятельность, но не обращайте внимания, если ваши идеи будут копироваться, ведь и вы тоже вольно или невольно можете это делать. Подсматривайте удачные решения, но интерпретируйте их применительно к вашему проекту, делая уникальными.

В конкуренции есть и большой плюс, если другие музеи развиваются успешно, это заставляет и вас шевелиться и не отставать.

В конкурентной борьбе есть одно важное условие для успеха - вы должны быть первыми, тогда у вас есть запас времени, чтобы снять сливки.

И еще, делайте свою работу качественно, с любовью и это обязательно оценят.

Подпишись на канал "Исповедь предпринимателя"

Навигация по каналу

Читай также: